Публикации

Казанский Богородицкий монастырь

Дата публикации  Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Книга «Заступница Усердная»
Казанский Богородицкий монастырь

Казань, конец XVI века. На благословенных волжских берегах Казанская икона Божией Матери являет чудеса, горожане, прознавшие про чудо странники устремляются на поклон к новоявленному образу Царицы Небесной. В соборном храме Благовещения совершаются литургии. Архиепископ и градоначальники заказывают самым искусным мастерам церковной живописи сделать списки с иконы. Имя первого иконописца осталось неизвестным, можно лишь предположить, что первым воспроизвел кистью своей святыню мастер храмовых росписей, ведь строительство церквей и соборов шло в те годы в Казани весьма активно.

Первый список чудотворной иконы и описание истории обретения, явленных чудес отправили в Москву, к царю Ивану Васильевичу. Царь повелел устроить в Казани монастырь и здесь поставить икону.

Впрочем, точная дата основания святой обители остается неизвестной. С большой долей вероятности можно лишь предположить, что произошло это уже в начале 80-х годов XVI века. Высочайший указ воплотился в жизнь: «Монастырь девъ повеле устроите, и келии поставити и ограду монастырю оградити, и милостыню довольну повеле дате изъ своей царские казны: священному собору и игуменье, и 40 сестрам урок летний, еже и быстъ». Первый известный документ, в котором упоминается монастырь и его, очевидно, первая игуменья Петронилла (Петранила), датирован 25 июля 1584 года. Гермоген в «Сказании...» упоминает и вторую игуменью, Марию.

Казанская икона Божией Матери: царское почитание

Казанская икона Божией Матери: царское почитание

Особое, трепетное отношение к чудотворному образу Богоматери было у царя Феодора Иоанновича, который продолжил дело отца и помог строительству каменной церкви, которая возведена была уже к 1595 году. Царь повелевает обложить чудотворный образ Богоматери золотом и драгоценными камнями из царских сокровищниц. Это был первый, но далеко не последний дар чудотворной Казанской иконе Божией Матери от царского дома. Несколько веков спустя, в 1767 году, императрица Екатерина II, присутствуя на литургии в Казанском девичьем монастыре, украсила венец чудотворной иконы дорогими бриллиантами.

...В конце XVI века, несмотря на то что слава о чудотворной иконе разлетелась по всей России, она все же считалась местночтимой. В Казани празднование и крестный ход совершались ежегодно при большом стечении народа, в день ее обретения. Михаил Феодорович Романов в память об освобождении страны от иноплеменников со знамением святого образа установил празднование в Москве Казанской иконы Божией Матери два раза в год: в день обретения святой иконы и в день освобождения Москвы от польских интервентов, с учреждением двух крестных ходов из Успенского собора во Введенскую церковь, что на Сретенской улице, где князем Дмитрием Пожарским был помещен список с чудотворного образа.

В 1649 году царь Алексей Михайлович, обрадованный рождением сына Димитрия 21 октября, во время всенощной службы на праздник Казанской иконы Божией Матери, установил праздновать 22 октября (по новому стилю 4 ноября) по всей России. Чудотворная Казанская икона Божией Матери с тех пор стала одной из самых почитаемых в России, тысячи приходских и монастырских церквей освящались в ее честь.

В течение многих веков существования святой обители в Казань непрерывным потоком шли люди, чтобы поклониться Пречистому образу Богородицы. Сохранились данные о том, что до 70% доходов городу приносило паломничество в монастырь. В казанских крестных ходах принимали участие десятки тысяч горожан и паломников. Сотни православных посещали монастырь ежедневно, а 8 июля и 22 октября — в дни празднования Казанской по старому стилю — в город приходили и приезжали десятки тысяч верующих. По свидетельству очевидцев, среди участников шествия были представители разных народов и даже вероисповеданий.

По традиции, в праздничные дни в монастыре служили епархиальные архиереи. Для жителей Казани вплоть до начала XX века дни празднования иконы были источником значительных доходов. В эти дни в большинстве домов Казани бойко сдавались номера, меблированные комнаты, для простого люда — пристрои и сараи, да и те по «праздничной цене». В дни праздников шла активная торговля: хозяйки пекли хлеб да пироги, а мальчишки на улицах зарабатывали свои копеечки, продавая кипяток из самоваров, раздувая их прямо на улицах.

Маршрут праздничного всенародного шествия начинался от храма Казанско-Богородицкого женского монастыря, следовал через Кремль и соборный храм Благовещения, проходил монастырь Иоанна Предтечи (под стенами Кремля), Никольскую церковь (ул. Проломная, ныне ул. Баумана), Петропавловский собор и возвращался к месту обретения иконы. Последний раз крестный ход в память Казанской иконы Божией Матери устраивался 21 июля 1903 года. Ко всеобщему горю, уже через год ее варварски похитили.

В те годы архиерейские службы в Богородицком монастыре совершались до 20 раз в год, чудотворную икону ежегодно носили еще в 14 крестных ходах, перевозили в разные храмы города. По частным просьбам жителей Казани монастырские священники с Казанской иконой Божией Матери посещали частные дома (для этого имелась специальная карета), в основном для сотворения особой молитвы в помощь больным. Не остановило поток паломников даже исчезновение обретенной иконы, тысячи россиян отправлялись в Казань, чтобы поклониться месту явления и обретения, обратить зов своего сердца к Божией Матери.

Возвращение Всеблаженной

На опустевшее место в соборе, где раньше стояла чудотворная икона, в 1905 году поместили икону Богородицы Паммакариста (Всеблаженная), написанную по заказу константинопольского патриарха Иоакима III и присланную в подарок монастырю (ныне икона находится в фондах Национального музея Республики Татарстан). Список с древней иконы находится сегодня в Никольском соборе, что расположен на центральной улице Казани.

«Мы часть великой страны, город, живущий под покровом Божией Матери...»

Кроме обретенной Казанской иконы Богородицы в обители были и другие святыни. В Николо-Тульской церкви находилась древняя икона святителя и чудотворца Николая, по преданию, находившаяся в храме еще в XVI веке. Там же были два древних списка с Казанской иконы Божией Матери: один «с чудесами», а другой представлял собой достаточно точную копию явленной иконы, который ставился на место чудотворной тогда, когда она находилась вне храма. По всей видимости, именно она сейчас находится в храме Ярославских Чудотворцев, что на Арском кладбище. Другая старинная Казанская икона Божией Матери многие годы хранилась в Софийской церкви Казанско-Богородицкого монастыря.

Теги:
Казанско-Богородицкий монастырь
история Казанского края
история Казанской епархии
Воссоздание Казанского собора
Казанская икона Божией Матери — публикации
Паммакариста

Православие в Татарстане

Новости партнеров

Все публикации