Публикации

Время Рождественского поста

Дата публикации  Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Протоиерей Владимир ГОЛОВИН
Время Рождественского поста

Православные христиане вступили в благодатное время Рождественского поста. Посты составляют примерно треть года. В период поста мы во многом себя ограничиваем и тренируем свое терпение. Многие люди пренебрегают постами и считают, что им можно все, но, живя по такому принципу, они загоняют себя в тупик. А пост тренирует волю и рассуждение.

Человек обладает свободной волей, поэтому он сам выбирает свой жизненный путь. Сам выбирает, куда ему идти — в ад или в рай. Я глубоко убежден в том, что человек, который не соблюдает посты, многого себя лишает, в том числе и радости.

Посты имеют большое значение в жизни каждого христианина. Заповедь Божия гласит: «Помни день субботний, чтобы святить его. Шесть дней работай и делай [в них] всякие дела твои, а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему…» (Исх. 20:8). Многие верующие считают, что эти слова относятся к праздникам. Но на самом деле не только к ним, но и вообще ко всему освященному времени.

Нужно сказать, что пост — это не только воздержание от скоромной пищи, но и духовная работа. Рождественский пост готовит нас к празднику Рождества Христова. По его окончании мы будем переживать явление Христа, о котором лучше всех сказал блаженный Августин: «Бог стал человеком для того, чтобы человек стал Богом».

Поэтому, если спросить нас о том, кто является нашим Богом, мы ответим: «Непостижимый Дух и близкий мне человек во Христе. Отличие только одно: я грешен, а Он — нет».

Когда мы молимся, мы знаем, что Господь слышит нас не только благодаря Своим Божественным способностям, но и потому, что Он опытно знает, как человеку бывает плохо. Будучи на земле, Господь голодал. Он нас понимает, когда мы Ему говорим: «Господи, мне и моим детям нечего есть». Мы говорим: «С ипотеками заигрались до такой степени, что скоро останемся без крыши над головой». А не Господь ли сказал, что Ему даже голову приклонить негде. Он знает, что такое физическая боль, поэтому понимает нас, когда мы о ней говорим. Он знает, что такое предательство, потому что в Него тоже плевали. Поэтому мы, православные, празднуя Рождество Христово, делаем из него практические выводы. Например, мы учимся молиться по-простому, а не сложными заученными фразами: «Господи, Тебе было больно. Ну пожалей Ты моих детей». Поэтому для нас Рождество — это не только елки и колбаса на столе. В этот праздник мы осознаем, насколько нам близок наш Бог. И как мы бесконечно дороги Ему.

Поэтому нынешний пост — это не просто исполнение кем-то придуманных обязанностей, но и неоценимый опыт, который пригождается нам в духовной жизни, а также в быту. Я рекомендую всем соблюдать Рождественский пост, но напоминаю, что пост заключается не только в отказе от скоромной пищи. Некоторые в период поста отказываются от мяса и начинают есть картофель. Но едят его в таком количестве, что того гляди брюхо лопнет. Это, конечно, нельзя назвать постом. Во всем следует соблюдать меру. И помнить о том, что пост — это духовная работа, а не просто поедание капусты с картофелем. Мы должны общаться с Господом: «Господи, скоро Ты явишься в этот мир. Ты опять будешь близко. К кому? Ко мне? Ты ко всем близко. А я-то буду близко к Тебе? За этот год я приблизился к тебе хотя бы на полмиллиметра? Что мне нужно изменить в своей жизни? Как я должен жить, чтобы стать ближе к Тебе?».

Для нас пост — это в первую очередь время покаяния, время духовных рассуждений, время больших выводов, и, как следствие, изменение образа жизни. Мы не будем говорить, что в этот пост мы изменимся и станем хорошими во всем, потому что это фантастика. Скажем так: «Возможно, в этот пост мы хоть в чем-то немного изменимся. И двинемся маленькими шажками ко Христу, к настоящему счастью, к Царствию Божиему, к вечности».

Теги:
Рождественский пост
духовная жизнь

Православие в Татарстане

Новости партнеров

Все публикации