Публикации

Сколько ты стоишь для Бога?

Дата публикации  Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Стелла АВАНЕСОВА
Сколько ты стоишь для Бога?

Что такое самооценка?

Самооценка — это умение человека критически относиться к себе, его умение соизмерять свои силы и возможности. Самооценка может быть адекватной и неадекватной, стабильной и нестабильной. Зачастую она зависит от мнения окружающих, уровня притязаний и жизненного опыта. Адекватная самооценка позволяет человеку ставить перед собой реальные цели.

В зависимости от характера самооценки у человека складывается либо адекватное отношение к себе, либо неадекватное, неправильное. В последнем случае человека постоянно преследуют неудачи, и он часто вступает в конфликты с окружающими. Гармоничность развития его личности нарушается. Характер самооценки определяет формирование тех или иных качеств личности. Например, адекватная самооценка способствует формированию уверенности в себе, самокритичности, настойчивости, требовательности, а неадекватная — робости или, наоборот, самоуверенности, некритичности. Правильная самооценка характерна для взрослого человека, но, безусловно, немногие люди к ней способны.

Адекватная самооценка — залог психологического благополучия

Если человек знает, какие у него положительные и отрицательные стороны, то это означает, что он адекватно себя оценивает. Он знает, над чем еще предстоит поработать, и стремится к активной деятельности. Завышенная самооценка напоминает манию величия. Человек не видит себя со стороны, он считает, что всегда прав, поэтому переубедить его в чем-либо невозможно. Однако это не признак большого ума. Кроме того, он ставит перед собой недостижимые цели, а это неизбежно приводит к пагубным последствиям. Люди с низкой самооценкой занижают значимость своих личностных качеств, часто проявляют нерешительность и трусость. Они постоянно жалуются на жизнь, обстоятельства и свою беспомощность. Они считают, что невозможно изменить что-либо в сложившихся условиях, и называют себя невезучими и несовершенными.

Формирование самооценки

На формирование самооценки ребенка большое влияние оказывают его родители. Случается, что они невольно способствуют формированию заниженной самооценки у своих детей, не доверяя им или подчеркивая их безалаберность и безответственность: «Не бери чашку — разобьешь! Не трогай телефон — сломаешь».

По мнению психологов, сильно понижает самооценку ребенка уход из семьи отца, потому что ребенок уверен: если бы он был достаточно хорош, то папа не ушел бы. Также негативно влияет на детей сравнение их с более одаренными, послушными и трудолюбивыми сверстниками. Сравнивать ребенка можно только с ним самим — сегодняшнего со вчерашним. Ребенок не должен сомневаться в том, что с ним все в порядке и что он лучший для своих родителей. Подросток с заниженной самооценкой может стать либо забитым, либо агрессивным, а именно такие дети попадают в плохие компании. Им подходит любое общество, которое их принимает. Они думают, что недостаточно хороши, чтобы выбирать, и если выбрали их — нужно соглашаться.

Но бывает и наоборот: некоторые родители постоянно хвалят своих детей и преувеличивают их способности и заслуги, в результате чего у тех формируется завышенная самооценка.

Православный взгляд на низкую самооценку и ее отличие от смирения

Православные священники утверждают, что среди прихожан часто встречаются люди с заниженной самооценкой. Они всегда сомневаются в себе и просят благословения на самый незначительный поступок, поскольку постоянно думают о своем несовершенстве. По мнению христианского психолога Виктора Слободчикова, обесценивание себя часто является не смирением, а болезненным психологическим состоянием:«Выражается оно в отказе от волевого действия из-за страха быть несостоятельным, выглядеть глупо в глазах других, оказаться неуклюжим, неумным, неумелым. И человек делает все для того, чтобы избежать ситуации возможного неуспеха».

По наблюдению протоиерея Бориса Левшенко, человек с заниженной самооценкой слишком поглощен мыслями о себе, всегда занят собой. А смиренный человек просто занят делом. Смиренный человек принимает свое несовершенство с упованием на Божию помощь, а человек с заниженной самооценкой очень болезненно его переживает. Его беспокоит то, что он не соответствует каким-либо ожиданиям окружающих. Человек смиренный внутренне стоит перед Богом, человек с заниженной самооценкой — перед людьми.

Христианское отношение к себе

Чаще всего переживание своего несовершенства является обратной стороной убеждения «Должно быть так, как я хочу». С духовной точки зрения это та же самая гордыня, только вывернутая наизнанку: «Я такой человек, что у меня должно это быть, но у меня этого нет». Но если человек уйдет от психологических переживаний в пространство духовной жизни, то проблема потеряет свою остроту.

— Человек не может сказать Богу, что он хорош или что он плох, ведь для Господа не существует таких понятий. Есть только наше недостоинство перед Ним. А все различия, за которые мы держимся в миру, здесь неважны. Последнюю правду о нас и других знает только Бог, — говорит Виктор Слободчиков.

По мнению протоиерея Бориса Левшенко, человеку считать себя ничтожеством нельзя, потому что он — образ Божий. Как же можно образ Божий считать ничтожеством? Другое дело, что необходимо видеть в себе то зло, с которым стоило бы побороться, и молить Бога о том, чтобы Он дал сил для этой борьбы. Апостол Павел пишет: «Для меня очень мало значит, как судите обо мне вы или другие люди; я и сам не сужу о себе. Ибо, хотя я ничего не знаю за собою, но тем не оправдываюсь; судия же мне Господь» (1 Кор. 4, 3—4). Это и есть образец здорового христианского отношения к себе.

Митрополит Антоний Сурожский писал о ложном смирении так: «Это одна из самых разрушительных вещей; оно ведет к отрицанию в себе того добра, которое есть, и это просто несправедливо по отношению к Богу. Господь нам дает и ум, и сердце, и волю добрую, и обстоятельства, и людей, которым можно сделать добро; и надо его делать с сознанием, что это — добро, но что это не наше, а Божие».

Протоиерей Андрей Воронин людям, которые подвержены унынию из-за переживания своей никчемности, напоминает: «Христос умер за тебя! Ты представляешь, сколько ты стоишь для Бога?»

Теги:
Самооценка
человек
духовная жизнь
психология

Православие в Татарстане

Новости партнеров

Все публикации