Публикации

О чистоте души

Дата публикации  Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Галина БАЛАНДИНА
О чистоте души

Пошла встречать внука из школы. По выражению его лица поняла: что-то неприятное с ним приключилось. Спросила. В ответ: устал, уроков было много. А ещё вчера на спортивной секции один мальчик обозвал меня скверным словом». Узнав, что за слово, немало удивилась. Это в девять-то лет, словно из зоны, от уголовников, ребёнок услышал такое. Постаралась успокоить внука, но подумала: «Сколько зла, нелюбви друг ко другу с малых лет». Грехи уже начинают одолевать. 

Вот она злая стая страстей: раздражительность, злоба, обидчивость, зависть, осуждение, грубость, нетерпение и т.п. — спутники почти каждого человека. Как-то находясь среди группы православных людей, регулярно посещающих храмовые богослужения, спросила: «Есть ли среди нас такие, которые перестали раздражаться, обижаться, осуждать?» — Не нашлось ни единого. 

Анализ признаков истинной любви, прочла в книге, — указывает нам, что мы её не имеем, если раздражаемся на ближних, подозрительны к ним, если не способны смиряться перед ними и перенести от них укоры или обличения, не способны нисходить к их слабостям и погрешностям, не способны прощать им что-то». 

Духовную брань испытывает каждый человек и разными способами старается очистить свою душу. Спастись-то всем хочется. Общаясь, мы, православные, об этом беседуем.

В одной из книг некий Исаак-монах рассказал случай из своей жизни: «Однажды я поссорился с братом и стал гневаться на него. Сидя как-то за рукоделием, я вспомнил о ссоре, раскаялся и думал: «Что мне делать?» В это время вошёл ко мне какой-то юноша и, не сотворив, как следовало, крестного знамения, сказал: «Ты согрешил и тревожишься, доверься мне и будешь спокоен». Я понял, что это дьавол, и ответил: «Уйди, ибо ты не от Бога». Он же говорит: «Жаль мне тебя: дело своё ты губишь, а всё-таки ты мой». «Нет, — говорю, — не твой я, дьавол, а Божий». Он сказал: «Тех, кто гнев держит и зло помнит, Бог передал нам. А ты уже три недели гневаешься на своего брата». Услышав это, я тот час же пошёл к брату, поклонился ему и примирился с ним. Что же? Возвратившись домой, я увидел, что дьявол, не потерпев моего примирения, из злобы, сжёг моё рукоделие и рогожу, которую я обыкновенно постилал, когда молился».

И в молитве «Отче наш» мы испрашиваем прощения, по крайней мере, раз пять или более в день, своих грехов с обещанием самим прощать других: «и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим» — грехи названы долгами, потому что Господь дал человеку силы и способности для делания добра, а мы часто обращаем это на грех и так становимся должниками перед Богом. 

Конечно, ходим на исповедь, каемся в грехах, но каемся часто поверхностно из-за ложного стыда, самолюбия, после исповеди не всегда и не сразу исправляемся. 

А душа болит, просит очищения. Святые утверждают, что только устроенная и упорядоченная в своих чувствованиях душа уже здесь, на земле, «вкушает внутренний мир и радость, ощущает в себе Царствие Божие, носит в себе истинный рай…» 

Как и всё великое и ценное, правильное устроение души приобретается не сразу, и не легко, после многих ошибок и падений, искушений. Это каждый опытно знает. Еженедельные участники и слушатели «Православных бесед» нашего города исходя из содержания занятий, просмотра фильмов «Старец Паисий Святогорец», «Игнатий Брянчанинов», «насельники Псково-Печерского монастыря» и др. стараются усвоить поучения святых о способах очищения души, о том, чем человек может получить прощение грехов.

И вот душеполезный перечень выводов для нас, желающих себе спасения: 

— Прощением ближнему грехов его против тебя «отпущайте и отпустят вам…» прощайте и прощены будете (Лк. 6:37). Итак, прости обиды согрешившим против тебя, и тогда простятся тебе множество грехов твоих. 

— Милостыней ближнему. Грехи твои, как говорит пророк, милостынями искупи (не согласная с Галиной Сергеевной. Человеческий грех искуплен смертью Христа, милостыня тут при чём). Огонь говорящий угасит вода, и милостыня очистит грехи. Итак, подавай милостыню, и простятся грехи твои.

— Молитвою: если будешь усердно молиться, получишь прощение; это доказала вдова, неотступной просьбою преклонившая на милость жесткого судию. Если вдова умилостивила неправедного судию, то тем ли легче тебе умилостивить судию Господа, Кроткого и Милосердного?

— Плачем о грехах: пример тому апостол Пётр, который слезами вернул себе апостольство. 

— Перенесением с благостию и терпением постигшего бедствия: пример сему евангельский Лазарь. Итак, перенеси и ты все скорби с благодарностью и без ропота, и простятся тебе грехи твои. 

— Исповедью перед священником (может просто «исповедью, или покаянием в грехах).

— Обращением грешника на путь веры, правды, добра: «обративший грешника от заблуждения пути его, спасёт душу от смерти и покрыет множество грехов» (Иак. 5:20).

Речь, собственно, идёт об исполнении заповедей Божиих. И всё же есть камень преткновения. — Это мы сами с нашей нерешительностью, леностью, малодушием. Если бы было легко исполнять заповеди, то все были бы уже святыми. Как изменить себя, чтобы избавиться от гордости, самолюбия и других их производных: обидчивости, раздражительности и т.п.? Остановились на Иисусовой молитве, перечитали советы оптинских старцев, книжечку: «не оставляй Божественной молитвы». 

В книге «Рассказы» странника духовному своему отцу» говорится, что к душевному миру ведут два пути: во-первых, исполнением заповедей; во-вторых, непрестанным призыванием Господа Иисуса, то есть постоянным творением Иисусовой молитвы. И далее написано: первое средство, могущественно, но второе могущественнее. Первое средство, то есть исполнение заповеди, мы по своей духовной слабости не в состоянии, а вот с помощью Божией, с призыванием имени Христа, сможем и заповеди исполнять. Как исполнять Иисусову молитву, надо согласовать с духовником или даже по книгам об этой молитве. 

Старец Паисий Святогорец, стяжал мир в душе даже в наше весьма неспокойное время, отвлёкся от всех страстей мирских и душевных, то есть стал святым. Он установил мир в своей душе, главным образом, посредством непрестанной молитвы. Его мирный дух разливался вокруг его и передавался тем, кто был рядом с ним. 

Людям Старец говорил: «Мир во всём мире наступит тогда, когда мир будет у нас внутри. Различные борющиеся за мир организации здесь помочь не могут».

По словам святых, борьба с грехами — борьба с диаволом. И без помощи Божией невозможно одержать победу: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас».

Теги:
Духовная жизнь
страсти
грех
Паисий Святогорец
молитва

Православие в Татарстане

Новости партнеров

Все публикации