Публикации

Проповедь митрополита Феофана на Литургии в Неделю 28-ю по Пятидесятнице в Кизическом монастыре Казани

  Количество просмотров

13 декабря 2015 года, в Неделю 28-ю по Пятидесятнице, день празднования памяти апостола Андрея Первозванного (ок. 62), митрополит Казанский и Татарстанский Феофан совершил Божественную литургию в Свято-Введенском Кизическом мужском монастыре города Казани. После чтения уставного Евангельского зачала глава Татарстанской митрополии обратился к верующим с архипастырским словом.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сейчас мы слышали с вами повествование о том, как Спаситель исцелил женщину, которая 18 лет была связана тяжелой болезнью — вся скрючена, что порой видим и в нашей жизни (Лк. 13:10-17). Характерно, что скажет Спаситель: «Связал ее сатана». Представьте себе: за Спасителем шествует всегда большое количество народа. Многие слышали о Нем, что Он исцеляет больных, хромых, слепых. И, естественно, в первую очередь эти люди стремятся ко Христу, чтобы получить от Него исцеление. Возможно, что и эту женщину, которая не могла сама прийти, принес кто-то из близких, дабы заметил ее Христос и исцелил.

Так и случилось. Спаситель увидел несчастную и сказал: «Вставай, ты здорова». Все в изумлении — та, которая 18 лет была скрюченной, встает на ноги, благодаря Бога.

Но происходит и другое. Это был субботний день, а по иудейскому закону в субботу нельзя ничего делать. И фарисеи, возможно, и саддукеи, начали роптать: «Что Он делает? Сегодня суббота, а Он исцеляет, то есть совершает некое действо. А в законе Моисеевом сказано, что «шесть дней работай, а суббота — Господу Богу твоему» (Исх. 20:9-10). Нарушает закон Он». Обвиняли Его косвенно в безбожии.

Спаситель, не только слыша их, но и ведая их сердца, обращается к ним при народе: «Послушайте, вы о чем говорите? Что нельзя делать в субботу?». [И далее] Он говорит: «Конечно, вы имеете дома животных — осла, например, которого надо напоить или накормить в субботу. И вы что делаете? Идете и отвязываете этого осла, бессловесное животное, дабы напоить или накормить его. А здесь?»

Обратите внимание, что говорит Спаситель: «Сатана связал эту женщину и она уже 18 лет страждет жестокой болезнью. А вы говорите: зачем ее исцелять в субботу?» Надо сотворить милость, исцелив несчастную от болезни…

Неслучайно упоминается о том, что сатана ее связал. Почему? Очевидно, были некие прегрешения, которые способствовали дьяволу воздействовать на эту несчастную женщину. И вместе с исцелением физическим Господь исцеляет и ее душу.

Может встать вопрос: «Это было когда-то. А сейчас какое отношение это имеет к нам, живущим здесь, спустя две тысячи лет после того как Христос был распят и вознесся на небо?» Имеет самое прямое отношение. Мы очень часто в нашей повседневной жизни любим осуждать. Нередко человек болеет тяжелыми болезнями, а мы подобно тем фарисеям в глаза скажем: «Ох, да что же это с тобой?», а, отойдя с подругой: «Так ей и надо». Начинаем вспоминать, какая она была плохая, злая или грешница. Осуждаем несчастную нашу подругу, забывая о том, что надо проявить милосердие и сострадание.

Вместе с этим важно помнить, что очень часто наши болезни являются следствием наших грехов. И, наверное, каждый из нас об этом знает. Различные бывают болезни. Кто-нибудь скажет: «Всё это внешняя среда». Но так только кажется. В жизни человека всё взаимосвязано: внешнее может повлиять, конечно же, на физическое состояние. Но и разрушенная душевная чистота обязательно отразится на теле. Посмотрите на человека, одержимого грехом зла, осуждения, ненависти — даже лицо его злое и искаженное. И наоборот: на лице человека, который с любовью относится к другим, верует в Бога, милосерден, — выражены мир и спокойствие. Ибо благодатное озарение касается его души.

И мы, внимая повествованию, как Спаситель исцелил больную женщину, связанную сатаной, должны милостиво относиться к ближним, особенно, к больным. Сколько страждущих вокруг! Мы, христиане, должны проявлять любовь и милосердие. Спросите вы, стоящие здесь, друг друга: «Часто ли мы посещаем наших больных близких, или просто знакомых? Влечет нас сердце пойти в больницы, чтобы помочь, сказать доброе слово? Или где-то бездомный лежит и некому принести ему пищи или одежды?»

В древности даже язычники, которые гнали христиан, замечали их любовь между собой и говорили: посмотрите, как они любят друг друга. И мы, христиане, если глубоко будем понимать заповеди Христа, то должны с любовью относиться друг к другу, особенно же к немощным и больным. Дабы вера наша подтверждалась добрыми делами, а не выражалась в безумном осуждении.

…Многие ходят в один храм, но очень часто даже не знают друг друга. Постояли в храме — и пошли по домам без общения. Общайтесь — не ради любопытства, а ради того, чтобы помочь друг другу. И тогда даже далекие от Церкви люди, видя наше взаимопонимание, взаимопомощь, будут смотреть на нас как на образец отношений между людьми. И будут считаться с нами, и будут уважать нас. Мы живем бок о бок с носителями другой религии. [Давайте] через эту любовь между собой будем свидетельствовать, что наша вера — это вера, выраженная в любви к Богу и друг к другу. Дай Бог, чтобы мы с вами жили, не формально называя себя христианами, но деятельно исполняя Божии заповеди. Аминь.

Вернуться к списку

Последние добавления