Публикации

Через созерцание красоты к вере в Бога

Дата публикации  Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
диакон Виталий ГАРАБОВ
Через созерцание красоты к вере в Бога

17 декабря — память великомученицы Варвары

Сегодня Церковь празднует память святой великомученицы Варвары. Великомученица Варвара является одной из наиболее почитаемых на Руси святых, а ее житие — одним из самых поучительных.

В конце III века, в царствование Максимиана, в финикийском городе Илиополе у богатого и знатного язычника Диоскора родилась дочь, которую назвали Варварой. Мать ее умерла, когда девочка не достигла и отроческих лет. С того момента отец всю свою любовь и заботу сосредоточил на дочери, которая осталась единственным его утешением. С годами она становилась весьма красивою лицом.

Наряду с красотою телесной Варвара была прекрасна и душой. Диоскор, безумно любивший свою дочь, не желал, чтобы простые смертные и худородные люди любовались несказанной красотой Варвары, поэтому он решил скрыть ее от общества. Он построил для дочери башню с богатыми палатами, в которую и заключил ее, окружив надежными прислужницами. Уединенная от суеты и развлечений шумного мира, юная дева находила себе утешение в созерцании красот природы, открывавшихся из высокой башни, и в размышлении над увиденным.

Варваринская церковь

Любуясь красотами Божьего мира — сиянием солнца, лунным и звездным движением, красотой злачных полей, грандиозностью гор, или вслушиваясь в тихий шелест деревьев и журчание ручейка, юная дева нередко задавалась вопросами: «Кто все это произвел? Чья рука создала все так премудро и прекрасно?» Ее здравый ум и неиспорченное мирской суетой сердце говорили ей, что Кто-то мудрый и всемогущий создал всю эту красоту. Варвара подолгу днем и ночью рассматривала творения Божии, стараясь по ним узнать и их Создателя. И однажды она внезапно ощутила в себе присутствие чего-то высокого и светлого, что позволило ей познать истинного Бога. Сам Господь стал учителем и наставником юной девы. Он тайным и непостижимым образом вливал в ум и сердце Варвары Свою благодать, под воздействием которой дева росла и крепла духом.

Тем временем ее отец отправился по своим делам в дальний путь, отдав приказание служанкам не удерживать дочь в башне и ни в чем ей не препятствовать. Варвара, пользуясь свободой, начала выходить из дома и подружилась с некоторыми христианскими девицами. Ее новые подруги поведали ей о Христе: о Его неизреченном Божестве, о воплощении Его от Пречистой Девы Марии, о Его вольном страдании и Воскресении, а также о будущем Суде.

Слушая своих подруг-христианок, Варвара ощущала сладость в сердце, пламенела любовью ко Христу и желала принять Крещение. Случилось в то время одному пресвитеру прийти из Александрии в Илиополь под видом купца. Узнав об этом, Варвара пригласила его к себе. Пресвитер, изложив ей все тайны святой веры, крестил ее во Имя Отца и Сына и Святого Духа и, наставив, удалился в свою страну. Просвещенная крещением, святая Варвара воспламенилась еще большей любовью к Богу, и подвизалась в посте и молитве день и ночь, служа Господу своему, Которому и уневестилась, дав обет сохранять в непорочности свое девство.

Между тем приближался час страданий юной девы. Отец Варвары вернулся из путешествия, и она поведала ему о Боге Отце, Сыне Его Иисусе Христе и Святом Духе, о будущем Суде и вечной жизни. Но ослепленный сердцем Диоскор, видя, что его единственная дочь хулит отеческих богов и исповедует Христа, воспылал яростью, в приступе которой чуть не убил ее. Жестокосердый отец отдал свою родную дочь не менее жестокому областному правителю Мартиану, сказав: «Я отрекаюсь от дочери, потому что она отвергает моих богов и верует в Распятого. И если она не обратится к ним снова и не поклонится им вместе со мной, то не будет мне дочерью, а я не буду ей отцом: мучай ее, державный правитель, как будет угодно твоей воле». Игемон сначала пытался ласковыми и льстивыми речами отвратить святую от веры во Христа, а затем предал ее мучениям. Претерпев множество страданий, Варвара была усечена мечом своего жестокосердого родителя.

Картина: Нестеров. Великомученица Варвара

Житие святой великомученицы Варвары являет пример того, как созерцание красоты и гармонии Божиего творения приводит к вере в Бога. Причем не к формальной вере, когда человек говорит: «Я верю, что Бог существует, и этого достаточно». Но к горячей и пламенной вере, когда человек готов запечатлеть ее любым подвигом, в том числе и мученическим.Вспомним слова апостола Павла: «Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы…» (Рим. 1:20). Профессиональная деятельность ученых есть не что иное, как «рассматривание творений». Мы привыкли считать всех ученых атеистами, однако это не более, чем стереотип. Нужно отметить, что неверующие ученые появились сравнительно недавно — в конце XIX века. А большинство великих ученых были верующими. В качестве примеров можно привести Николая Коперника, Исаака Ньютона, Галилео Галилея. Великий русский ученый М. В. Ломоносов писал: «Создатель дал роду человеческому две книги. В одной показал Свое величие; в другой — Свою волю. Первая — видимый этот мир, Им созданный, чтобы человек, смотря на огромность, красоту и стройность его зданий, признал Божественное всемогущество, по вере себе дарованного понятия. Вторая книга — Священное Писание. В ней показано благословение к нашему спасению».

Первооткрыватель радиоактивности Анри Беккерель говорил: «Именно мои работы привели меня к Богу, к вере». Один из основателей электрохимии, физик и химик Гемфри Дэви писал: «Учение материалистов всегда, даже в юности, было мне противно. До тошноты наслушавшись в лекционных залах их речей, я, бывало, уходил в зеленые поля и рощи по берегу реки — к природе, безмолвно обращавшей мое сердце к Богу; я видел во всех силах орудия Божества… Новые идеи и бесконечные надежды тогда возникали в душе моей, и я чувствовал жажду бессмертия. Эти настроения обычно, конечно, относят к области поэзии, но я думаю, что они заключают в себе здоровое философское основание для веры в бессмертие».

Конечно, для того, чтобы уверовать в Бога, недостаточно просто созерцать красоту Его творения. Для этого необходимо иметь также чистую совесть и искреннее желание познать истину. Евангелие показывает нам печальный пример ожесточения человеческого сердца: когда Сам Творец и Спаситель по земле ходил, то далеко не все в Него уверовали. Но сигналы Божественного мира, если так можно выразиться, шли к нам не только в евангельские времена — они и сейчас идут буквально отовсюду, ибо «Небеса поведают славу Божию, творение же руку Его возвещает твердь» (Пс. 18:2). Задача человека — не отвергнуть Божий призыв.

Теги:
Великомученица Варвара
Святые и святыни
творение Божие
красота Божьего мира
вера в Бога
вера

Православие в Татарстане

Новости партнеров

Все публикации