Публикации

Вопрос любви к животным — вопрос иерархии

  Количество просмотров

Собака — друг человека или нечистое животное? В Ветхом Завете этот домашний любимец упоминается 30 раз и только в двух случаях слова не имеют негативного смысла. Иудеи и мусульмане считают собак нечистыми животными. Христиане же получили Новый Завет и вместе с ним отмену деления на чистое и нечистое. «Что Бог очистил, не почитай нечистым» (Деян. 10, 9—15). Но отношение к собаке как табу осталось. 88-е правило Шестого Вселенского Собора запрещает вводить собаку в храм. А можно ли христианину держать зверя дома?

У каждого творения Божьего есть назначение и смысл. Собаки охраняют жилище человека и его имущество. Логично: для охраны дома собака должна находиться снаружи, а не внутри. Поэтому разумно соорудить для собаки конуру или вольер во дворе дома. Но как же быть с домашними собаками в городской квартире? Собака в городе становится членом семьи, которого все любят и лелеют.

Чтобы решить этот вопрос нужно обратиться к изначальному замыслу всего сущего. В мире есть гармония и строгая иерархия, которую можно можно увидеть в заповедях. На первом месте у человека должен быть Бог, а на втором — ближний. «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим <…> Сия есть первая и наибольшая заповедь. Вторая же подобная ей: Возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 22:37—40) Животные в этой иерархии стоят ниже, как служители человеку. Бог благословил человека владычествовать над животным миром (Быт. 1:28).

Об уместности говорил и Паисий Святогорец: «Нужно каждому воздавать уважение, которые ему надлежат, иерархически правильно относиться к вещам. Детей любить как детей, жену — как жену, родителей — как родителей, святых — как святых, Бога — как Бога»

Запрета держать собаку дома нет ни в одном церковном документе. Те, кто говорят, что «нечистой» собаке не место рядом с домашним иконостасом, опираются на «околоцерковное» предание, которое, как пишет священник Дмитрий Моисеев, «к Православной Церкви не имеет решительно никакого отношения». Но отсутствие запрета — это не главное. Главное — смысл и мера.

Разумность и уместность — вот чем должен руководствоваться христианин при выборе места для собаки как в квартире, так и в жизни. Прихожая для животного подойдет идеально — и не холодно, и указывает на место, дисциплинируя животное. Нелишним будет обратить внимание и на свое поведение. Если мы балуем домашнего питомца, ласкаем, все ему прощаем, то стоит подумать: уместно ли такое обращение с собакой? Может, так разумнее обращаться с детьми или близким человеком?

«Чем больше я узнаю людей, тем больше люблю собак», — выразился немецкий поэт Генрих Гейне. Вслед за ним уже не первый век люди твердят: животные более честные, они лучше людей. Но такие слова обнажают неспособность полюбить ближнего «как самого себя», нежелание ладить с людьми и общаться. Бог не задумывал животное как существо, которое будет лучше человека. Иерархия была бы другой.

Но эта иерархия не отменяет милосердия. Человек, стоящий выше животного, должен заботиться о нем, а не просто эксплуатировать. Кормить после работы, организовать место для отдыха и прочее. Ведь даже строгое соборное правило, которое запрещает впускать в храм животное, одновременно разрешает его нарушить, если животному угрожает смерть.

Вернуться к списку

Последние добавления