Публикации

Проповедь митрополита Феофана в храме в честь Сошествия Святого Духа города Казани

Дата публикации  Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Митрополит Феофан
Проповедь митрополита Феофана в храме в честь Сошествия Святого Духа города Казани

27 декабря 2015 года, в Неделю 30-ю по Пятидесятнице, святых праотец, митрополит Казанский и Татарстанский Феофан совершил чин великого освящения храма в честь Сошествия Святого Духа города Казани и Божественную литургию в новоосвященной церкви. После чтения уставного Евангельского зачала архипастырь обратился к молящимся со словом проповеди.

Евангельское зачало в Неделю 30-ю по Пятидесятнице (Лк. 14:16-24). Притча о брачном пире

16Он же сказал ему: один человек сделал большой ужин и звал многих, 17и когда наступило время ужина, послал раба своего сказать званым: идите, ибо уже всё готово.

18И начали все, как бы сговорившись, извиняться. Первый сказал ему: я купил землю и мне нужно пойти посмотреть ее; прошу тебя, извини меня.

19Другой сказал: я купил пять пар волов и иду испытать их; прошу тебя, извини меня.

20Третий сказал: я женился и потому не могу прийти.

21И, возвратившись, раб тот донес о сем господину своему. Тогда, разгневавшись, хозяин дома сказал рабу своему: пойди скорее по улицам и переулкам города и приведи сюда нищих, увечных, хромых и слепых.

22И сказал раб: господин! исполнено, как приказал ты, и еще есть место.

23Господин сказал рабу: пойди по дорогам и изгородям и убеди прийти, чтобы наполнился дом мой.

24Ибо сказываю вам, что никто из тех званых не вкусит моего ужина, ибо много званых, но мало избранных.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа

Представьте себе картину, о которой мы слышали сейчас из Евангельского повествования. Некий господин — возможно, это был руководитель селения, города, небедный человек — решил устроить праздничную трапезу. У нас сейчас Новый год наступает, Рождество Христово, и если какой-нибудь руководитель приглашает на эту праздничную трапезу, то, конечно же, уважаемых в селении, известных людей…

И представьте себе картину: приходят те, кого посылал устроитель пира, удрученные... Хозяин спрашивает: «Что случилось?» Ему говорят: «Все, кого ты звал, отказались», — и называют причины отказа... И он говорит: «Ах, так? Идите на улицы. Приглашайте слепых, глухих, хромых — я всех приглашаю на праздник». Так и сделали, позвали всех, устроили пир. В Евангелии Сам Господь, подводя итог, говорит: «Много званых, но мало избранных».

А теперь давайте перенесемся в нашу жизнь. Эту притчу говорил Сам Господь. Встает вопрос: какое отношение имеет она к нам, живущим через 2000 лет после Рождества Христова? Кто и на какие пиры нас зовет? Концы с концами иногда трудно свести, а тут пиры.

Зовет Господь нас. Как часто к каждому из нас неведомыми путями Господь стучится, призывает: «Слушай, Николай, Петр, Татьяна, Марья! Я тебя зову на пир веры! Приближается праздник Рождества Христова или просто воскресный день, приходи на мой пир».

Притча о брачном пире

Давайте будем честными перед своей совестью, Господь стучится в сердце и говорит: «Сходи в храм. Ты же имеешь православные корни, хотя и далек от реально верующего человека. Но иди». А другой голос говорит: «Зачем тебе храм? Есть корпоративы, да и дел у тебя сколько дома. Сегодня футбол, хоккей, сериал надо посмотреть…» В человеке идет борьба, и голос Бога мы заглушаем или же лукаво думаем: «Какой Бог? Какой храм? Зачем это надо мне сейчас? Я еще крепкий, здоровый, молодой. Настанет время, может быть, и пойду под старость к вам».

Говорили, что вера в России — удел стариков и старух, удел слабых людей. Поистине подмена лукавая. Во все времена и у всех народов вера — главное в жизни. За веру шли на костры, за веру и за Родину стояли насмерть. У нас даже был лозунг: «За веру, царя и Отечество!» Обратите внимание, что на первом месте была вера.

Сегодня, с одной стороны, у неких сил есть стремление вытеснить понимание веры, Бога из жизни человеческой, из общественного пространства. С другой стороны, душа требует веры. И идет возрождение. Я многие случаи знаю на Западе, когда люди разочаровались в религиозных направлениях, … идущих на поводу греховного мира, например, освящая однополые «браки». Народ понимает: это не то, это не вера, это разрушение личности, когда рвется связь между Небом и землей, между Богом и человеком. И потому многие принимают Православие.

Вспомним явление, которое мы видим сейчас — уродливое, с пресловутыми религиозными исканиями — на Ближнем Востоке? Какой символ там? За что борются? Политтехнологи подводят нечто политическое, но у них ложные идеи. Верой же заманивают. И люди идут, и готовы умирать, потому что считают, что это [истинная] вера. Но это ложный путь веры, это подмена веры. Так перемешан мир, что бросают идею зла, взбудораживают, выбивают почву традиций народов. И [за этим] — великая смута, море крови, слез, изгнание и скитания вдали от родных мест.

Народ наш славянский, запомни: ничто не даст тебе процветания, если ты поругаешься над верой своих отцов, как это было в XX веке. Посмотрите, что было, с чего начали? С надругательства над храмами, над святынями. И этот храм почти целый век был поруган. Казалось: торжество разума, силы, нагана, тюрем, что всего добились, у нас великая страна, индустриализация. И в один момент ничего не стало, развалилась как карточный домик великая страна и рухнула так активно внедряемая безбожная идеология.

Бог поругаем не бывает (Гал. 6:7). Мы спрашиваем: почему неурожай, почему беды, почему бедно живем, почему катастрофы… Мы предъявляем Богу претензии, но что мы сделали сами? Человек, нарушающий человеческие нормы, рано или поздно окажется в тюрьме. Так и с Божьими законами, которые непреложны: если человек их нарушает, то несет за это наказание нередко еще в этой жизни. А если это совершается целым обществом, целой страной, то расплачиваться надо за свое безбожие. Никакие [программы] «1000 дней», никакие разработанные суперсистемы никогда не смогут вывести нас на дорогу процветания, если мы параллельно будем жить безнравственно, забывая Бога и Его закон.

Проснись, славянин, проснись. Оглянись мысленно на историю России, когда она была великой и сильной страной, когда она прирастала и в населении, и в территориях, и в их хранительстве.

Вспомните те времена, когда народ русский хранил свою веру, когда вера была не чем-то умозрительным, а нормой жизни всех без исключения. Наставал Великий или иной пост — и царь, и подданные, и нищие, и богатые вместе шли в храмы. Обратите внимание — не строились отдельно храмы для богатых и для бедных. Те, кто имел возможность строить храмы, строил, как этот храм, но не для себя отдельно. Были какие-то домовые храмы, но, в целом, люди вместе молились, и народ был единым.

Молящиеся в храме

Особенно сейчас я обращаюсь к вам. Мы живем бок о бок с людьми, исповедующими другую религию. Но я говорил, говорю, и буду говорить — мы должны брать добрые примеры. Сколько нас стоит здесь мужчин? Немного, а день особенный — освящаем новый храм. Пойдите в любую мечеть Казани в пятницу, и вы увидите — мужчины торопятся помолиться, это нормальное явление. Их семьи, как правило, многодетные, потому что дети — дар Божий, это самое великое богатство России — люди, народ, который должен заселить наши необъятные просторы.

Много званых, но мало избранных… Выйдя из храма или прямо сейчас мысленно сосредоточься и посмотри, как часто ты был тем неразумным, кого звал Христос на пир, и который отказался. Не отказывайся, когда Бог стучит в твое сердце, иди, торопись, ибо Он ждет тебя. Запомни: с Богом всегда было хорошо. Плохо же было, есть и будет тем, кто забывал Бога и правду Его.

Я призываю вас, всех без исключения: стойте за веру своих отцов. Общаясь друг с другом, не стесняйтесь говорить о вере. Если есть пробелы, незнание веры, идите в храмы, обращайтесь к священникам и просите научить. Обращайтесь ко мне и письменно, и устно — всегда буду отвечать, помогать.

Мы должны сплотиться в вере наших отцов для того, чтобы видели, что мы нравственно преображаемся. И еще скажу: зная веру своих отцов, … мы будем более уважительно относиться к другим. Ныне трудные времена: делается все, чтобы расколоть общество. Мы же должны стремиться к тому, чтобы было единство в мире, согласие в нашем замечательном регионе. Чтобы так жили мы все, независимо от того, мусульманин ты или православный, перенимая друг у друга добрые начинания. Это будет на пользу лично нам, нашему региону и всему Отечеству.

Запомните слова о званых на пир и не будьте нерадивыми. Если постучал Христос в сердце твое, поторопись пообщаться с Ним в храме или в доме, размышляя о молитве, о Боге. Поверьте, все эти кризисы уйдут быстро, если мы, народ, вернемся к вере наших отцов. Аминь.

Теги:
Митрополит Феофан
слово митрополита Феофана
проповеди
воскресное евангелие
Притча о брачном пире

Православие в Татарстане

Новости партнеров

Все публикации