Публикации

Бог приходит к человеку

Дата публикации  Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Галина БАЛАНДИНА
Бог приходит к человеку

Наступило время светлого праздника Рождества Христова. Прошёл пост как-то незаметно, словно пролетел. Наверное, оттого, что радостный он, как и сам праздник.

Зима, мороз, пурга, а на душе тепло, потому что Господь родился с великим желанием охватить Своей любовью всех, в том числе, и даже в первую очередь, всех несчастных, обездоленных и просто грешников. Вот и радуемся, хотя грешные!

Наступила ночь, святая ночь. А многих-таки беспокоит вопрос: «Зачем Богу нужно было становиться человеком? При Его-то могуществе!»

В одном из рассказов Н. Лескова есть эпизод, где ученики спрашивают учителя: «Почему Бог пришёл в мир?» Учитель отвечает примерно так: «Для того, чтобы знать, как живёт человек во плоти. Чтобы Ему мы не сказали потом, когда будет судить: «Тебе, Господи, хорошо говорить, Ты в теле не жил. А нам-то каково?»

При всей своей простоте этот ответ удивительно точен. Так учил уже блаженный Иероним (420 г.): «Спаситель для того претерпел все искушения, кроме греха, чтобы мог спострадать и споболеть немощам нашим, зная опытно, какие труды несут смертные во плоти».

И у святителя Григория Нисского (395 г.) есть очень удачное объяснение, почему Христос рождается обычным человеческим путём: «Он хотел очистить и освятить всю эту загрязнённую жизнь от начала до конца».

Но это только первая из целей.

Рождество Христово

Святитель Феофан Затворник (1894 г.) растолковывает, как в воплощении восстанавливается порядок тварного космоса. Три сферы бытия — ангельский мир, человеческий род и материальный мир — были первоначально в совершенной гармонии и образовывали одно Царствие Божие. Человек должен быть средоточием всего тварного бытия, но с его падением не стало центра союза, и всё пошло в разлад. Во Христе Иисусе гармония восстанавливается. Христос вводит в мир через Своё человеческое естество живительные силы, держит его в Себе и проникает его этими силами.

Зачем нужно было человеческое тело? Да потому, что в человеческой природе содержатся все стихии и силы мира. Тело человека — как микрокосмос. Бог, родившись человеком, все формы жизни как бы в сокращении соединил в Себе и возвратил к Себе — Творцу всего.

И, наконец, самая важная цель — восстановление падшего человека, которого грехопадение сделало смертным и тленным. Падший человек не может больше восходить к Богу, и потому Бог приходит к человеку. Поскольку люди трояко отстояли от Бога: природой, грехом и смертью, Спаситель соделал, чтобы истинно приходили к Нему, уничижив, одно за другим, всё, что этому препятствовало. Одно — приобщившись человечеству, другое — смертью на Кресте, а владычество смерти совершенно изгнал из природы Воскресением.

Но как Божество и человечество могли соединиться в Лице Христа, не разделяясь и не сливаясь? Святитель Григорий Нисский приводит в пример зажжённый светильник. Огонь неразрывно соединяется с горючим веществом, так что отделить их совершенно невозможно. Но при этом, оба элемента остаются совершенно различными. Вещество — не огонь, и огонь — не вещество.

Господь обОжил нас — людей. Возблагодарим Его за это. И будем радоваться Его Рождеству вместе с ангелами, всеми святыми, с Пречистой Божией Матерью. И принесём в подарок Христу истинное покаяние, постараемся встать на путь добродетелей. С праздником всех Рождества Христова!

Теги:
Рождество Христово — публикации
Рождество Христово
Боговоплощение
Бог и человек

Православие в Татарстане

Новости партнеров

Все публикации