Публикации

Проповедь митрополита Феофана после вечернего богослужения в канун праздника Богоявления

  Количество просмотров

18 января 2016 года, в канун праздника Крещения Господня, митрополит Казанский и Татарстанский Феофан совершил великое повечерие и утреню на архиерейском подворье в честь священномученика Кирилла, митрополита Казанского, в столице Татарстана. После богослужения владыка Феофан обратился к молившимся со словом проповеди.

Сегодня Крещение Господне. Трудно себе представить состояние народа Израильского в те времена, когда Спаситель пришел креститься. Прошли века, тысячелетия с того момента, когда человек, по своей собственной воле нарушив заповедь Божию, был изгнан из рая. Но еще тогда, на заре жизни, Сам Спаситель, Сам Господь сказал, что родится Христос от Девы и сотрет главу змия (см. Быт. 3:15).

Шло время, народ нередко отступал от Бога. Данные Богом заповеди были нарушены еще в раю; затем первое убийство — Каином Авеля. Было отступление от Бога — и жесточайшее наказание, плен египетский. Народ, томившийся в жестоких условиях, вспомнил Бога Истинного и начал каяться. Тогда Господь через Моисея вывел из Египта народ Израильский. Но не успел Моисей с горы спуститься, где Сам Бог дал заповеди для народа богоизбранного, а этот народ уже внизу отлил золотого тельца и поклонялся ему. И Моисей разбивает скрижали Завета...

Был и Всемирный потоп, был и плен вавилонский — все это было. Народ падал, каялся, но жила память, что родится Мессия, который спасет из плена греха. Долгожданный момент настал, когда казалось, что нет никакой надежды: железная рука римского императора легла на богоизбранный народ. Правили его наместники, легионы чужеземцев, грубые и сильные воины, для которых религия евреев не значила ничего. Но лучезарная весть пронеслась — сначала Благовещение, потом Рождение Сына Божия.

Вечером в канун Богоявления митрополит Феофан совершил всенощное бдение на архиерейском подворье в честь сщмч. Кирилла

И вот в зрелом возрасте Христос, который проповедовал, исцелял слепых, хромых, воскрешал мертвых, идет к Иордану в пустыню Иудейскую. В пустыне Иоанн Креститель совершает крещения, к нему идут толпы народа. То было крещение покаяния. Вдруг толпа расступается и Иоанн выходит навстречу Иисусу. Христос говорит: «Крести меня!». Иоанн в ужасе. Хотя он и пророк, и самый великий из всех, рожденных женами, но он человек. А перед ним стоит Сам Бог, воплощенный Сын Божий…

Мужественный Иоанн дерзает сказать: «Ты — Господь мой, какое может быть крещение? Как я, раб, буду крестить Господина? Я недостоин развязать ремни на Твоих сандалиях, а Ты говоришь, чтобы я крестил». Но слышит: «Крести, потому что так подобает исполнить всякую правду Божию».

Спаситель входит в воду. В церковном песнопении поется, что сама река Иордан испугалась, вода расступилась и потекла вспять. Иоанн совершает Крещение, возлагает руку на Господа Иисуса Христа. И новое чудо: Дух Господень в виде голубя опускается на главу Спасителя. В этой тишине таинственного явления — Крещения Бога, Сына Божия, слышится голос, обращенный ко всему народу: «Это Сын Мой возлюбленный, Его слушайте».

Нам трудно сейчас это представить. По-разному могут рассуждать люди, далекие от веры, как и что было. Как — это тайна Божия. А что — истина, запечатленная в Святом Евангелии, в которую мы верим и которую принимаем.

Все мы с вами, стоящие здесь, принимали святое крещение по образу Спасителя. Принимая крещение, давали обещание отрекаться от сатаны и всех дел его, соединиться со Христом и творить волю Его. Силы наши невелики, но Бог позаботился об этом. Святая Церковь через Таинство миропомазания дарует благодатную силу. Сила эта дается нам в крещении, но при условии соблюдения в жизни заповедей Божиих.

К великому сожалению, нередко мы забываем и о своих обещаниях, и о благодатной силе и защите, которую дал нам Бог в крещении через пастырей. Мы — в круговороте жизни с ее грехами и пороками. Читая или слушая повествование об Адаме и Еве, о райской жизни и нарушенной заповеди, говорим себе: «Что же они наделали, зачем вкусили и нас подвели? Мы бы никогда так не поступили». Но каждый к своей жизни обратись. Нам Бог указал путь в рай и обозначил вехи: не заходи за эту черту, там погибель. Имея опыт тысячелетий, зная об Адаме и Еве, мы вновь и вновь нарушаем заповеди. Когда же опомнимся?

Кто-то скажет, что это трудно. Да, конечно, трудно, и Бог никогда не давал легких путей. Но слишком высока цена этой жизни. Большинство из вас, здесь стоящих, уже в зрелом возрасте, как и я — не заметил, как время пролетело. А вот там — вечность. Или же здесь — через труд, через любовь к Богу, через любовь к ближним, через веру — в вечность жизни, или же через своеволие, разврат, [грех — в вечность иную].

В день Крещения Господня мы должны с вами вспомнить, как мы принимали крещение, какие давали обеты и что делать, чтобы быть с Богом. Это не значит, что мы должны отчаяться, но нужно пересмотреть свою жизнь. И хорошо бы с этого дня, со дня Крещения Господня, вновь пообещать Богу с Его благодатной помощью исправиться — через покаяние, через добрые дела, через молитву, через посещение храма Божьего, через участие в Таинствах — и войти в ту дверь, которая ведет в обитель Отца Небесного. Аминь.

Вернуться к списку

Последние добавления