Публикации

Православный обряд погребения

  Количество просмотров

«Да, человек смертен, но это было бы еще полбеды. Плохо то, что он иногда внезапно смертен, вот в чем фокус!» — говорил известный булгаковский персонаж. Смерть — наша неизменная спутница на всем жизненном пути, вне зависимости от того, как мы к ней относимся: боимся ли ее, стараясь не думать о ней, или ждем ее, стремясь поскорее закончить свой земной путь.

Наиболее полное понимание смерти дает нам святой Иоанн Дамаскин в погребальных стихирах: «О, чудо! Что это за таинство, совершающееся с нами? Как я оказываюсь преданным истлению, почему соединяюсь со смертью? Воистину, только по повелению Божию». Таинство — это то, что нельзя объяснить с помощью науки и невозможно описать формулами. Это то, что превосходит весь возможный чувственный опыт, но тем не менее постоянно присутствует в нашей жизни. Не непонимание «таинства смерти», а невозможность вписать его в рамки существующей «обезбоженной» жизни порождает странные, а порой и чудовищные суеверия, связанные с обрядом погребения.

«Если человек зрит к смерти»

Соборование

Если мы обратимся к Требнику, то обнаружим, что церковное предание, с одной стороны, крайне скупо описывает само погребение, но, с другой, достаточно подробно описывает процесс, ему предшествующий. По этой причине смерть можно рассматривать только в контексте всего образа жизни православного христианина, для которого основами являются пост, молитва, покаяние и Евхаристия.

Апостол Иаков заповедует: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне» (Иак. 5:14). Поскольку нам не дано знать, к чему приведет наша болезнь: к смерти или к славе Божией, то Таинство Соборования, совершаемое на дому и соединяемое обычно с исповедью и причащением болящего, подготавливает и к принятию исцеления и к «непостыдной и мирной кончине».

Далее, выражаясь словами из Требника, «если человек зрит к смерти» (состояние ухудшается, надежды на выздоровление нет), предлагаются «Чин бываемый на разлучение души от тела, внегда человек долго страждет» и «Канон молебный ко Господу нашему Иисусу Христу и Пречистой Богородице Матери Господни при разлучении души от тела всякого правоверного», которые состоят из псалмов, канонов и молитв. Здесь каноны читаются от лица умирающего (подразумевается, что сам он молиться не может, находясь в агонии или беспамятстве), в них просится о прощении согрешений умирающего и его мирной кончине. Эти два последования предписывается совершать (читать) священнику. Но если нет возможности его пригласить (умирающий находится далеко от храма либо в реанимации), то они могут быть совершены любым из воцерковленных мирян — последним нужно лишь пропускать положенные священнику возгласы. Далее может читаться Псалтирь с поминанием умирающего на каждой «Славе» или в конце кафизмы. Указанные молитвословия, за исключением Псалтири, помещаются в сборных или отдельных (заупокойных) молитвословах, как правило, в уже отредактированном для чтения мирянами виде. Кроме того, во многих храмах имеются своеобразные «дежурные» молитвословы.

Как подготовить усопшего к погребению?

Посмертные действия зависят от места и обстоятельств смерти человека. В любом случае, достойной осуждения является практика «плакания и причитания» (специального крика в голос), заимствованная из язычества с целью достойно проводить душу, и чуждая православному, скорбно-радостному (пасхальному) пониманию смерти, как перехода от земного к небесному.

Если человек умер дома после продолжительной болезни и необходимость патологоанатомических исследований отсутствует, то после завершения процессуальных действий (медицинское освидетельствование, вызов участкового и т. д.) усопшего омывают, отирают и надевают на него чистую одежду, соответствующую полу, связывают руки и ноги, фиксируют голову, челюсть, веки. Омывают и одевают покойника на ровной поверхности — столе, лавке и т. п. Данный процесс Церковью никак не регламентируется (за исключением духовенства и монашества), поэтому здесь исходят из соображений удобства. Также следует учесть, что к моменту доставки гроба тело, скорее всего, уже окоченеет, а, значит, его положение должно быть наиболее близким к положению во гробе. Если тело доставляется домой из морга, все вышеперечисленные операции обычно делаются работниками морга.

Молитва

На этом этапе возникло множество суеверий: предметы, используемые для фиксации частей тела в гробу (соль, яйца, монеты, повязки), люди стали наделять сакральным значением. Эти предметы, включая омывальные мыло и ткань, иногда кладут в могилу вслед за гробом и закапывают. Стоит отметить, что подобное недопустимо, поскольку является ворожбой и богоотступничеством.

По окончании одевания покойника родственники и близкие поочередно читают Псалтирь (по традиции, до отпевания). Особенность чтения Псалтири по усопшим заключается в том, что читаются только псалмы, а тропари и молитвы после кафизм опускаются. Усопший поминается на каждой «Славе». Традиция чтения Неусыпной Псалтири в этот период связана с бытующим мнением, что покойника одного в доме оставлять нельзя. Церковь также не знает традиции завешивания зеркал и других стеклянных поверхностей, поскольку это является оккультно-языческим пережитком.

Усопшим (кроме младенцев) в руки влагаются Распятие и разрешительная молитва, венчик от которой полагается на лоб усопшего. Эта традиция восходит к первым векам христианства — эре мучеников, хотя она и не отражена в богослужебной литературе.

На грудь, ликом к лицу усопшего полагается икона (как правило, именная). До конца ХХ века было принято после прощания возвращать икону в «святой угол». Но когда появились бумажные иконы, усопших стали хоронить вместе с ними. Стоит сказать, что священники по-разному относятся к этой традиции. Покрывается покойник саваном (специальное погребальное покрывало), как правило, с изображением Воскресшего Христа. Поскольку во время отпевания священнику предписывается стоять у головы покойного — для удобства молитвы, усопший полагается лицом (ногами) на восток или к иконам. В крайне стесненных жилищных условиях или неудобной планировке допускается произвольная ориентация.

Вопрос о том, когда хоронить усопшего, решается в индивидуальном порядке, в зависимости от погодных и иных условий. В православной традиции хоронят обычно на третий день — в память о тридневном пребывании Христа во гробе. При этом сам день смерти (период с 00:00 до 23:59) считается первым днем смерти, независимо от того, в какой именно момент умер человек.

Отпевание

Отпевание

Отпевание не стоит откладывать напоследок. После получения необходимых документов и разрешений, следует обратиться в ближайший храм и договориться о времени и месте отпевания. Традиционно отпевание православного христианина совершается в храме или часовне на кладбище — именно так его предписывает совершать Требник. В исключительных случаях отпевание может быть совершено дома, во дворе дома (у подъезда), в морге (при наличии церемониальной комнаты). На отпевании все молящиеся держат в руках зажженные свечи. Отпевание или «Последование мертвенное мирских человек» — это соучастие Церкви в скорби родственников усопшего и вселение в их сердца надежды на милосердие Божие к новопреставленному сроднику и «причтению его в недра Авраама, Исаака и Иакова» (Панихида, мирная ектения). По окончании чтения Евангелия, возвещающего о всеобщем воскресении, совершается чин прощения, хотя в Требнике его порядок не описывается, но, по существующей традиции, родственники, начиная с самых близких и старших, по очереди подходят к телу усопшего, целуют икону на груди, венчик на лбу, делают поклон и испрашивают прощения. Клирос в это время поет особые стихиры. По окончании отпевания руки и ноги усопшего развязываются, икона из гроба убирается, покров, закрывавший до этого тело до подбородка, полностью разворачивается и расправляется, покрывая лицо. Священник посыпает крестообразно поверх покрова землю с молитвой „Господня земля…“».

При движении пешком процессия идет в следующем порядке (согласно Требнику): крест, священник с кадилом, гроб, остальные. По прибытии на кладбище совершается краткая лития, гроб опускается в могилу, присутствующие бросают по горсти земли в могилу. Данная традиция, как и вышеописанная (посыпание землей), основывается на книге Бытия, где Господь говорит Адаму: «Ибо прах ты и в прах возвратишься» (Быт. 3:19).

Погребение

По существующей в России традиции, насыпается могильный холм, памятник устанавливается в ноги. На могилы предпочтительнее устанавливать кресты, выполненные из различных материалов. При этом на кресте не следует размещать ни фотографию усопшего, ни другие таблички или надписи, кроме именной. Церковь не запрещает устанавливать в качестве памятников могильные плиты различных форм и размеров, но следует помнить, что большая часть из них — это языческое наследие в виде стел и языков пламени. Нередко бывает, что на них имеется и изображение креста, но оно, как правило, выполнено с нарушением канонов. Имеющаяся традиция ограждать могилы не должна превращаться в «приватизацию» земли, тем более что по мере разрастания кладбища проход к «заранее приготовленным» местам становится все более затруднительным. Единственное назначение оградки — обозначение границ могилы, особенно старой и осевшей, поэтому она должна быть удобной как для обслуживания, так и для молитвы.

Уход за могилой

Уход за могилой должен быть регулярным, а не периодическим — от Радоницы к Покрову. Нежелательно проводить уборку могил в дни поминовения усопших, потому что этот день предназначен для молитвы и милостыни — прибраться лучше заранее. Придя на кладбище, следует перекреститься, совершить молитву об усопших и окропить могилу святой водой, если есть такая возможность. Ни при каких обстоятельствах не следует устраивать на могилах пикники и гуляния. Нужно помнить о том, что кладбище — это место, где покоятся тела. А вот чтение Священного Писания и размышления о загробной участи весьма способствуют и сокрушению сердца, и покорению гордыни, и ви́дению своих грехов. Также не следует обходить вниманием и близлежащие заброшенные могилы: здесь Господь принимает наш труд как милостыню, которая полезна не только усопшим, но и нам. Декоративное оформление могилы делают родственники, исходя из своих вкусов и желаний. При этом стоит помнить, что Богу более приятны скромность и простота, а не горделивость и вычурность: «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (Иак. 4:3).

Поминовение усопших

Поминовение усопших

Поминальная трапеза — следующий вопрос, с которым связано множество суеверий. Главное правило любых поминок — поминать усопшего, то есть молиться о нем, а не заливать горе «горькой». Поминальная трапеза организуется в соответствии с финансовыми возможностями родственников, и не столько важна изысканность блюд, сколько совместная молитва «о хлебе насущном» и «упокоении преставленного». В существующей традиции особо выделяются следующие поминальные дни: 3-й, 9-й, 40-й, годины (иногда и первые полгода), Радоница, родительские субботы: Мясопустная, три великопостных (2-я, 3-я, 4-я), Троицкая, Покровская (только в Поволжье), Димитриевская, в день рождения. Поминальная трапеза должна соответствовать Уставу постов и трапез. Не допускается поминовение усопших спиртным, поскольку при этом не только милостыня оказывается напрасной, но и пьяным поведением оскверняется память усопшего близкого человека.

Главная обязанность родственников усопшего человека — непрестанная молитва. Существует благочестивая практика, когда родственники в течение первых сорока дней после смерти и ежегодно за сорок дней до годин, читают акафист о упокоении. Разнообразие заупокойных молитв позволяет выбрать молитву «по душе», чтобы регулярно, неукоснительно ее совершать.

В заключение обратим внимание на заупокойный кондак. Являясь одним из древнейших христианских песнопений, он учит нас правильному отношению к смерти: «Вместе со святыми упокой, Христе, души усопших рабов твоих там, где нет ни болезни, ни печали, ни воздыхания, но жизнь бесконечная».

Вернуться к списку

Последние добавления