Публикации

Проповедь митрополита Феофана после повечерия в среду первой седмицы Великого поста в храме Казанской семинарии

  Количество просмотров

Вечером 16 марта 2016 года митрополит Казанский и Татарстанский Феофан совершил повечерие с чтением третьей части Великого канона преподобного Андрея Критского в храме праведного Иоанна Кронштадтского Казанской духовной семинарии. По завершении богослужения владыка ректор обратился к собравшимся с архипастырским словом.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

На протяжении святого Великого поста, словами молитвы преподобного Ефрема Сирина обращаясь к Богу, мы говорим: «Господи и Владыка живота моего». Этими словами мы свидетельствуем, что признаем Бога Творцом, источником и владыкой жизни.

«Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми», — говорим мы далее. Во главу угла преподобный Ефрем ставит дух праздности. Святые Отцы говорят, что праздность является матерью всех пороков. В наши дни люди часто проводят время в праздности, на нее работает целая индустрия. Всевозможные праздники, корпоративы — как правило, это всё уводит нас от Бога…

Почему говорю об этом здесь, в семинарии? Вы, ребята, стали на иной путь. Это не значит, что стали зашоренными — вы должны учиться, развиваться, знать нашу историю, культуру, литературу. Но не должны идти по той грязи, по которой нередко идут ваши сверстники. Вы избрали иной путь — путь Христа, который бывает и тернист, и труден. Но эти трудности приводят к благодати Божией. Поэтому бегайте праздности, бегайте неразумных увеселений. И не только к вам это относится…

Как же пожалеем мы, как печальны будем в день, когда Господь призовет нас, если праздно проведем жизнь. Какой наш конец? Могила. А дальше — ответ перед Богом, и Судья нас ждет нелицеприятный. Вернуть время невозможно, потому опасен дух праздности, уныния, любоначалия.

Удивительное сочетание: на первом же месте праздность. Вы помните притчу о человеке, поле которого уродило богатый урожай (Лк. 12:16-21). Спросите любого, праздно проводящего жизнь: есть ли мир и покой в душе после посещения вечеринок, ночных клубов, ресторанов? Если женатый человек праздно проводит жизнь, то разваливается семья. Праздная жизнь убивает здоровье, человек деградирует умственно и нравственно. Вспомните притчу о блудном сыне (Лк. 15:11-32), который всё прогулял, а потом свиней пасти пошел. И мы, празднуя, должны помнить, что наступает момент, когда всё можно потерять. Следствием же праздности становится уныние.

И еще преподобный Ефрем Сирин просит: «любоначалия и празднословия не дай мне». Если ты праздный и унылый, то как же не быть любоначальным, как не стремиться властвовать? Но опыт показывает, что чем больше власти, тем меньше свободы. Чем больше власти, тем больше соблазна, тем тесней клетка.

Наконец, празднословие, связанное с праздностью. Уж такие мы мастаки проводить время в болтовне! Проанализируй свой день: сколько времени проходит праздно, попросту в болтовне, как правило, переходящей в осуждение ближних. Забываем слова Божии: «Не судите, да не судимы будете» (Мф.7:1). Кроткому и молчаливому Бог посылает в душу благодать. А празднословие уподобляет душу человека комнате с открытыми дверями, где сквозняки всё выдувают и ничего не остается.

А вот о другом духе надо позаботиться: «Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви даруй ми, Господи». Аминь.

Вернуться к списку

Последние добавления