Публикации

Митрополит Феофан: Во время поста необходимо ограничивать себя не только в пище, но и в поступках, которые осуждают совесть

Дата публикации  Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Телекомпания «Эфир»
Митрополит Феофан: Во время поста необходимо ограничивать себя не только в пище, но и в поступках, которые осуждают совесть

17 марта митрополит Казанский и Татарстанский Феофан в очередной раз стал гостем программы «Тема» региональной телекомпании «Эфир». Беседовал с главой Татарстанской митрополии ведущий программы Сергей Шерстнев.

Ведущий: Здравствуйте! 14 марта в этом году начался Великий пост — самый главный в христианской традиции. Это время молитв, духовного очищения, ограничений в приеме пищи. Великий пост еще называют Четыредесятница в память о том самом посте, который в течение 40 дней держал Иисус Христос. В этом году пост завершится 30 апреля, а 1 мая православные верующие встретят светлый праздник Пасхи. С темы Великого поста мы и начнем нашу сегодняшнюю встречу с митрополитом Казанским и Татарстанским Феофаном. Владыка, добрый вечер!

Митрополит Феофан: Добрый вечер!

Как соблюдать Великий пост?

Ведущий: Владыка, о Великом посте уже многое сказано. Но сам был свидетелем — в разговорах многие люди воспринимают его как некое соревнование с самим собой, со своей выдержкой: «Смогу я 40 дней выдержать всё по канону, по правилам, в этот день не есть того, в этот день не есть другого?» И при этом зачастую вообще не вспоминается о душе, о самом главном.

Как Вы считаете, насколько чисто физиологическое исполнение всех правил поста нужно и полезно?

Митрополит Феофан: Часто я говорю: «Сегодня мясо нельзя, рыбу нельзя и держим всё строго. Но людей нельзя есть в первую очередь». Воздержаться от пищи — проблема не очень большая, хотя нужны и воля, и в какой-то степени натренированный организм. Но очень жалко, что люди иногда не понимают, что ограничение в пище — только инструмент, который помогает нам. Для чего вообще пост? Для того, в первую очередь, чтобы привести в норму, в гармонию душевное состояние. Часто в душе бушует стихия: мы злимся, мы нарушаем не только Божьи законы, но и человеческие через пьянство, блуд, наркоманию, зависть, желание любыми методами получить власть и деньги. И этим нарушается гармония в душе человека, данная Богом.

Проповедь митрополита Феофана в субботу 1-й седмицы Великого поста в казанском храме в честь Ярославских чудотворцев

Для чего нужно ограничение в пище? Пища в какой-то степени является регулятором. Лошадь разжиревшая несется куда попало. На лошадь необъезженную садятся, когда есть глубокий снег, ведь она и сбросить может, и сама там перевернуться, упасть и задавить. А по глубокому снегу у нее быстро бежать не получается. Или глину месить заставляли лошадь, чтобы лошадь вязла в этой глине. Также и ограничение плоти: когда плоть бушует, ограничить ее очень трудно, для этого нужен пост.

На первых порах для тех, кто никогда не постился, и эта мера подойдет, когда: «Я выдержу или не выдержу?» Постепенно же человек начнет понимать сущность поста и смысл его ограничений. Сегодня ограничишь себя в пище и посмотришь, что происходит в душе: может быть, ты постоянно осуждаешь? Или постоянно стремишься к накопительству, богатству, не взирая ни на что? Может, ты блудишь, изменяешь своей жене? Во время поста очень важно совместно с ограничением в пище начать ограничивать себя в поступках, которые совесть осуждает, о которых голос Божий тебе говорит.

Внешнее — это пища, в приеме которой мы ограничиваем свое тело, а внутреннее — работа над собой. Такой пост будет благоприятным. И Бог видит, что ты не только ради похудания не ешь мясо — это уже не пост, это другая совершенно мотивация. Когда Бог видит, что человек постится ради исправления себя, то посылает Свою благодать и помощь в искоренении его дурных качеств.

Ведущий: Скажите, если слова «воздержание» и «очищение» главные в посте, следует ли это распространять на различного рода увеселительные мероприятия?

Митрополит Феофан: Как можно сочетать пост с корпоративами, с застольями, песнями и плясками? Они не сочетаются, пост это аскеза, путь ограничений. А если ты в пище себя будешь ограничивать, а в остальном нет: «Пойдем, выпьем по рюмочке, повеселимся, потанцуем»… Это несочетаемые вещи. Конечно, ограничение касается всего. Да, информационное пространство нельзя ограничить, но уж точно необязательно просиживать за сериалами.

Ведущий: Люди сидят в интернете часами.

Митрополит Феофан: Но это ведь получается болезнь — сидеть в интернете часами. Какая в этом польза? Если тебе необходимо что-то по работе — посмотри. Но порой с интернетом как с курением — это тоже страсть. Сейчас бьют тревогу психологи, что зависимость от интернета не всегда является полезной. Зависимость вообще не может быть полезной, человек должен знать меру во всём.

Ведущий: Давайте послушаем наших зрителей. Уже есть первый звонок. Здравствуйте, говорите, пожалуйста.

Слушатель: Добрый вечер! Ваш гость говорит про пост. Поститься, может быть, даже нужно кому-то, но не всем же. Люди работают на производстве, на тяжелых предприятиях, в шахтах или на заводах.

Митрополит Феофан: Вопрос Ваш ясен. Конечно, Церковь это учитывает: есть воины, женщины беременные, больные, физически тяжелая работа. Но если ты не можешь в пище себя ограничить, то привести в порядок свой внутренний мир будет хорошей тренировкой в пост. Для работы тебе надо много калорий, но необязательно идти на вечеринку. Церковь не накладывает бремена неудобоносимые (Мф. 23:4), и для путников, воинов, беременных женщин, людей на тяжелой работе, конечно, послабление есть.

Вопрос об изъятии русских классиков из школьной программы

Как журналисты Льва Толстого от школы отлучили

Ведущий: Хорошо. Я хотел бы, чтобы Вы прокомментировали новость, которая взбудоражила интернет, стала новостным поводом практически на всех медиа-ресурсах в России. Много шума наделало заявление протоиерея Артемия Владимирова, который выступил на заседании Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства. Он сказал, в частности, что такие произведения школьной программы как рассказ Чехова «О любви», «Куст сирени» Александра Куприна и «Кавказ» Ивана Бунина, в которых воспевается свободная любовь, нужно изъять из школьной программы.

Митрополит Феофан: Первое, протоиерей — это не Патриарх и не епископ.

Ведущий: Патриарх высказал уже свою точку зрения.

Митрополит Феофан: Заявление протоиерея Артемия Владимирова не может быть голосом всей Церкви, это его частное мнение. Конечно, я люблю Чехова. Когда меня спрашивают, что я посоветовал бы почитать, всегда говорю: «Читайте Чехова. Лаконичность мысли, логика и красота слога». Для меня Чехов — это учитель, мастер слова…

Создание Общества русской словесности

Ведущий: То, что Патриарх Кирилл возглавил только что созданное Общество русской словесности, насколько своевременно и необходимо?

Патриарх Кирилл: Общество словесности ставит задачу улучшить ситуацию в школе

Митрополит Феофан: Поздновато возобновило работу Общество русской словесности. Вы знаете, когда в России оно было основано?

Ведущий: До революции однозначно.

Митрополит Феофан: В 1811 году. Поэтому Общество русской словесности еще до революции сделало очень многое. Оно помогало, с одной стороны, развиваться нашим писателям, благодаря которым возник Золотой век нашей литературы. Кстати, в Обществе русской словесности тех времен еще дядя Пушкина Василий Львович читал стихи племянника…

То, что Патриарх возглавил Общество — совершенно нормальное явление. Давайте честно скажем: Патриарх — мастер слова, Патриарх — знаток русской литературы, Патриарх — человек, интеллектуально достойный возглавить такое общество. Это человек, который действительно болеет за русскую литературу, за русский язык, за русскую культуру. Национальная культура, национальный язык, национальная словесность, конечно же, тоже должны иметь поддержку и развиваться, в обязательном порядке…

Можно ли встречаться с друзьями в Великий пост?

Ведущий: У нас есть еще один телефонный звонок.

Слушательница: У меня такой вопрос. Когда человек живет по заповедям Божьим, когда человек старается в святости жить, пост соблюдает, живет так, чтобы не нарушать Законы Божьи — и тут подружки: «Давай встретимся, посидим, выпьем»… Ты не можешь и человека обидеть и не хочешь Божьих заповедей нарушать. Как быть?

Митрополит Феофан: Конечно, ближнего обижать не надо. Но поставьте на весы своих друзей, которые приглашают вас посидеть, рюмочку выпить, повеселиться во время поста — и представьте Бога, Который дал заповеди, учредил закон и пост. Что повлечет за собой нарушение Божьих заповедей, а что — отказ пойти рюмочку выпить и повеселиться? На весах слишком большая диспропорция будет. Я думаю, если это настоящие друзья, то можно остаться соблюдающим и заповеди Божии, и друзей не обидеть. А если Вас будут буквально тянуть, говорить: «Бог с ним, с этим постом», — тогда вам предлагают предать Бога в угоду людям.

Перспективы преподавания в школах Основ православной культуры

11-классные православные гимназии планируется создать в Казани и Набережных Челнах

Ведущий: Владыка, очень быстро время идет, но есть вопрос, который очень хотел задать. Я знаю, что под Вашим председательством в Храме Христа Спасителя еще в январе [в рамках Рождественских чтений — ред.] состоялось совещание, где обсуждались перспективы преподавания в школах страны Основ православной культуры. На каком этапе находится этот вопрос?

Митрополит Феофан: К великому сожалению, у нас в Татарстане это вопрос довольно сложный. Но во всей стране, даже в кавказских мусульманских республиках, изучение основ традиционных в России религий, светской этики и мировых религий введено. И я не думаю, что мы должны отказываться от этого законодательного явления. Нам говорят, что якобы это внесет некий разлад. Разлад не от этого бывает, разлад от невежества, когда понятие о религии получают в подвалах. Это ведет к терроризму. Просвещение же никогда не мешало. Мы должны понять, что [религиозное] просвещение в школах ни в коем случае не может быть камнем преткновения.

О выводе российских войск из Сирии

Ведущий: Раз мы коснулись таких вещей как терроризм — как Вы оцениваете последнюю главную политическую новость в стране — да и не только в нашей стране — о выводе наших войск из Сирии? Добилась ли Россия тех целей, которые ставились вначале?

Митрополит Феофан: Думаю, об этом надо спросить у президента Путина, у Башара Асада и у народа. Путин уже ответил, что наши ВКС выполнили миссию, ради которой они пошли. Если же сказать по-человечески: слава Богу, что наши самолеты возвращаются на наши авиабазы. Ведь самолеты — это не только техническое средство, но это, в первую очередь, люди. Слава Богу, что возвращаются живыми домой наши ребята.

Ведущий: Ну что ж, владыка, спасибо большое! 20 минут с Вами пролетели как одна минута. Уважаемые телезрители, это была программа «Тема», в студии был митрополит Казанский и Татарстанский Феофан. Спасибо всем, кто нас сегодня смотрел.

Митрополит Феофан: Всего доброго, до встречи!

Теги:
Великий пост — 2016
Великий пост
Митрополит Феофан
программы «Тема»
слово митрополита Феофана
интервью
Общество русской словесности

Православие в Татарстане

Новости партнеров

Все публикации