Публикации

Благовещение Пресвятой Богородицы

Дата публикации  Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция сайта
Благовещение Пресвятой Богородицы

В очередной серии авторского документального цикла «Праздники» митрополита Илариона (Алфеева) речь пойдет о Благовещении. В этот день Православная Церковь вспоминает о том, как Архангел Гавриил передал Пресвятой Деве Марии благую весть о скором рождении Спасителя. Почему это событие называют «началом нашего спасения»? И как следуют отмечать праздник, который приходится на период Великого Поста?

В шестой же месяц послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет, к Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова; имя же Деве: Мария.
Ангел, войдя к Ней, сказал: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами».
Она же, увидя его, смутилась от слов его и размышляла, что бы это было за приветствие.
И сказал Ей Ангел: «Не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус.
Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца».

Евангелие от Луки.

Благовещение Пресвятой Богородицы стало началом нашего спасения. От согласия Пресвятой Девы на то, чтобы стать Матерью Господа, зависела вся дальнейшая судьба человечества. Она ответила Ангелу: «Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему». Именно с этого момента, когда Ангел явился Богородице, когда мир земной соединился с Миром Небесным, началась история нашего спасения.

В основу иконографии Благовещения наряду с Евангельским повествованием апостола Луки легли сведения, сохранившиеся в христианских апокрифах. Одна из фресок великого русского живописца Дионисия в соборе Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря посвящена Благовещению у кладезя. Отправившись за водой, у колодца Пресвятая Дева Мария впервые услышала глас Архангела Гавриила, обращенный к Ней: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами».

До наших дней в Назарете сохранился тот самый колодец Пресвятой Богородицы. Над источником возведена православная церковь, освященная во имя Архангела Гавриила. Первый христианский храм появился на этом месте еще в IV веке, во времена правления равноапостольного императора Константина. Колодец Пресвятой Богородицы с устроенным над ним престолом расположен в крипте, подземной части храма. Впервые услышав здесь глас Архангела Гавриила, Дева Мария смутившись и испугавшись, поспешила вернуться домой. Вскоре Архангел Гавриил явился Приснодеве Марии во второй раз. Так повествует предание.

На иконах праздника нередко изображена раскрытая книга. Согласно еще одному преданию, в момент Благовещения Пресвятая Богородица читала отрывок из книги пророка Исаии, где он говорит: «Се, Дева во чреве приимет и родит Сына». Пресвятая Богородица испытала недоумение, удивление и трепет, когда Она услышала от Ангела о том, что именно Ей надлежит стать Матерью Спасителя. Она смутилась, как говорят богослужебные тексты, и усомнилась в том, что это истинная Благая весть. Она вспомнила Праматерь Еву, которую искусил дьявол.

Можем ли мы представить себе тот трепет и страх, в котором Пресвятая Богородица внимала словам Ангела, сознавая, что через Ангела с Ней говорит Сам Господь? Но когда сердце Ее просвятилось Благодатью Божией и Наитием Пресвятого Духа, Она приняла Волю Божию в Свое сердце. И в этот момент в Ее утробе произошло таинственным и непостижимым образом зачатие Божественного Сына — Господа Иисуса Христа.

От дома, в котором проживало Святое семейство, где Деве Марии с благой вестью явился Архангел Гавриил и где затем прошли детские годы Спасителя, до наших дней в Назарете уцелела лишь наскальная стена — грот Благовещения. Дело в том, что в Галилее было принято возводить дома на склоне холмов, и естественный грот становился одной из стен жилого помещения. Начиная с XI века Назарет несколько раз оказывался то во власти крестоносцев, то под контролем войск Саладина. В 1263 году арабы разграбили и разрушили город до основания. Однако в годы лихолетья от дома Богородицы уцелела не только наскальная стена. Крестоносцам удалось вывести Святой дом, разобрав рукотворную часть строения по кирпичикам.

Сегодня бесценная реликвия хранится в базилике итальянского города Лорето. Предание, а вслед за ним и мраморные барельефы, которыми снаружи украшена святыня, рассказывают о путешествии дома Богородицы из Святой земли в Италию, которое совершилось с помощью ангелов. Эта легенда восходит к реальным историческим событиям, только Святой дом доставили не по воздуху, а по морю. Сохранились контракты, заключенные крестоносцами с греческим правителем из византийского рода Комнинов-Ангелов. Религию перевезли на корабле сначала на территорию современной Хорватии, а уже затем в Италию и наконец в Лорето, где дом Богородицы был заново собран.

Каждый год в Лорето приезжают так называемые «белые поезда». Люди с ограниченными возможностями в сопровождении волонтеров проделывают непростой путь, чтобы попросить Богородицу о помощи в облегчении страданий и избавлении от недугов. Молитвы не остаются без ответа. Пресвятая Богородица дает силы в перенесении болезней, а нередко являет подлинные чудеса.

Святой дом Богородицы имеет 3 стены. В восточной его части, в алтаре, установлена статуя Богоматери Лоретской. Считается, что первоначально этот образ Пресвятой Богородицы был написан самим апостолом Лукой на деревянной доске, но древняя икона бесследно исчезла. Тогда образ воссоздали в виде скульптуры. В Русской Православной Церкви этот образ известен как икона Пресвятой Богородицы «Прибавление ума». Икона особо почитаема с середины XVI века. Перед ней матери молятся о том, чтобы дети хорошо учились в школе.

Чтимая икона «Прибавление ума», к примеру, находится в Московском Тихвинском храме. Предание гласит, что этот образ был написан в XVII веке в трудный период раскола, постигшего Церковь.

На Благовещение мы прославляем Пресвятую Богородицу как ту, которая была от века предуготована для того, чтобы стать Матерью Спасителя. Она стала той землей незасеянной, которую засеяло Само Слово Божие. Она была предуготована к этому промыслом Божиим. От младенчества была введена в храм Господень и воспитывалась в страхе Божиим для того, чтобы в молитве и чтении Священного Писания проводить Свои дни и предстоять Господу. И для Нее Бог был самым близким, самым родным, к Кому Она обращалась в Своей молитве. Вся Ее жизнь была путем к тому, чтобы стать вместилищем Невместимого.

Праздник Благовещение совершается Православной Церковью 7 апреля по новому стилю, то есть ровно за 9 месяцев до Рождества Христова. Как и всякая женщина, Пресвятая Богородица после того, как Она зачала сверхъестественным и непостижимым образом, вынашивала Своего Младенца во чреве. В таинственном Божественном Промысле Боговоплощение было задумано с самого начала. И Бог творил человеческое естество таким, чтобы оно было способным вместить Бога. Даже грех, даже непослушание, даже дьявольский обман не могли воспрепятствовать этому Божественному плану о спасении людей.

Человеческая природа, когда ее создал Бог, была непричастна к греху, не подвержена ни болезням, ни тлению, ни смерти. Но когда произошло грехопадение, тогда вместе с Адамом весь тварный мир начал стенать и мучиться. Господь Иисус Христос воплотился и пришел в этот мир для того, чтобы воспринять на Себя ту человеческую природу, которая была подвержена греху. Спаситель открыл нам путь к Божественным высотам, путь к обожению. И этот путь Божественного истощания начался с того момента, когда Архангел Гавриил пришел к Пресвятой Деве Марии и сказал, что от Нее родится Сын Божий, который будет Спасителем мира.

На Святой земле продолжением Благовещения становится праздник Целования или Прихождения Божией Матери в Горний град Иудов. В основе праздника Евангельское событие — встреча Богоматери с праведной Елисаветой, уже готовившейся к появлению на свет Иоанна Крестителя. Пресвятая Богородица пришла в град Иудов из Назарета, чтобы поделиться со своей родственницей возвещенной Ей небесной тайной о рождении Богомладенца.

Когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве ее; и Елисавета исполнилась Святаго Духа, и воскликнула громким голосом, и сказала: «Благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего!
И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне?
Ибо когда голос приветствия Твоего дошел до слуха моего, взыграл младенец радостно во чреве моем.
И блаженна Уверовавшая, потому что совершится сказанное Ей от Господа».

Праздник Целования был утвержден Священным Синодом по ходатайству архимандрита Антонина (Капустина). В 1871 году архимандрит, бывший начальником Русской духовной миссии, на средства, собранные в России, выкупил в нагорной стороне участок и основал женскую общину, будущий русский Горненский монастырь.

В день праздника икону Благовещение из Троицкой духовной миссии в Иерусалиме привозят к источнику, из которого брала воду Сама Пресвятая Богородица. Образ встречают монахини Горненской обители. Многие из сестер по традиции держат в руках букетики цветов. У источника служат молебен, а затем священники, монахини и паломники крестным ходом следуют в обитель. Икону Благовещение устанавливают в центре Казанского храма на игуменском месте. Рядом будет находится и игуменский жезл. Служба праздника Целования составлена отцом Антонином. Им же написаны особые тропарь, кондак и стихи.

Образ Благовещение останется в Горненском монастыре до 7 июля — Дня рождения Иоанна Крестителя. Именно столько времени, согласно Евангелию, у праведных Захария и Елисаветы гостила Пресвятая Богородица.

В Горненском монастыре всегда радушно принимают паломников из России, хотя в XX столетии, в период гонений на Церковь число богомольцев заметно сокращалось. Было остановлено и строительство большого соборного храма, начатое еще в 1911 году. Но завершить благое дело всё же удалось. В 2012 году Святейший Патриарх Кирилл совершил великое освящение храма во имя Всех Святых, в земле Российской просиявших.

Пресвятая Богородица и праведная Елисавета напоминают нам о призвании каждой женщины. Женщина призвана быть продолжательницей человеческого рода. Именно женщины испокон веков воспитывали детей, тогда как мужчины заботились о пропитании семьи. В наши дни в погоне за карьерным ростом и материальным благосостоянием многие женщины часто не имеют ни времени, ни сил для того, чтобы заниматься рождением и воспитанием детей. Но Церковь остается верна тому идеалу материнства, который нашел свое наивысшее воплощение в Пресвятой Богородице.

Пресвятая Богородица явила всем нам пример чистоты, любви к неустанной молитве и к храму Божию. Душой и сердцем она всегда была обращена к Горнему миру, обращена к Богу.

Современные девушки живут в большинстве своем по совершенно другим законам и стандартам. Стараются быть красивыми той физической красотой, которая, с их точки зрения, должна привлекать мужчин. Чтобы стать привлекательнее, некоторые девушки идут даже на хирургические операции.

Пресвятая Богородица и праведная Елисавета жили верой в Бога, не стремились стать красивее или умнее, чем они были на самом деле, со смирением переносили скорби, подобно тому, как Иоаким и Анна переносили скорбь своей бездетности. Они уповали на силу Божию, которая раскрывается в немощи человеческой. Благодаря этому Господь Иисус Христос нашел для Себя место на этой земле. Господь не возжелал человеческой славы, не возжелал человеческой красоты. Смиренное сердце и утроба Девы, которая смиренно приняла глас Архангела, стали вместилищем Божественного Величия и Божественного Присутствия. Вот та неизреченная Тайна Божия, о которой нам напоминает Святая Церковь на Благовещение.

 В честь праздника Благовещение освящен Благовещенский собор Московского кремля. Его 9 глав символизируют образ Богородицы как Царицы Небесной Церкви, включающей 9 чинов архангелов. Названия этих чинов известны из преданий Церкви и из творений Святых Отцов. 3 высших ангельских чина: Престолы, многоочитые Херувимы и шестикрылые Серафимы. Средняя ангельская иерархия: Господства, Силы и Власти. Низшие: Начала, Архангелы и Ангелы. Об этих ангельских чинах святитель Григорий Богослов говорит: «Они настолько носят на себе образ и отпечаток Блага, что сделались вторыми светами, способными просвещать других излияниями и раздаяниями Первого Света. Служители Божией Воли, они сильны как по природной своей силе, так и по приобретенной <...> Они все ведут к Единому.., воспевая Божие величие, созерцая вечную славу...».

Праздник Благовещение может совпасть с Пасхой или со Страстной седмицей, но чаще всего он выпадает на дни Великого поста. В последние годы стало модно поститься, только под постом обычно понимают воздержание от скоромной пищи. Между тем, пост — это прежде всего духовная весна, это воздержание от зла и от греховных поступков. Пост — это путь покаяния, путь возвращения души человеческой к Богу.

Великопостное богослужение отличается от обычного. Священнослужители переоблачаются в темные одежды. С этого момента богослужения в храме Господнем совершаются по великопостному чину. Исключаются тексты, носящие торжественный, праздничный характер. Меняются церковные напевы. Стихиры содержат призыв к духовным подвигам, очищению плоти, воздержанию от страстей, наслаждению добродетелями духа. Совершаются многочисленные земные поклоны.

За каждым великопостном богослужением, а за некоторыми по нескольку раз, звучит молитва преподобного Ефрема Сирина. Эта покаянная молитва читается один раз целиком с 3 земными поклонами после каждой части, затем 12 раз произносится: «Боже, очисти мя, грешнаго» с 12-тью земными поклонами, после чего молитва прочитывается вновь и завершается одним земным поклоном. Молитва святого Ефрема содержит напоминание о той духовной программе, которая составляет существо Великого поста и включает в себя борьбу с основными пороками.

Великий пост длится 7 недель, включая Страстную седмицу. Он начинается с воспоминания о том, как Адам и Ева были изгнаны из рая. Путь Великого поста — это путь покаяния, путь возвращения из земли изгнания в райские обители.

Все мы — Адамы и Евы нашего времени, чья жизнь искажена грехами, имеем возможность приходить в храм Божий. Церковь дает нам все средства ко спасению. Она дает нам благодатное время Великого поста, чтобы мы в эти дни с особенной сосредоточенностью и вниманием задумались о том, ради чего мы живем и как мы должны жить, чтобы достигнуть Царствия Божия. Она дает нам богослужения и Таинства Святого Причащения, чтобы уже здесь, не дожидаясь перехода в вечную жизнь, мы соединялись с Господом.

 В Святом Причащении происходит то, о чём наши богослужебные тексты говорят: «Человек бывает Бог», — человек становится Богом по благодати, приобщается Божественному естеству.

Когда мы причащаемся Святых Христовых Тайн, с нами происходит то, что произошло с Пресвятой Богородицей, когда в Ее чреве таинственно и неизреченно был зачат Сам воплотившийся Бог. Причащаясь, мы принимаем внутрь себя тело и кровь Христа, и наше немощное и человеческое естество оживотворяется присутствием внутри нас Самого воплотившегося Бога. Поэтому как Пресвятая Богородица долгими годами молитвы и подвига готовила Себя к тому, чтобы стать вместилищем Невместимого, так и мы молитвой и покаянием должны готовить себя к тому, чтобы в нас вселился Сам Господь наш Иисус Христос.

Теги:
Благовещение Пресвятой Богородицы
Пресвятая Богородица

Православие в Татарстане

Новости партнеров

Все публикации