Публикации

Почему святые — грешники, а мы — хорошие?

Дата публикации  Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Илья ТИМКИН
Почему святые — грешники, а мы — хорошие?

Сегодня мы вспоминаем одного из величайших подвижников Египта — святого Иоанна Прозорливого. Это был плотник, который в 25 лет ушёл в монастырь, и впоследствии до 90 лет непрестанно возрастал в молитвенном подвиге, обнаруживая в себе многие дары от Бога, в том числе и предсказывание будущего, и исцеление больных, и духоносные наставления.

К великому счастью, из глубины IV века до нас, детей каменных джунглей, дошли записи слов богоносного старца. Откроем эти египетские тетради, и в день памяти святого преподобного Иоанна Прозорливого прочтём вот такое предупреждение: «Смотрите, не возомните себя праведными, не возгордитесь каким-либо своим добрым делом!»

Кажется, прописная истина, но при этом глубоко сидит в каждом из нас язва гордости и самомнения. Будет же нам постоянным образцом, примером настоящей истины — глубокое смирение и самоуничижение святых людей. Пробегая вечером слова молитв, не будем спешить, остановимся. И тогда заметим, что Макарий, названный Великим, говорит примерно такие слова: «Ничего хорошего я за сегодня не сделал, душа моя пала, осквернился в безмерных согрешениях» (молитва 4-тая вечернего правила).

Это Макарий-то? Великий? И ничего хорошего не сделал? А нам кажется, что даже мы столько всего успели доброго сотворить: бабушке в магазине булочку купили, перчатки старые (но тёплые) с рук своих сняли и нищему отдали... Вот ещё, забыл: смолчали, когда нас обидел начальник. И молились ведь при этом! Утром и вечером вот встали перед иконами.

Вот такой парадокс. Святые у нас — грешники, а мы — праведники.

Решается парадокс нетрудно. Просто святые, как приближённые к Богу, сердцем начинают чувствовать истину, правду. А мы живём, опутанные дьявольской ложью. А потому давайте хотя бы умом отвернёмся от увещаний великого лжеца, и скажем себе вслед за Петром и Павлом: «Верую, Господи, и исповедую, что Ты воистину Христос, Сын Бога Живого, пришедший в мир грешных спасти, из которых я — первый».

Итак, всё доброе и хорошее в нас — от Бога. От Его благодати, подаренной нам. Не от нас — точно. И это надо запомнить накрепко. Чтобы не посмеялся над нами никто, когда мы скажем в душе своей: «Вот это я хороший парень!». Чтобы ангел-хранитель наш не зарыдал от таких слов.

Все святые на разные лады повторяют нам одну и ту же истину: гордым Бог противится, а смиренным даёт благодать. Почему? Потому что гордый подарки Божии сворует и припишет своей «хорошести». Через это — уподобится нечистым силам и погибнет. А вот смиренный, который умеет увидеть Бога в собственных добрых мыслях и делах, который счастлив быть «кисточкой в Божьих руках» — тому Господь и подаст Свою благодать, зная, что во вред она употреблена не будет.

Итак, великий подвижник Египта Иоанн Прозорливый повторяет нам ещё раз: «Смотрите, не возомните себя праведными, не возгордитесь каким-либо своим добрым делом!».

Не будем же забывать об этих словах.

Теги:
Бог
святые
благодать
праведники
грешники
молитва
добрые дела
Иоанн Прозорливый
Макарий Великий

Православие в Татарстане

Новости партнеров

Все публикации