Публикации

Напутствия на Великий пост

Дата публикации  Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Иеромонах Марк (Гоголашвили)
Напутствия на Великий пост

Приезжают для духовных бесед с насельником Раифского монастря иеромонахом Марком (Гоголашили) отовсюду. Умеет он и утешить и объяснить с духовной стороны происходящие невзгоды с каждым, кто обращается к нему. Сегодня мы публикуем его ответы на некоторые вопросы, касающиеся Великого поста...

«И сказал им Иисус: могут ли печалиться сыны чертога брачного, пока с ними жених? Но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься» (Мф. 9,15).

Именно эти строки положили начало христианским постам. Вначале пост продолжался сорок часов, во время которого христиане вообще не принимали пищу. Пост от Великой Пятницы до Пасхи был подражанием сорокадневному посту Спасителя. И только в начале V века все Поместные Церкви приходят к идее сорокадневного Великого поста, как десятины года, и с этого момента продолжительность Святой Четыредесятницы в разных Церквах колеблется от 6 до 8 недель. Проблема заключалась в том, как считать субботы и воскресенья, во время которых пост отменяется.

С понедельника первой недели Святой Четыредесятницы начинается Великий пост. Продолжается до пятницы шестой недели, о чем можно узнать из песнопения, которое звучит в этот день в храме. Затем с Лазаревой Субботы начинаются события Страстной недели, которая уже не входит в Великий пост. Уже в IV — V веке Церковь считала Великий пост обязательным для всех христиан.

В правилах Вселенских соборов и в текстах святых отцов мы можем найти упоминание о том, что христианин, не соблюдавший Великий пост, на некоторое время мог отлучаться от Церкви. В одной из проповедей святителя Иоанна Златоуста говориться о том, что к IV веку Святая Четыредесятница изменяла привычный уклад жизни Константинополя: «Нигде нет сегодня ни шума, ни крика, ни разрезыванья мяс, ни беганья поваров; все это прекратилось, и наш город теперь походит на честную, скромную и целомудренную жену».

Сорокадневная продолжительность Великого поста, принятая всей Церковью, — это подражание посту Спасителя в пустыне, и посту пророка Моисея, а также стандартное время поста для тех, кто хотел принять крещение. В древней Церкви крестили на Пасху, и оглашенные готовились к этому событию 40 дней, молясь в храме, обучаясь основам веры и соблюдая пост. Остальные же христиане старались причаститься во время Святой Четыредесятницы.

Что же полагается делать христианину в Великий пост?

Если несколько упростить рекомендации Типикона (церковного устава), то пост предполагает ограничение числа приемов пищи (один раз в день, вечером) и ее качества (хлеб и вода, теплые овощи без масла — сухоядение), и даже полный отказ от пищи и воды (например, в понедельник и вторник первой недели). То есть с понедельника по пятницу всех недель Великого поста за исключением особых случаев христианин ест один раз в день очень простую пищу без масла (хлеб, вода, овощи). В субботу и воскресенье разрешается два приема пищи с растительным маслом и вином (отметим, что церковный устав позволяет выпить не больше стакана вина), поэтому субботы и воскресенья не считаются постными днями.

Отметим, что в древней Церкви какое-то время еще спорили о том, что можно в эти дни во время Великого поста. Некоторые христиане считали, что допустимо употребление яиц, молочных продуктов и даже мяса птицы, но в конечном итоге было решено, что ослабление поста в субботу и воскресенье может заключаться лишь в увеличении числа трапез и разнообразия растительной пищи.

Такие строгости были связаны с основной идеей поста — пища должна быть дешевой и быстрой в приготовлении, а освободившееся время и деньги христианин должен использовать для участия в богослужении и дел милосердия. Разницу в стоимости между обычным и постным обедом предлагалось отдавать нищим.

Довольно рано Церковь поняла, что столь жесткие правила поста не могут понести все христиане, а потому в церковных канонах установлен некий минимум поста, который должен соблюдаться всеми верующими. Это отказ от мяса, молока и яиц, то есть пост с рыбой, горячей овощной пищей на масле является максимальной степенью снисхождения к человеческим немощам. Сейчас же все вопросы относительно меры пищевого поста православный христианин должен обговорить со своим духовником.

Мы, христиане, должны жить в присутствии Бога

Но, разве у нас всегда это получается? Очень часто мы забываем, что Бог взирает от нас, мы отворачиваемся от Него, живем, как бы в Его отсутствии. Грешим тяжкими и менее тяжкими грехами, но потом, когда нам становится тяжко от того, что мы потеряли мир в душе своей, мы возвращаемся к Нему с покаянием. Ах, если бы мы всегда жили в Его присутствии, как бы радовалась наша душа, и не ссорились бы мы с детьми нашими, с нашими родителями, родственниками, друзьями и близкими, со знакомыми и незнакомыми людьми, и тогда бы мир стали бы мы другими, и мир стал бы другим. Но, к сожалению, наша грешная натура человеческая не позволяет нам этого.

Наша гордыня, наши эмоции, страхи побуждают грешить, делать совершенно не то, что нужно было бы делать, если бы мы чувствовали Его присутствие. Совесть — этот чудесный контрольно-измерительный инструмент нашей грешности, который даровал нам Бог, и который нам совершенно неподвластен, осуждает нас, призывает к покаянию. Но, мы усыпляем свою совесть уверениями, что великолепно осведомлены о своих грехах и в ближайшее время обязательно покаемся. Проходит много времени, не исповеданные грехи, казалось бы, забыты, покаяние так и не состоялось. Кажется нам, что мы усыпили нашу совесть, но это нам только кажется. Даже на смертном одре, «спящая» наша совесть напомнит нам о наших забытых грехах.

Раз в год, в течение сорока восьми дней, Господь наш и Спаситель Иисус Христос, Своим примером, показал нам способ приближения к Богу. Время нашей жизни, когда мы можем живо ощутить Его присутствие. Это время Великого поста. И начинаем мы с истинного покаяния, когда входим в храм, подражая cвятому Андрею Критскому, вопием всей душой своей, проливая слезы покаяния: «Помилуй, мя Боже, помилуй мя!». Вся греховность наша предстает перед нами, и чувствуя Его присутствие, видим мы всю неприглядность нашего бытия. «Воззри па меня Боже, Спаситель мой, милостивым Твоим оком и прими мою пламенную исповедь. Согрешил я более всех людей, один я согрешил пред Тобою; но, как Бог, сжалься, Спаситель, над Твоим созданием», — умоляем мы Бога. Почему же вдруг в нас проснулось покаяние, и уста наши стали искренне произносит, то, что всегда таилось в нашей душе, но мир, повседневная забота о завтрашнем дне, закрыли наши сердца и наши уста? А потому, что подражая Господу, апостолам, святым отцам, мы, наконец, обратили внимание на нашу плоть, которую ублажали в ущерб душе, и стали укрощать ее посредством поста. Великий пост отворил глубины нашей души, отверз уста наши. Воздержание, против которого так восстает наша плоть, побеждает, а дух восстает и приближает нас к Богу.

Как проводить время Великого поста?

Прежде всего, приведите себя в порядок, примиритесь с людьми, обидевшими и оскорбившими вас, ибо они заслуживают благодарности от вас за то, что научили вас, как не надо жить, чтобы впредь вы «не наступали на эти грабли». Молитесь сокрушенно, сожалейте о своем не достоинстве и неминуемой гибели своей, тогда получите прощение и обретете надежду спасения. «Сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит», а без этого никакие жертвы и милостыни не помогут тебе.

Обретайте в Великий пост умеренность, добродетели, спокойствие души, мир прочный в душах ваших и невозмутимостью, строгостью умиряйте страсти, угашайте гнев и ярость, охлаждайте и утишайте всякие волнения, возникающие от многоядения. Невоздержанность в пище бывает причиной и источником бесчисленных зол для вас, а пост и презрение удовольствий плотских всегда будут для вас причиною несказанных благ. Пост делает ваш ум более легким, помогает стремиться к небу, и предметам небесным, и поможет преодолевать все невзгоды телесной жизни.

Всегда помните, что Великий пост время великой молитвы. «Молитесь во всякое время», «Молитесь за всех» и за ныне здравствующих и за усопших. Молитесь дома вместе со Святым Андреем Критским, стоя читая его Покаянный канон, или слушайте аудиозапись. Молитесь на Псалтыри, ежедневно читая по одной кафизме, чередую с Покаянным каноном Господу нашему Иисусу Христу, Пресвятой Богородице и Ангелу-Хранителю. Помните, что главная цель поста — молитва.

Что же касается новоначальных, те, которые никогда не постились, но появилось желание. Для этого нужно в течение года соблюдать постные среды и пятницы, без мясомолочной продуктов, употребляя в эти дни только растительную пищу.

«С постом! Помоги вам, Господи, провести его душеспасшпелъно. Не слишком налегайте. Сил недостанет послушание исполнять и правило совершать. Все в меру. На внутреннее больше обращайте внимание и построже разбирайте все, там бывающее, при свете слова Божия с отеческими указаниями. Малая кривость там большою угрожает бедою». (Святитель Феофан Затворник)

 

Теги:
Великий пост
иеромонах Марк (Гоголашили)

Православие в Татарстане

Все публикации