Публикации

Слово митрополита Феофана на встрече со студентами КГАСУ

Дата публикации  Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Митрополит Феофан
Слово митрополита Феофана на встрече со студентами КГАСУ

21 апреля 2016 года в Казанском государственном архитектурно-строительном университете состоялась встреча митрополита Казанского и Татарстанского Феофана с преподавателями и учащимися вуза.

Я бы хотел поговорить о вопросах веры. Нужна вера или не нужна? Если нужна, то зачем? Что привносит вера в нашу жизнь?

С одной стороны, мир определенными силами движется к секуляризации, к освобождению как бы от всех религиозных догм. Это искусственно навязываемое направление в жизни человечества. Одновременно мы видим, что национальные государства предлагают возврат к религиозным корням, которые в какой-то степени помогают сообществу находить идентичность.

Я часто задумывался над явлением экстремизма и того, что происходит сейчас в Сирии в связи с деятельностью ДАИШ. Называют неправильно его ИГИЛ (Исламское государство Ирака и Леванта) — никакое это не государство, а дьявольское сообщество. Что людей толкает вступить в эту организацию, взять в руки оружие и пойти нередко на верную смерть? Говорят, что социально-экономические явления порождают экстремизм. Но 11 сентября атаку на башни-близнецы в США совершили грамотные, обеспеченные люди. Да и Бен Ладен — миллиардер, богатейший человек.

В Казанском архитектурном университете состоялась встреча митрополита Феофана со студентами вуза

Почему же такое происходит? Люди находятся в поисках истины, потому что видят в мире некую духовную неустроенность, даже на «сытом Западе», который, кажется, достиг всех социально-экономических благ. И мы видим, что оттуда многие уходят к экстремистам.

Когда я нес церковные послушания на Кавказе, то встречался с боевиками и спрашивал, как они вербуют. Они мне рассказали одну вещь: «Нам не надо особенно вербовать. Мы берем сюжет из какого-нибудь «Дома-2», и показываем это, как навязываемую нам норму жизни. Но нас эта «норма» никак не устраивает, потому что она убивает мораль. Значит, надо ей как-то противостоять, в том числе, крайними мерами».

Почему я говорю вам об этом? К вам могут подходить разные люди, делать предложения об участии в различных направлениях религиозного характера, в том числе, в сектах. Если вы видите, что за этим стоит неприятие существующего общества, поверьте, это первый звонок, что ни в коем случае мы не должны связывать свою жизнь с этими людьми и с этой организацией… Эти люди поинтересуются проблемами в вашей жизни, пообещают помощь, но за это приходится расплачиваться несвободой и потерей индивидуальности...

Что касается ислама — я хорошо знаю эту религию, с большим уважением отношусь к исламским верующим. Меня всегда поражала простота веры, особенно в Египте, доброжелательное отношение мусульман — не просто декларируемое, а образ жизни. Очень опасная вещь, когда людей разной веры друг на друга натравливают. Это лукавое безбожие! Православные и мусульмане относятся уважительно друг ко другу, потому что мы верим в Бога, каждый по-своему. Берегите это, ребята!

Я видел своими глазами ад, в который ввергают людей. Те же, кто направляет в этот ад, остаются в стороне здоровыми и счастливыми. Как и производители наркотиков, которые, как правило, сами их не употребляют, а лишь обогащаются.

Есть и такие люди, которые всё делают, чтобы развратить сообщество. Почему в мире так развита пропаганда безнравственности? Потому что есть некие силы, которые стремятся разнуздать страсти человека, выпустить на волю самые низменные чувства. Безнравственными — как отдельной личностью, так и целым сообществом — легко управлять. И если вы хотите быть сильными, не давайте себя нравственно разложить. Сильная личность твердо стоит на нравственных основах, которые Бог заложил в человеке.

Стоит или не стоит верить? Можно обойтись без Бога или нельзя? Спрошу: есть ли в истории со времени сотворения человека хотя бы одно сообщество, жившее без религии? По-разному верили: был фетишизм, поклонялись камням, Луна почиталась. Даже Советский Союз был основан на квазирелигии…

Очень важно, чтобы у человека была вера, глубокое вхождение в смысл религии, не поверхностное только понимание… Сколько известно случаев, когда стоящего на грани смерти человека его обращение к Богу возвращало к жизни. Человек без веры не имеет опоры.

Какие сейчас нам предлагают жизненные ориентиры? Говорят: будь богатым, учись, чтобы им стать, пойти по административной лестнице. Но путь к богатству нередко отметает нравственные устои; мы помним 90-е годы — и с их стрельбой и прочим… Достиг человек богатства, а что дальше? Лет нашей жизни 70, 80, даже 100 — это очень короткий период по отношению к вечности, которая наступит после земной жизни.

И вот здесь нужно задать себе вопрос: для чего я живу? Я достиг материальных благ, но вот я умираю и жизнь перечеркнута. Человек, который имеет понимание смысла жизни, цели свои ориентирует на благо людям. Если же ты будешь относиться к богатству как к фетишу, то потеряешь этот смысл.

Очень важно сохранять традиции своих предков. Мусульманские традиции в мусульманской семье, у татар хорошие корни мусульманские. Россия же никогда не жила без Бога. И вы, ребята, думайте о вере своих отцов.

Я люблю стихи Евгения Евтушенко. Мир настолько динамичен, и злым бывает. Порой не знаешь, как жить дальше. И тогда вспоминаю это его четверостишие:

Но ты хотя б однажды в мире,
Когда он спит или кипит,
Остановись, как лошадь в мыле,
Почуяв пропасть у копыт.

Пропасть там, где нет Бога. Где Бог — там есть надежда и любовь.

Теги:
Слово митрополита Феофана
КГАСУ
вера в Бога
вероисповедание
Бог и человек

Православие в Татарстане

Новости партнеров

Все публикации