Публикации

Вход Господень в Иерусалим. Вербное воскресенье

Дата публикации  Количество просмотров
Вход Господень в Иерусалим. Вербное воскресенье

Этот день на Руси всегда называли Вербным воскресеньем. Откуда появилась традиция приходить в храм с веточками вербы в руках? В чем религиозный смысл этого весеннего праздника? и почему Православная церковь считает его одновременно и радостным, и скорбным? Митрополит Илларион (Алфеев) расскажет о празднике Входа Господня в Иерусалим, дне, который становится началом Страстной Сседьмицы. Именно в это время в Кафедральном соборе испанского города Овьедо выносят для поклонения великую святыню — Сударь и Плат спасителя, а во французском соборе Нотр Дам де Пари — Терновый венец...

Множество народа, пришедшего на праздник, услышав, что Иисус идет в Иерусалим, взяли пальмовые ветви, вышли навстречу Ему и восклицали: «Осанна! Благословен идущий во имя Господне, Царь Израилев!». Иисус же, найдя молодого осла, сел на него, как написано: «Не бойся, дщерь Сионова! се, Царь твой грядет, сидя на молодом осле». Ученики Его сперва не поняли этого, но когда прославился Иисус, тогда вспомнили, что так было о Нём написано, и это сделали. Свидетельствовал же народ, бывший с Ним прежде, что Он вызвал из гроба Лазаря и воскресил его из мертвых, потому и встретил Его народ, ибо слышал, что Он сотворил это знамение.

Евангелие от Иоанна.

Митрополит Иларион (Алфеев): В праздник входа Господня в Иерусалим мы вспоминаем о том, как Господа Иисуса Христа радостно встречали во граде Иерусалимском, когда Он въезжал в городские ворота. Хвала и славословие звучали из уст людей. Его встречали как Миссию, потому что надеялись, что Он сможет восстановить утраченное могущество Израильского царства и освободить народ иудейский от иноземного владычества. Но Христос входил в Иерусалим не для того, чтобы Его прославили, а для того, чтобы пострадать и умереть на Кресте для спасения всего рода человеческого. Поэтому праздник Входа Господня в Иерусалим одновременно радостный и скорбный, ибо он предшествует дням Страстной седмицы, крестным страданиям Спасителя.

Иудеи приветствовали Спасителя как царя и пророка, надеясь на то, что их страна, находившаяся в упадке, снова сможет пережить расцвет, как во времена Давида и Соломона, память о которых жила в народе израильском. Те, кто радостными криками встречали Господа, слышали Его проповеди и слышали о чудесах, которые Он совершил, в том числе, о воскрешении из мертвых Лазаря Четверодневного.

Воскрешение праведного Лазаря

Как об этом рассказывается в Евангелии от Иоанна: 

За шесть дней до Пасхи пришел Иисус в Вифанию в дом Марфы и Марии. Сестры приготовили ужин, Марфа служила, и брат их Лазарь был одним из возлежавших с Ним. Многие иудеи, узнав, что Он там, и пришли не только для Иисуса, но чтобы видеть и Лазаря, которого Он воскресил из мертвых. Первосвященники же положили убить и Лазаря, потому что ради него многие приходили и веровали в Иисуса.

Лазарю пришлось скрываться. По преданию, он нашел убежище на Кипре в городе Китионе, который теперь называется Ларнака. «Ларнака» по-гречески значит «саркофаг, гробница. Имеется в виду вполне определенная гробница — Лазаря, друга Христова, который окончил свою, можно сказать, вторую жизнь епископом Китиона. Над его захоронением возвышается византийский храм X века, принадлежащий Кипрской Православной Церкви, в котором Лазарева суббота — это праздник, наполненный, конечно, сугубой радостью.

Для каждого христианина воскрешение Лазаря становится предвозвещением того всеобщего воскресения, которое ожидает всех людей в конце истории. О воскрешении Лазаря многократно упоминается в праздник Входа Господня в Иерусалим. Таким образом, оба события неразрывно связаны друг с другом, превращаются в единый двухдневный праздник, одновременно наполненный и радостью встречи со Спасителем, и печалью о Его предстоящих крестных страданиях.

Вербное воскресенье

Верующие в этот день приходят в храм с ветками вербы, потому праздник в просторечии называют Вербным воскресеньем. Верба заменила пальмовые ветви в тех краях, где финики не растут.

Митрополит Иларион (Алфеев): В праздник входа Господня в Иерусалим на богослужении звучат слова апостола Павла: «Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь». Христианство является религией радости, и радостью пронизано всё Евангелие, начиная с рассказа о том, как ангелы явились пастухам и сказали: «Мы возвещаем вам великую радость». Сам Спаситель неоднократно говорит о радости в Своих притчах. Так, в притче о заблудшей овце Он рассказывает о пастыре, который оставил 99 овец и пошел на поиски одной. Когда нашел ее, то на Небесах было больше радости об этой одной овце, чем о 99-ти не заблудившихся овцах. И в Своей последней беседе с учениками на Тайной Вечере Господь говорит им: «Я хочу, чтобы моя радость в вас пребывала, и чтобы радость ваша была совершенна».

Апостол Матфей приводит такую подробность входа Господня в Иерусалим:

Видев же первосвященники и книжники детей, восклицающих в храме и говорящих: осанна Сыну Давидову! — вознегодовали и сказали Ему: слышишь ли, что они говорят? Иисус же говорит им: да! разве вы никогда не читали: из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу?

Дети вышли же навстречу Христу, чтобы почтить Его, порадоваться Его пришествию. Вряд ли они, да и все, кто были рядом в тот день, понимали, что Иисус — Бог воплотившийся. Но таинственная божественная сила влекла их ко Христу. Дети особенно восприимчивы к Божией благодати. И с самого младенчества надо воспитывать человека в любви к Богу и к храму.

Дети в храме в праздник Вербного воскресенья

2000 лет Церковь живет благодаря тому, что в нее приходят всё новые и новые поколения людей и каждый взрослый приводит в храм своих детей. В Евангелии неоднократно упоминается о том, как Христос общался с детьми. Однажды дети были приведены к Иисусу, а ученики возбраняли, но Спаситель сказал: «Пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное».

Привести своих чад к Господу — обязанность, возложенная на христианина. По мере того, как ребенок растет, начинает говорить и рационально воспринимать окружающий мир, задача родителей заключается в том, чтобы осторожно и постепенно вводить ребенка в церковную жизнь, объяснять ему смысл церковных Таинств, рассказывать ему о Боге. С младенчества дети должны иметь возможность приобщаться к той радости, которой наполнена православная вера. Эта радость будет сопровождать человека в течение всей его жизни.

Дети в храме

Митрополит Иларион (Алфеев): Есть люди, которые утверждают, что нельзя крестить младенцев: «Пусть, мол, ребенок вырастет и тогда сам решит, быть или не быть христианином, ходить или не ходить в храм». Православная церковь никогда не согласится с такими взглядами. Божественная благодать равно необходимо и детям, и взрослым, и доступ к ней должен быть открыт для человека с самого младенчества, ведь мать кормит молоком младенца с самого момента его появления на свет, не дожидаясь, пока он попросит у нее пищи. Почему же мы должны лишать младенцев духовной пищи, которой является Сам Бог, предлагающий нам Самого Себя в Таинстве Причастия.

Начиная с Лазоревой субботы и входа Господня в Иерусалим Православная Церковь день за днем, час за часом вспоминает последние дни и часы земной жизни Господа Иисуса Христа. Страстная седмица — особый период в литургической жизни Православной Церкви. В эти дни не совершается память о святых, отменяется поминовение усопших, всё внимание верующих сосредоточено на сопереживании страждущему Спасителю. В течение первых трех страстных дней богослужение совершается по чину Великого поста, с поклонами и молитвой Ефрема Сирина. В эти дни Церковь вспоминает притчу о таланте, зарытом в землю; о 10-ти девах, 5 из которых оказались не готовы к встрече Жениха.

Страстная седмица

На утрене Великого понедельника читается притча о злых виноградарях, отказавшихся отдавать хозяину плоды; история о том, как Господь проклял бесплодную смоковницу, и она засохла. Все эти примеры представляют собой призыв к духовному бодрствованию и трезвению и напоминают о приближении часа крестной смерти Спасителя, который верующие должны встретить духовно подготовленными.

Евангелие от Иоанна, которое читают в Вербное воскресение, повествует о том, как:

сестра Лазаря Мария, пока Марфа служила, взяла фунт нардового чистого драгоценного мира, помазала ноги Иисуса и и отерла волосами своими ноги Его; и дом наполнился благоуханием от мира. Тогда один из учеников Его, Иуда Симонов Искариот, который хотел предать Его, сказал: Для чего бы не продать это миро за триста динариев и не раздать нищим? Сказал же он это не потому, чтобы заботился о нищих, но потому что был вор. Он имел при себе денежный ящик и носил, что туда опускали. Иисус же сказал: оставьте ее; она сберегла это на день погребения Моего. Ибо нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда.

В начале Страстной седмицы в Московском Донском монастыре происходит чин мироварения. Слово «миро» переводится как «благовонное масло, бальзам». Миро необходимо для Таинства Миропомазания, для освещения храмов. После того, как Святой Дух сошел на апостолов в виде языков пламени, они стали возлагать руки на обращаемых ко Христу, и на тех тоже сходил Святой Дух. По мере роста Церкви апостолы стали совершать это Таинство посредством миро, освящая его и рассылая по общинам.

Чин варения мира

Сегодня обязанность апостолов возложена на предстоятелей Поместных Православных Церквей. В Великий понедельник Святейший Патриарх Кирилл благословляет начало варения миро, которое продолжается до Великой среды. После того, как миро остынет, его перевозят в храм Христа Спасителя.

На Литургии Страстного четверга во время Великого входа сосуды с миром переносят к престолу. На престол Патриарх ставит алавастр — сосуд, в котором хранится миро, освященный в прежние времена. Затем благословляет каждый сосуд и добавляет в него немного древнего миро, а также пополняет алавастр новым миро. После освящения миро рассылается по епархии.

Тайная вечеря

В Великий четверг Церковь вспоминает Тайную Вечерю. Через 4 дня после входа в Иерусалим Господь с апостолами праздновал Пасху.

В ту ночь, в которую Он предан был, Христос взял хлеб и возблагодарив, преломил его и сказал: приимите, ешьте, сие есть Тело Мое, за вас ломимое; сие творите в Мое воспоминание. Также и чашу после вечери, говоря: сия чаша есть Новый Завет в Моей крови.

Так было установлено Таинство Причастия.

В песнопениях, которые звучат в этот день, есть напоминание и о другом событии. Церковь молится о том, чтобы приступая к чаше не уподобиться Иуде, который был омрачен недугом сребролюбия. Он предал Господа после того, как вместе со всеми учениками причастился Тела и Крови Христовых, после того, как ноги его были омыты Спасителем, показавшим, как должны Его ученики любить друг друга и служить людям.

Чин умовения ног

В православной церкви в Страстной четверг после литургии следует чин умовения ног. В храме Христа Спасителя его совершает Первосвятитель. Сначала Патриарх просит Бога омыть всех сидящих перед ним от плотских скверн и душевной нечистоты, затем молит о даровании смирения и омывает водой ноги каждого из 12-ти священников.

Вечером этого же дня совершается утреня Великой пятницы с чтением 12-ти отрывков Евангелия, составляющих Последование святых страстей Господа нашего Иисуса Христа. «12 Евангелий», как часто называют это богослужение. Верующие сопереживают страданиям Спасителя. В руках молящиеся держат зажженные свечи. Перед духовным взором каждого проходят последние часы жизни Спасителя, прощание с апостолами, моление о чаше в Гефсиманском саду, целование Иуды, взятие Христа под стражу, отречение апостола Петра, суд Синедриона и суд Пилата, вой толпы, издевательства солдат, бичевание и крестные муки Господа.

Великая пятница

После службы ее участники несут четверговый огонь домой. Иногда, по благочестивому обычаю, огнем рисуют крест над окнами и входом.

Митрополит Иларион (Алфеев): Господь Иисус Христос сознательно шёл на смерть. Он родился для того, чтобы умереть за людей. Он воплотился для того, чтобы стать жертвой искупления за человеческий грех. И Он совершил этот искупительный подвиг по послушанию Своему Небесному Отцу. Нет более сильного свидетельства о любви Бога к человеку, чем крест, на котором был распят Спаситель. Нет иной жертвы, которую Бог мог принести за человека, чем та, которую Он принес. И нет более сильного слова о спасении всего мира, чем то молчание, которое исходило из гроба Единородного Сына Божия.

Плащаница Спасителя

В Великую пятницу литургия не положена. Это самый скорбный день в церковном календаре. В храме перед святым распятием читаются псалмы и Евангелие о страстях Христовых. Вечерня Страстной пятницы обычно совершается днем. Перед ее началом на престол кладется плащаница — плат с изображением снятого с распятия Спасителя. Он является напоминанием о подлинной плащанице Господа нашего Иисуса Христа, хранящейся в Турине. Это 4-метровое льняное полотно, в которое Иосиф Аримафейский завернул тело Спасителя. После чтения Новозаветных текстов, повествующих о погребении Господа, плащаница выносится из алтаря для поклонения верующим, в центр храма, на украшенное цветами возвышение, символизирующее гроб Христов.

Митрополит Иларион (Алфеев): В дни Страстной седмицы каждый православный верующий вместе со Христом переживает скорбь последних дней Его земной жизни. Мы следуем за Христом до Голгофы, до распятия и до того гроба, где было положено Его тело. Великая суббота является воспоминанием погребения Спасителя и Его сошествия во ад, куда Он сошел для того, чтобы вывести оттуда всех томившихся в ожидании Его пришествия.

Великая суббота, когда вспоминается это событие, является днём скорби, но эта та скорбь, которая скоро приложится в радость о Воскресении Христовом. Тогда исполнятся слова Спасителя, сказанные Им на Тайной Вечере: «Женщина, когда рождает, терпит скорбь, но когда родит младенца, то уже не помнит скорби от радости, ибо новый человек пришел в мир». Так и скорбь Страстной седмицы приложится для нас в радость о Воскресении Христовом.

Скорбноый путь Иисуса Христа. Виа Долороза

Страстная седмица отмечена особыми богослужениями и литургическими процессами в разных странах. В Иерусалиме в Великую пятницу верующие идут по скорбному пути Иисуса Христа. В Старом городе на Виа Долороза обозначены 9 из 14-ти остановок крестного пути Спасителя. Последние 5 находятся на территории храма Гроба Господня. Первая — претория, место, где Христос был приговорен. У второй станции верующие вспоминают о бичевании. Есть остановка, отмечающая место, на котором Он упал под тяжестью креста. Есть перекресток, на котором римляне поручили прохожему, Симону из Киринеи, помогать Иисусу нести орудие Его казни.

Сударь в Овьедо

По образу Иерусалимского хода Великой пятницы проводятся крестные ходы во всём христианском мире. В испанском Овьедо хранится Сударь — погребальный плат. В Евангелии от Иоанна сказано, что этот плат, который был на голове Спасителя, лежал не с пеленами, но был особо свит на другом месте. В конце XX века Сударь был исследован группой ученых. Данные сравнили с анализами, полученными при исследовании ткани Туринского полотна и установили, что обе реликвии были обернуты вокруг головы одного и того же человека. Причем если Туринская плащаница содержит и следы крови, и фотографический отпечаток тела Христа, возникший в момент Его Воскресения, то Сударь из Овьедо содержит только биологические свидетельства, именно потому, что Сударь не был на теле Спасителя во гробе, а лежал отдельно.

В Страстную пятницу Сударь достают из ларца и выносят из ризницы для поклонения. По традиции, в этот день власти выпускают на свободу одного из осужденных не за тяжкие преступления. Эта амнистия напоминает о том, как толпа, подстрекаемая своими начальниками, потребовала у Пилата отпустить разбойника Вараву, а Христа, Которого надеялся освободить Пилат, казнить.

Вечером по городу идет процессия, повторяющая путь на Голгофу. Остроконечные колпаки закрывают лица — это символ стыда, покаяния, в тоже время прорези для глаз и рта, кровавые мантии — всё это похоже на одежды палачей. Овьедо погружается в гробовую тишину, в которой слышны лишь тяжелые удары оземь металлических набалдашников — это звук римского конвоя. В Страстные дни особенно много верующих съезжаются в те города Испании, через которые проходит самый древний паломнический маршрут Европы — путь Святого Иакова. Овьедо в их числе.

Направление к городу Сантьяго-де-Компастела, к мощам апостола Иакова Зеведеева, указывают изображения ракушек. Их часто можно увидеть на улицах и площадях. Это эмблема пути Сантьяго. Иаков Старший стал небесным покровителем Испании. Побывать в его городе для испанских христиан также важно, как в Иерусалиме и в Риме. По преданию, мощи Святого апостола были обретены в Сантьяго в 813 году. От середины X века до нас уже дошли документальные свидетельства о первых паломничества к храму, который был построен на месте обретения. К XII популярность этого крестного хода была уже столь велика, что возникло несколько маршрутов. Наиболее протяженные из них достигали 6-8 сотен километров. Пройти по такому пути — настоящий подвиг, хотя Господь и не требует подвигов от нас.

Спаситель разделил с нами человеческую жизнь, испил чашу страданий и вместе с Собой воскресил каждого из нас. От нас же требуется лишь следовать Его Заповедям, участвовать в Таинствах Церкви, которую Он основал ради нас. Господь вошел в Иерусалим для того, чтобы принести себя в жертву для спасения всех людей, и эта жертва относилась не только к маленькой иудейской стране и не только к великой по тем временам Римской империи, она охватывала весь мир и всё человечество — не только тех, что жили тогда, но живших прежде того времени, а также и тех, которые будут жить после, включая всех нас.

Митрополит Иларион (Алфеев): Человек не в силах преодолеть расстояние, отделяющее его от Бога. Своими силами человек не может преодолеть грех и достичь Царствия Небесного. Тот путь, который человек должен был пройти навстречу Богу, Бог прошел навстречу человеку. «Се, Царь твой грядет к тебе кроткий и спасающий», — таково было пророчество о Миссии, и оно исполнилось, когда Господь Иисус Христос вошел в Иерусалим.

Теги:
Вход Господень в Иерусалим
Вербное воскресенье

Православие в Татарстане

Новости партнеров

Все публикации