Публикации

Посещения великой княгиней Елисаветой Федоровной Казани

Дата публикации  Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Анатолий ЕЛДАШЕВ
Посещения великой княгиней Елисаветой Федоровной Казани

Великая княгиня Елизавета Федоровна посетила Казань 3 июля 1910 года.1 Тогда у нее возникла мысль о построении храма и часовни на месте явления чудотворной Казанской иконы Божией Матери. 

В этот знаменательный для города день великая княгиня сразу же с пароходной пристани, около десяти часов утра, прибыла в Казанско-Богородицкий женский монастырь, к началу литургии. Во дворе обители ее встречали настоятельница монастыря игуменья ВарвараI, казначея монахиня Людмила и благочинная монахиня ЕвгенияII. В летнем Богородичном соборном храме царственную путешественницу с крестом в руках и со святой водой приветствовал настоятель собора протоиерей Александр ЗеленецкийIII

После литургии великая княгиня посетила настоятельницу обители игуменью Варвару в ее покоях. Здесь она рассматривала живописные, золотошвейные и рукодельные работы сестер-мастериц. С заметным огорчением перебирала в руках те немногие уцелевшие драгоценности, найденные у похитителей чудотворной иконы Божией Матери, которые посягнули на нее в июне 1904 г. и не успели спрятать, но значительно испортили драгоценностиIV

Перед своим отъездом из обители Елизавета Федоровна пожелала побывать на месте самого явления чудотворного образа. 

Казанская Седмиозерная Богородичная пустынь. 1890-е гг. Фото из личного архива Г. В. Фролова

Она спустилась на нижний (подвальный) этаж собора, долго молилась там и выразила сожаление, что такое святое место находится в запущенном состоянии. Игуменья монастыря Варвара предложила Елизавете Федоровне устроить на месте явления чудотворной Казанской иконы Божией Матери часовню в память приближающегося трехсотлетия царствования дома Романовых. При этом было предложено Ее высочеству принять под свое покровительство ход строительства часовни, на что великая княгиня изъявила полное согласие. 

В час дня августейшая особа отбыла из обители в Благовещенский кафедральный собор2

В Архиерейском доме великой княгине от Покровской женской общины Мамадышского уезда была преподнесена точная копия с портрета преподобного Серафима Саровского, изготовленного незадолго до его кончины. 

Архиепископ Никанор подарил для библиотеки Марфо-Мариинской общины все свои многочисленные печатные труды. 

Затем Ее императорское высочество посетила Спасо-Преображенский монастырь и отбыла на устьинскую пристань для следования в Москву через Нижний Новгород. 

11 декабря 1910 г. Казанская Богородичная женская обитель получила указ Святейшего Синода от 27 ноября на имя Архиепископа Казанского и Свияжского Никанора, в котором извещалось, что император дал согласие на принятие великой княгиней Елизаветой Федоровной звания попечительницы сей часовни. 

В своем письме от 16 декабря 1910 г. на имя ректора Казанской духовной академии, управляющего Казанской епархией Алексея великая княгиня писала: «Глубоко счастлива, что Господь сподобляет меня принять участие в святом деле сооружения часовни на месте явления чудотворной Казанской иконы Божией Матери. На днях вышлю Вам, Владыко, план маленького храма-часовни, который разработан архитектором академиком А. В. ЩусевымV, строителем моего храма в обителиVI. Со своей стороны я желала бы прислать все иконы и соорудить сень над царскими вратами, в которой будет вставлена чудотворная икона. Весь храм будет напоминать древние катакомбы, а отчасти и усыпальницу великого князя Сергея АлександровичаVII»3

В феврале 1911 г. Елизавета Федоровна отправила в Казанский монастырь модель храма. Для ознакомления на месте с проектом, его размером и выполнением в Казань приезжал секретарь Ее высочества В. В. Фон-Мекк, который привез и эскиз иконостаса, выполненный архитектором А. В. Щусевым. Будучи и сам художником, В. В. Фон-Мекк на месте сделал необходимые архитектурные наброски. 

Вскоре после его отъезда в Москву была приглашена игуменья Варвара вместе с инженером П. П. Голышевым. С Елизаветой Федоровной они окончательно приняли проект устройства церкви и часовни4. Этот проект затем был исправлен в строительном отделении Казанского губернского правления и утвержден 21 июля 1911 г. 

30 июля 1911 г., в день рождения наследника престола цесаревича Алексея, в нижнем (подвальном) этаже летнего Богородичного собора был совершен чин основания храма-часовни во имя Рождества Пресвятой Богородицы на месте явления чудотворной Казанской иконы Божией Матери. Чин совершал благочинный монастыря архимандрит Варсонофий, настоятель монастырского собора, протоиерей Александр Зеленецкий, профессор Казанской духовной академии и университета иеромонах АнастасийVIII, дьякон Панкратьев, в присутствии настоятельницы монастыря игуменьи Варвары, старших монахинь и сестер обители. 

По совершении чина великой княгине была послана телеграмма. На другой день игуменьей Варварой был получен ответ от Ее высочества: «Да поможет нам Господь трудиться во славу его пречистой Матери и да даст он силы и пошлет благословение всем принимавшим участие в построении храма-часовни. Молитвенно соединяюсь с Вами, архимандритом Варсонофием, протоиереем Зеленецким и иеромонахом Анастасием. Прошу Ваших святых молитв. Елисавета»5

31 июля 1911 г. под руководством инженера П. П. Голышева началось возведение храма-часовни. В подземельи обустроили лестницу, для иконостаса возвели кирпичную стену, зацементировали полы, оштукатурили стены и своды, поставили две печи для притока наружного воздуха, покрасили стены и полы. 

К весне 1913 г. благоустроительные работы в основном были завершены. Жители города и монахини Казанского монастыря с нетерпением стали ожидать дня освящения храма-часовни, который должна была назначить великая княгиня. Елизавета Федоровна выбрала субботу на пасхальной неделе, 20 апреля. 

На протяжении всего XIX в. это место служило для погребения умерших лиц не только иноческого чина, но и воинского звания. Все найденные здесь останки были бережно собраны в одно место, окроплены святой водой и погребены с восточной стороны часовни; над ними была совершена панихида. Это место получило название «Казанские пещеры»6

На самом месте явления чудотворной Казанской иконы Божией Матери была устроена богато убранная сень, в которой установили икону. Перед ней находилась серебряная лампада с украшениями из жемчуга и драгоценных камней, пожертвованная великой княгиней еще в первый ее приезд в монастырь. 

Сень была обита басмой и расписана в древнерусском стиле. Внутри сени находилась еще одна ажурной работы драгоценная лампада, украшенная изумрудом, эмалью и тремя государственными гербами, подаренная самой императрицей Александрой Федоровной. 

Одна серебряно-вызолоченная лампада была пожертвована инженером П. Голышевым, другая — неизвестным жертвователем. 

Росписи потолка и стены часовни производились сестрами монастыря по эскизам, присланным из Москвы великой княгиней. Местная икона Нерукотворного образа Спасителя была написана по образцу, находившемуся в Кремлевской часовне Казани.

Великая княгиня прибыла в Казань 19 апреля 1913 г. На железнодорожном вокзале ее торжественно встретили городские власти и массы народа. После посещения Благовещенского кафедрального собора и Спасо-Преображенского монастыря она прибыла в Казанско-Богородицкий монастырь. 

20 апреля в освящении новосозданного храма-часовни на месте явления чудотворной Казанской иконы Божией Матери в память трехсотлетия царствования на российском престоле Дома Романовых участвовали Преосвященный Михаил, епископ Чебоксарский и Преосвященный Анастасий, епископ Чистопольский, настоятель соборного храма протоиерей А. Зеленецкий. 

После окончания освящения и крестного хода состоялся торжественный обед с участием духовенства и почетных гостей, среди которых были командующий войсками Казанского округа, генерал от инфантерии, барон А. Е. Зальц, начальник губернии, камергер, действительный статский советник М. В. Стрижевский, попечитель Казанского учебного округа, действительный статский советник Кульчицкий, вице-губернатор Г. Б. Петкевич. В этот же день, после обеда царственная особа посетила Свято-Введенский Кизический монастырь. 

21 апреля великая княгиня отбыла из монастыря на пароходную пристань, где ее уже ждал казенный пароход «Екатерина». По пути она остановилась в Свияжске. Город встретил ее флагами, колокольным звоном, большим скоплением народа. Великая княгиня посетила мужской Богородичный Успенский монастырь, а также женский Иоанно-Предтеченский монастырь. В пять часов вечера при звоне всех колоколов городских церквей она отбыла на железнодорожную станцию «Зеленый Дол». Так завершилось пребывание в Казани великой княгини Елизаветы Федоровны. 

22 апреля из Рязани от нее на имя игуменьи Варвары была получена телеграмма: «Сейчас получила телеграмму из Царского Села от Его величества следующего содержания: “Обрадован освещением храма, передайте всем мою сердечную благодарность за молитвы. Николай”. Путешествуем благополучно. Всей душой с Вами, благодарю, вспоминаю Ваше гостеприимство. Под покровом Пресвятой Владычицы. Елисавета»7

Известно, что Елизавета Федоровна была духовной дочерью преподобного Гавриила Седмиозерного. Она знала его еще по Седмиозерной пустыни, куда неоднократно приезжала с будущей сестрой Марфо-Мариинской обители Варварой ЯковлевойIX

Но настоящее духовное сближение великой княгини с Гавриилом произошло тогда, когда старец был переведен в Спасо-Елеазарову пустынь, расположенную недалеко от г. Пскова. 

На средства великой княгини в Спасо-Елеазаровой пустыни, ввиду слабости старца и невозможности ему служить в монастырском храме, была устроена маленькая домовая церковь около кельи отца Гавриила. Она не только пожертвовала солидную сумму денег на строительство храма, но и послала туда подсвечники, покров для жертвенника и престола и облачение для о. Гавриила. Иконы для иконостаса были выполнены по ее идее и под ее руководством. Домовая церковь была освящена 7 августа 1910 г. епископом Иннокентием (Ястребовым). 

Но трудная жизнь старца уже подходила к концу. В августе 1915 г. он совершенно неожиданно для всех возвратился в Казань с ясным сознанием своей близкой кончины: «Поеду в Казань — и там умру!». Месяц длилось здесь его последнее предсмертное пребывание. Старец Гавриил скончался в академическом флигеле в ночь на 24 сентября 1915 г.8

Прощание с почившим Гавриилом Седмиозерным прошло при огромном стечении народа. На отпевание приехала и великая княгиня Елизавета Федоровна с несколькими сестрами Марфо-Мариинской обители Милосердия. Траурная процессия направилась в Седмиозерную пустынь, путь до которой занял целый световой день. Торжественно, с великим почетом тело старца было погребено под храмом Св. Евфимия Великого, строителем которого он был. 

После октябрьского переворота для Казанско-Богородицкого монастыря наступили тяжелые времена. Соборный храм обители в 1920-е гг. использовался под склад для хлеба, причем зерно ссыпали прямо под иконостас, в ноябре 1929 г. он был изъят из пользования общины. 22 февраля 1930 г. с колокольни сняли колокола. Община сама отказалась от здания колокольни, так как платить налоги за фактически неиспользуемое здание она была не в состоянии. 

1 марта 1929 г. был составлен акт о сдаче закрытой Крестовоздвиженской церкви, помещение которой было принято на учет Горкомхозом. Если до 1930 г. монастырским священнослужителям еще разрешалось проводить крестный ход на Казанку, то с 10 января 1930 г. его проведение было запрещено. В феврале 1931 г. православная община перевелась в Петропавловский собор. В 1930-1932 гг. был разрушен соборный храм и величественная пятиярусная колокольня. 

Летом 2000 г. археологическая экспедиция под руководством профессора Казанского университета З. М. Слепака обнаружила фундамент алтарной части монастырского собора, но остатки храма-часовни найдены не были9

С 31 октября по 2 ноября 2004 г. в Казани находились мощи святых преподобномучениц великой княгини Елизаветы и инокини Варвары, пребывающие в храме святой Марии Магдалины в Гефсимании, в Иерусалиме. Мощи были доступны для поклонения в Петропавловском соборе и в храме Св. праведного Иоанна Кронштадского. В обоих храмах были отслужены всенощное бдение, литургия и молебны. 2 ноября, перед отбытием из Казани, ковчег со святыми мощами некоторое время находился в Свято-Успенском Зилантовом монастыре, где также был отслужен молебен. 

Примечания

1. Освящение храма во имя Рождества Пресвятой Богородицы и часовни на месте явления Казанской чудотворной иконы Божией Матери в память трехсотлетия царствования Дома Романовых. – Казань, 1914. – С. 3. 
2. Известия по Казанской епархии, издаваемые при Каханской Духовной академии за 1910 год. – Казань, 1910 . – С. 797. 
3. Освящение храма во имя… – С. 6. 
4. Казанский телеграф. – 1911. – 1 марта. 
5. Освящение храма во имя... – С. 7. 
6. Там же. – С. 8. 
7. Там же. – С. 29. 
8. Казанский телеграф. – 1915. – 26 сентября. 
9. Хузин Ф. Ш., Ситдиков А. Г. Археологические открытия в Татарстане: 2000 год. – Казань, 2001. – С. 38-40. 

I Монахиня Варвара (в миру Елизавета Павловна Клесова), дочь мещанина из Оренбурга. Поступила в Казанский монастырь в 13 лет по решению мещанского общества Оренбургской губернии. Здесь же обучалась чтению и письму. Облечена в рясофор 13 марта 1883 г., пострижена в монашество 17 января 1903 г. Указом Казанской духовной консистории от 5 августа 1905 г. утверждена в должность казначеи. Указом Святейшего Синода от 12 мая 1910 г. утверждена в должности настоятельницы (см.: НА РТ, ф. 484, оп. 84, д. 1, л. 8). 18 мая 1917 г., согласно прошению, была уволена по болезни с должности настоятельницы и осталась жить в обители, где и упокоилась 20 февраля 1922 г. Похоронена на монастырском некрополе (см.: Елдашев А. М. Монастыри Казанского края: очерки истории. – Казань, 2004. – С. 39). 
II Монахиня Евгения (в миру Гликерия Афанасьева Малушкина), дочь крестьянина с. Тавели Мамадышского уезда Казанской губернии. В 1871 г. принята в обитель, облечена в рясофор 13 марта 1883 г., пострижена в монашество 6 февраля 1895 г. Указом Казанской духовной консистории от 10 июня 1910 г. утверждена в должности благочинной (см.: НА РТ, ф. 484, оп. 84, д. 1, л. 10). Указом Казанской духовной консистории от 24 марта 1918 г. уволена по болезни с должности благочинной (см.: НА РТ, ф. 484, оп. 87, д. 1, л. 14). 
III Настоятель собора Казанской иконы Божией Матери, протоиерей Зеленецкий Александр Федорович умер 29 мая 1915 г. Погребен на территории Казанско-Богородицкого монастыря (см.: Казанский телеграф. – 1915. – 30 мая). 
IV Подробнее о похищении чудотворной иконы Казанской Божией Матери см.: Елдашев А. М. Монастыри Казанского края: очерки истории. – Казань, 2004. – С. 50-60. 
V Щусев Алексей Викторович (1873-1949), советский архитектор, академик Академии наук СССР (1943). Обращался к традициям древнерусского зодчества. По его проекту построены Мавзолей В. И. Ленина, гостиница «Москва». Участвовал в разработке плана реконструкции Москвы (1918-1925). Государственная премия СССР (1941, 1946, 1948, 1952 — посмертно) (см.: Советский энциклопедический словарь. – М., 1981. – С. 1542). 
VI Соборный храм Марфо-Мариинской обители Милосердия во имя Покрова Пресвятой Богородицы был возведен в 1911 г. по плану А. В. Щусева. Роспись стен и иконостаса — академика М. В. Нестерова. 
VII Великий князь Сергей Александрович Романов, дядя императора Николая II, бывший генерал-губернатор Москвы, был убит бомбой, брошенной террористом Иваном Каляевым 5 (18) февраля 1905 г. Был погребен в церкви Чудова монастыря. На месте убийства мужа Елизавета Федоровна воздвигла памятник-крест, сделанный по проекту художника Васнецова. На памятнике великая княгиня выразила настроение своей души, начертав евангельские слова Спасителя, сказанные им на кресте: «Отче! Прости им, ибо не знают, что делают» (Лк. 23; 34). Крест был снесен новой властью весной 1918 г. Когда усыпальница для Сергея Александровича была готова, туда перенесли его гроб. Этот склеп-усыпальница был сделан в стиле древних римских катакомб. В начале 1985 г. во время ремонтных работ на Ивановской площади Московского Кремля рабочие обнаружили хорошо сохранившийся склеп с останками великого князя. В девяностую годовщину убийства, 18 февраля 1995 г., патриарх Алексий II отслужил панихиду в Архангельском соборе Кремля и сказал в проповеди: «Мы считаем справедливым перенести останки великого князя Сергея Александровича в Романовскую усыпальницу под собором Новоспасского монастыря». 17 сентября 1995 г. останки великого князя были перенесены в Новоспасский монастырь (см.: Монастыри русской православной церкви. Справочник-путеводитель. – М., 2001. – С. 132). 
VIII Анастасий (Александров Александр Иванович) (1861-1918) родился в с. Байтеряково Лаишевского уезда Казанской губернии в семье протоиерея кладбищенской церкви Ярославских чудотворцев Александрова Иоанна Александровича. Епископ Ямбургский, викарий Санкт-Петербургской епархии, филолог-славист, доктор сравнительного языкознания, профессор (1888). Ученик И. А. Бодуэна де Куртенэ и Н. В. Крушевского. Преподавал в Дерптском, Харьковском (1883-1888), Казанском (1888-1911) университетах, и. о. ректора Казанского университета (1909-1911). С 1911 г. — в монашестве, епископ (1912), с 1912 г. — ректор Казанской духовной академии, с 1913 г. — ректор Петербургской духовной академии. Похоронен на некрополе Александро-Невской лавры недалеко от могилы митрополита Антония (Вадковского) (см.: Православная энциклопедия. – М., 2001. – Т. II. – С. 235-236). 
IX Марфо-Мариинская обитель Милосердия была образована в 1910 г. по инициативе великой княгини Елисаветы Федоровны и размещалась в ее городском имении на Большой Ордынке в Москве. Она же и была ее настоятельницей. При общине действовали больница для бедных женщин, дом для чахоточных женщин, воинский лазарет на 50 кроватей, амбулатория с бесплатной выдачей лекарств, две странноприимницы, трудовой приют и библиотека (см.: Зырянов П. Н. Русские монастыри и монашество в XIX и начале XX в. – М., 2002. – С. 209; Миллер Л. П. Святая мученица Российская Великая княгиня Елизавета Федоровна. – М., 2006. – С. 197-198). Эти поездки состоялись до 1908 г., когда о. Гавриил, оставив пост настоятеля обители, отбыл в Спасо-Елеазарову пустынь (см.: Миллер Л. П. Святая мученица Российская Великая княгиня Елизавета Федоровна. – М., 2006. – С. 197). 

Теги:
Елисавета Федоровна
преподобный Гавриил Седмиезерный
история Казанского края
история Казанской епархии
Казанско-Богородицкий монастырь

Православие в Татарстане

Новости партнеров

Все публикации