Публикации

Святитель Феофан Затворник об Иисусовой молитве

Дата публикации  Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Приходская газета «Пеликан»
Святитель Феофан Затворник об Иисусовой молитве

«Чтобы всегда иметь память о Боге, для этого и молитва Иисусова»
Преподобный Амвросий Оптинский

В сокращенном варианте она говорится так: «Господи, помилуй», «Господи Иисусе Христе, помилуй мя, грешнаго», а в полном так: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго».

Сначала надо молиться вслух — «устная внимательная молитва». Святитель Феофан Затворник пишет, что к Иисусовой молитве поначалу приходится себя понуждать, чтобы посредством молитвы и помощи Бога победить в себе страсти. Но со временем молитва станет желаннее.

Во время молитвы надо стараться, чтобы ум не рассеивался, вникать в слова молитвы. Но «нерассеянность уму дается не скоро и не тогда, как захотим, а когда смиримся и когда Бог благоволит». Дары Бога даются не за количество произнесённых молитв, а за смирение. Святитель постоянно пишет о том, что себя именно надо понуждать к молитве, к вниманию, к смирению. Просто так ничего сделать не получится. Непрестанное чтение молитвы некоторые сравнивают с медитацией. Но Иисусова молитва — не медитация, во время молитвы человек всегда трезвен умом и вниманием.

Следующий этап — это «умная молитва», когда одним умом мы устремляемся к Богу или зрим Бога. «По мере нашего усердия и смиренного тщания в молитве дарует Бог первое дарование уму нашему — собранность и сосредоточенность в молитве».

Интересно, что как бы мы ни старались, наше внимание в молитве всегда будет понуждённым, т.е. неестественным, с приложением больших усилий. Внимание в молитве только тогда становится естественным — «неотходным», когда его дарует нам Господь.

От «умной молитвы» осуществляется переход к «сердечной молитве». Что такое «сердечная молитва»? «Когда чувствами сердца с Богом бываем, а любовь к Богу сердце дополняет» - суть в соединении ума с сердцем. Тем, кто хочется подвизаться в молитвенном подвиге, святитель даёт совет: отвергать свою волю и собственные разумения. При единении ума и сердца человека больше не мучает тот постоянный конфликт между сердцем и нашими разумом, которые не даёт верить в чудеса. При единении ума и сердца человек ясно видит все свои помыслы и желания и охотнее понуждает себя к послушанию.

Святитель Феофан предостерегает, что «умная» и «сердечная» молитвы не всем даются скоро.

Неверно думать, что Иисусову молитву можно читать только монахам. Старцы советовали всем произносить молитву как можно чаще, но при этом не искать приятных чувств, духовных утешений и наслаждений. Неправильное творение молитвы может навредить человеку — он может возгордиться. Поэтому преподобный Амвросий Оптинский советовал дольше держаться устной молитвы — первого этапа.

Перед этим молитвенным подвигом советуют обратиться к духовнику и всё время с ним советоваться, читать святых отцов и стараться исправляться самому. Важно, чтобы делание молитвы не приносило вред окружающим, не мешало работе и выполнению своих обязанностей.

Теги:
Святитель Феофан Затворник
наследие святых отцов
духовная жизнь
Иисусова молитва
молитва
Бог и человек

Православие в Татарстане

Новости партнеров

Все публикации