Публикации

«По святым местам»: Петропавловский собор Казани

  Количество просмотров

В самом центре России находится прекрасный и древний город — Казань. В туристических сборниках столицу Татарстана часто сравнивают с вечным Римом, стоящим на семи холмах. Казань тоже разделяют возвышенности. Эти перепады чувствуются в узких улочках и в особой архитектуре. На одном из таких подъемов расположен Петропавловский собор. Если мы назовем его православной жемчужиной города, то это будет не надоевшее клише, а чистая правда.

Приход на месте нынешнего Петропавловского собора существовал с 60-х годов XVI века. Возник он здесь после создания епархии еще при первых казанских архиереях — святителях Гурии и Германе. Деревянный храм простоял до 20-х годов XVIII столетия, пока окончательно не обветшал.

В 1722 году Казань посетил император Петр I. На ночлег он остановился именно здесь. В то время на этом месте находился двор крупнейшего казанского купца Михляева. В память об этом событии тот самый купец, Иван Афанасьевич, решил возвести вместо небольшой деревянной Петропавловской церкви величественный двухэтажный собор.

Примечательно, что купец начал строительство в 1722-м, и продолжалось оно четыре года, причем за это время было фактически возведено две постройки. Первую из них возводили силами казанцев, однако она обрушилась. Узнав об этом, Петр I прислал из столицы своих мастеров, вместе с которыми прибыли и специалисты из Италии. Они-то и возвели за короткие сроки это уникальное для Казани того времени здание. Церковь оранжевого цвета с довольно необычной для православных храмов лепниной — яркими цветами и фруктами. Возможно, сказалось то, что Казань находится как бы на стыке культур: рядом с храмами стоят мечети, а в самом городском воздухе чувствуется что-то близкое к востоку.

Дом Божий прекрасен не только снаружи, но и внутри. Особенно удивляет иконостас верхнего храма. Надо сказать, что до наших дней он дошел практически без изменений. Иконостас семиярусный, он украшен тонкой деревянной резьбой с позолотой. Иконы в нем также выглядят очень величественно и торжественно. Собор был освящен в 1726 году. Петр I, к сожалению, не дожил до этого знаменательного события — он умер в 1725-м.

Клирик Петропавловского собора иерей Антоний Ермошин:

Этот величественный собор являлся одним из приходских храмов Казани. В XVIII—XIX веках храм неоднократно горел, но после пожаров его всегда восстанавливали. Семиярусный иконостас собора уникален: храмовые иконы апостолов Петра и Павла датируются 1726 годом. Другие иконы после пожаров обновлялись и заново переписывались. Последнее значительное обновление было выполнено в 60-е годы XIX века силами казанских иконописцев.

Петропавловский собор разграбили войска Пугачева во время захвата Казани в 1774 году, но до 1917 года его состояние в целом было хорошим. В советское время храм тоже сильно не пострадал, и закрыли его одним из последних в городе — в 1939 году. В прекрасном храме в стиле русского барокко разместили партийный архив, а затем, уже в 60-е годы XX столетия, в нижнем храме открыли планетарий, а в верхнем храме расположились реставрационные мастерские Государственного музея ТАССР.

Клирик Петропавловского собора иерей Антоний Ермошин:

В нижнем храме, где в советское время находился планетарий, был полностью уничтожен интерьер, и от первоначального облика там почти ничего не осталось. В верхнем храме располагались реставрационные мастерские, поэтому он сохранился лучше.

В 1989-м, ровно через 50 лет после закрытия, собор вернули верующим.

Клирик Петропавловского собора иерей Антоний Ермошин:

Собор пережил все сложности синодальной эпохи и послереволюционного времени. В советское время храм являлся прибежищем для многих верующих: когда те или иные церкви закрывались, их общины вливались в общину Петропавловского собора. Более того, советская власть передавала часть помещений общинам иных конфессий при закрытии их молитвенных домов. В 30-е годы северный придел был отдан баптисткой общине для совершения молитв после закрытия их молитвенного дома.

Для нас этот собор является еще и символом возрождения Православия на Казанской земле, потому что это первый храм, который был передан после празднования 1000-летия Крещения Руси. Именно с этого начался процесс возрождения религии, который мы наблюдали в 90-е годы.

Нужно отметить, что дивная внешняя красота церкви меркнет в сравнении с благодатью, которую ощущает всякий, кто в нее входит. Как и раньше, паломники ощущают тишину и намоленность. Именно здесь находится одна из наиболее почитаемых икон Богородицы — Седмиезерная икона Божией Матери.

Клирик Петропавловского собора иерей Антоний Ермошин:

Седмиезерная икона Божией Матери является списком с известной Смоленской иконы Богородицы, именуемой «Одигитрия». Она была принесена в наш край в эпоху Смутного времени в начале XVII века иноком Евфимием, пришедшим из Великого Устюга. Он принес с собой икону, которая, вероятно, была домашней иконой его семьи. Возможно, икону ему подарили родители, когда благословляли его на иноческий путь. Инок поселился в лесу около Казани — на том месте, где позднее возникла Седмиезерная Богородичная пустынь. Там эта икона считалась местной святыней монастыря и хранилась его преемниками.

Чудесами икона прославилась в середине XVII века — во время свирепой эпидемии чумы, которая затронула в том числе и Казань. Одной из казанских монахинь было видение, что необходимо принести из Богородичной пустыни Седмиезерную икону и пройтись с ней крестным ходом по Казани — и тогда эпидемия отступит. И действительно, вскоре эпидемия чумы прекратилась. Таким образом установилась традиция ежегодно совершать крестный ход с Седмиезерной иконой Божией Матери из пустыни в город. Эта традиция соблюдалась и в XVIII—XIX веках. В 20-е годы XX века монастырь закрыли, а икона была спасена одним из последних насельников обители — иеросхимонахом Серафимом, который хранил ее в квартирах верующих, у которых он жил. В конце 80-х годов верующие передали образ Петропавловскому собору.

В верхнем храме Петропавловского собора почивают нетленные мощи преподобных Ионы и Нектария Казанских.

Клирик Петропавловского собора иерей Антоний Ермошин:

Преподобные Иона и Нектарий Казанские — это опальные бояре Застолбские в миру: отца звали Иваном, сына — Нестором. Их отправили в Казань во времена Ивана Грозного, где они стали помощниками святителя Гурия. Сначала монашеский постриг принял сын Нестор, но он вскоре скончался. О нем известно, что он с юности отличался аскетизмом и стремился к непрестанной молитве, поэтому очень рано начал почитаться как святой чудотворец. Затем его примеру последовал отец, который принял монашеский постриг с именем Иона. Впоследствии отец и сын были погребены в одной гробнице со святителем Гурием. При обретении его мощей их тела также были обнаружены нетленными, поэтому с тех нор они почитаются как местные казанские святые. Их мощи до революции находились в кремле в Спасо-Преображенском монастыре, но впоследствии так называемая «пещерка», находившаяся над их гробницей, была уничтожена. Мощи были вновь обретены в 1995 году, когда на территории кремля проводились археологические раскопки. Затем их доставили в Петропавловский собор.

В нижнем приделе — Сретенском — находится другая святыня — рака с мощами святителя Ефрема, митрополита Казанского. Святитель был правящим архиереем в этих краях в начале XVII столетия и запомнился тем, что в Смутное время руководил не только Православной Церковью, но и общественной и политической жизнью региона.

Нельзя побывать в Казани и не посетить этот храм, являющийся духовным символом города и одним из его прекраснейших архитектурных памятников. В этом храме бывали все российские правители, начиная с Екатерины II. О нем писали Дюма и Гумбольдт, а на клиросе собора Петра и Павла пел Федор Шаляпин. Петропавловский собор является уникальным архитектурным памятником начала XVIII века, каких не только в Казани, но и во всей России немного.

Вернуться к списку

Последние добавления