Публикации

Благодатное исцеление и другие чудеса

  Количество просмотров

На Руси в те годы царил так называемый допетровский церковно-общественный уклад жизни. Тогда православных чудес случалось великое множество, — может быть, потому, что люди искренне, открыто, горячо верили в Бога. В великом почтении были вещественные святыни христианства. И нигде больше, чем на русской земле, не происходило столько чудесных явлений икон Божией Матери. Каждое из них встречалось с особенным трепетом и благоговением, с незыблемой верой. Православные люди умом и сердцем воспринимали каждую обретенную икону Божией Матери как дар милости Божией, и благодаря этой вере иконы изливали на верующих свою Божественную благодать.

Обретенная в Казани икона Божией Матери была завернута в ветхий «рукав однорядки вишневого сукна», но при этом сам образ был прекрасной сохранности и «чудно сиял светлостью, как будто был написан новыми красками. Земная грязь не коснулась чудного образа...».

Немедленно устремилось бесчисленное множество народа к обретенной иконе, все молились и спешили приложиться к ней.

Николо-Гостинодворская церковь Казани

По улицам Казани нес святой образ будущий патриарх Гермоген, который в это время был священником при Николо-Гостинодворской церкви: «Мне же тогда сущу в чину поповсте святого Николы иже зовется Гостин, каменносердечен же сый, но обаче прослезился и припадох к Богородицыну образу и к чудотворной иконе и предвечному Младенцу Христу...». Будущий патриарх очень трогательно описывает первое прикосновение к чудотворному образу: «...взял его с древца, воткнутого на том месте, где была в земле та чудная икона». Вскоре после обретения, по повелению Казанского архиепископа, икона при большом стечении народа была перенесена в ближайший храм — в церковь Николы Тульского. Здесь совершили пред Богородичным образом первый молебен. Стоит ли говорить, что с этого момента вся дальнейшая судьба будущего святителя Гермогена, Патриарха Московского и всея Руси, и жизнь его, и даже мученическая гибель были связаны с этой чудотворной иконой.

Уже по дороге в ближайший храм икона явила первое чудо. Нищий Иосиф был слепым в течение трех лет. «Владычица же сподобила его прозреть. По наущению врага, ненавидящего спасение человеков, сей проситель милостыни забыл воздать молитву и поблагодарить Богатого Врача, подавшего исцеление, — Пречистую Богородицу. И вместо того он устремился на прошение серебра, к тому, что привык делать. И так, отпав верою и отяготясь леностью, не до конца получил прозрение, но стал видеть только немного перед собою».

Чудеса от Казанской иконы Божией Матери, описанные Патриархом Гермогеном

Народ, ставший свидетелем исцеления, обрел еще большую веру в чудотворность Казанской иконы Божией Матери и внес ее в соборную церковь честного и славного Благовещения Пресвятой Богородицы. Здесь произошло еще немало исцелений и чудес. В своей рукописи, составленной около 1594 года, Гермоген описывает шестнадцать чудес.

Весть о великом событии мгновенно облетела город, и уже на следующий день в Благовещенский собор к чудотворному образу Божией Матери потянулся народ. Люди приносили дары, «каждый по силе своей» — кто золото, кто серебро, а кто и что иное. Боговидицу Матрону и ее мать архиепископ, воеводы и весь народ «почтили с честью».

В Москву царю Ивану Васильевичу сразу же послали сообщение о новоявленной иконе, в котором описали явление святого образа и чудеса, бывшие от него. Явление образа Божией Матери в Казани произвело на царя сильное впечатление. То, что люди неверующие называют совпадением или судьбой, православные считают проявлением промысла Божиего. Для Ивана Грозного покровительство Богородицы было важнее всего. Глубоко верующий государь считал, что судьба страны и народа решается на небесах, а не на земле. Недаром перед битвами русское войско всегда молилось, постилось и причащалось. Нередки были случаи, когда в разгар горячей битвы царь оставался в походном храме и возносил молитву Пресвятой Покровительнице.

По возвращении в Москву в память о взятии Казани государь приказал построить напротив кремлевских стен величественный Покровский собор, который был призван на веки вечные напоминать о святом покровительстве.

Явление и обретение иконы Пресвятой Богородицы в Казанской земле царь встретил с душевным трепетом. Это был символ духовного единства земли русской, знак, посланный самой Богородицей. Многовековая история прославления иконы это множество раз подтвердила: русские цари, да и весь российский народ почитали Казанскую икону Божией Матери как Державную Заступницу, Покровительницу, Защитницу отечества.

Царь-вседержитель повелел поставить в Казани, на том месте, где была обретена чудотворная икона, церковь и «устроить девический монастырь, келий поставить и ограду соорудить». Из царской казны было велено дать монастырю «достаточное содержание священному собору и игуменье, а также сестрам годовое довольствие». Указ царя немедленно выполнили. Построили деревянную церковь во имя святой Богородицы Одигитрии, возвели монастырскую ограду. Чудотворную икону из Благовещенского собора перенесли «торжественным крестным ходом с молебным пением в новоустроенный монастырь».

Матрона — девочка, обретшая святыню, посвятила всю свою жизнь Богу и, немного повзрослев, приняла монашеский постриг. Кстати, широко распространена легенда, что девица стала первой инокиней и первой игуменьей этого монастыря. Но это вряд ли соответствует действительности: десятилетних девочек не забирали в монастырь. Гермоген сообщает: «Предиреченную же девицу Матрену постригоша в том же монастыри: и наречено быть имя ей Мавра во иноких, не по мнозе же времени пострижеся и мати тоя девицы». Вероятнее всего, боговидицу Матрону постригли уже в действующем монастыре и нарекли Маврой.

О дальнейшей судьбе матушки мало что известно, впрочем, судя по царским отчетам, прожила она долгую жизнь. Уже в пожилом возрасте (около 60 лет) она посетила столицу и была принята во дворе. «29 апреля 1632 г., по государеву цареву и великого князя Михаила Феодоровича всея Руси именному указу, в Казань к Пречистой Богородице Казанской послано со старицею Маврою, которой явилась Пречистая Богородица Казанская, три фунта ладана браного». Матушка Мавра праведно прожила свою жизнь, заботясь о святом месте явления Божией Матери и о монастыре, созданном здесь. До сего дня изображения проводницы Божественного явления — девочки Матроны — часто встречаются в храмовых фресках. Ее изображают на иконах Казанской Божией Матери «с деяниями». Сюжет явления Божией Матери Матроне нашел свое отражение и в росписи Казанского Благовещенского собора, и в алтарной настенной росписи Казанского собора, что на Красной площади в Москве.

...Чудесное событие на весь мир прославило Россию. И сегодня христиане из разных стран и континентов стремятся в Казань, к месту чудесного явления Богородицы. Сегодня, как и в царской России, в волжскую столицу стекается поток паломников. Святое место с трепетом и надеждой посещают не только христиане, но и представители других религий. Чудотворную Казанскую икону почитают староверы, католики и даже мусульмане. Стоит ли говорить, что сами казанцы с особенным трепетом относятся ко всему, что связано со святыней, с любовью почитают свою Небесную Покровительницу.

Вернуться к списку

Последние добавления