Публикации

Крещение Руси

Дата публикации  Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
митрополит Иларион (АЛФЕЕВ)
Крещение Руси

Авторский документальный фильм из цикла митрополита Волоколамского Илариона (Алфеева) «Церковь в истории».

Киев. Собор святой Софии

Митрополит Иларион (Алфеев): Мы находимся в Киеве, куда по преданию еще в I веке пришел Апостол Андрей Первозванный для того, чтобы водрузить крест на Киевских горах и заронить в русскую землю первые семена христианской проповеди. Однако семена эти дали всходы гораздо позже, лишь 9 веков спустя, когда христианская вера совершала свое победное шествие по городам и весям Византийской империи, а также за ее пределами.

Эта эпоха ознаменована расширением миссионерской деятельности христианских церквей в славянских землях, населенных язычниками. Эти язычники совершали набеги на Византийские земли и служили постоянным источником беспокойства для Константинополя. В 860 году киевские витязи Аскольд и Дир ходили на Константинополь, после чего Византия предприняла энергичные дипломатические усилия для налаживания отношений с северными соседями. Через год в Хазарию направилась миссия в составе двух братьев Кирилла и Мефодия, которые владели славянским языком и переводили на этот язык Священные Писания. Именно с них начинается история просвещения и книжности в славянских землях.

К 60-м годам IX века относится крещение болгарского царя Бориса I. В это же время и на Русь была отправлен первый греческий епископ. Об этом упоминает Патриарх Фотий в своем окружном послании:

Ибо не только народ болгарский переменил прежнее нечестие на веру во Христа, но и даже для многих многократно знаменитый и всех оставляющий позади в свирепости и кровопролитии, тот самый так называемый народ Рос — те, кто, поработив живших окрест них и оттого чрезмерно возгордившись, подняли руки на саму Ромейскую державу! Но ныне, однако, и они переменили языческую и безбожную веру, в которой пребывали прежде, на чистую и неподдельную религию христиан.

Неизвестно, как долго просуществовала на Руси первая епископская кафедра. По-видимому, плоды «первого крещения Руси», описанного Фотием, были уничтожены в начале X века при князе Олеге. Впрочем, когда в 944 году, при князе Игоре между Византией и Русью был заключен договор, среди русских купцов и княжеской дружины уже были христиане, а в Киеве имелась «соборная церковь» во имя пророка Илии. Вдова князя Игоря, княгиня Ольга в середине X века приняла христианство в Константинополе.

В 987 году в Византии произошел мятеж, поднятый двумя полководцами, которые надеялись, придя к власти, поделить между собой империю. У императора Василия II не хватало собственных сил на подавление мятежа, и он отправил посольство в Киев к князю Владимиру с просьбой о помощи. Владимир дал согласие с условием, что он получит в жены сестру императора — Анну.

Киев

Митрополит Иларион (Алфеев): Византийцы поставили свое условие — Владимир должен принять христианство. После того, как русский князь и его дружина были крещены в Константинополе Патриархом, в Киеве на берегу Днепра состоялось массовое крещение людей. Такие же массовые крещения, сопровождавшиеся ниспровержением языческих капищ прошли во многих других городах Руси.

Крещение Руси было для князя Владимира, безусловно, политическим актом. Во-первых, оно обещало союз с Византией; во-вторых, мудрый князь, как в свое время император Константин увидел в христианстве ту духовную силу, которая должна была помочь ему объединить народ. В тоже время принятие христианства было актом личного мужества со стороны князя, ибо порывая с религией предков, он шёл на определенный риск. Принятие христианства было, кроме того, делом личного благочестия князя Владимира, потому что требовало от него перемены образа жизни, отказа от многоженства и других языческих обычаев. Русская Церковь оценила нравственный подвиг князя, прославив его в лике святых с титулом «равноапостольный».

«Повесть временных лет» содержит красочный рассказ о том, как в годы, предшествующие принятию крещения, Владимир встречался с мусульманами из Болгарии, немецкими христианами, хазарскими евреями, а также неким греческим философом. Мусульманство было отвергнуто Владимиром, поскольку оно предписывает обрезание, воздержание от свиного мяса и неупотребление алкоголя. «Руси есть веселие пить, не можем без того быть», — сказал князь мусульманам. Немцам, которые говорили, что можно не соблюдать постов, Владимир сказал: «Идите, откуда пришли, ибо и отцы наши не приняли этого». Хазарские евреи рассказали Владимиру о том, что их земля находится в Иерусалиме, но Бог наказал их за грехи, отдал их землю христианам, а самих их рассеял по различным странам. Сказал на это Владимир:

Как же вы иных учите, а сами отвергнуты Богом и рассеяны: если бы Бог любил вас и закон ваш, то не были бы вы рассеяны по чужим землям. Или и нам того же хотите?

Из всех проповедников Владимиру понравился лишь греческий философ, однако бояре и старцы посоветовали ему направить посольство в разные страны для того, чтобы можно было сделать окончательный выбор. Послы посетили несколько стран, но нигде вера и богослужение им не понравились.

Стамбул. Храм святой Софии

Митрополит Иларион (Алфеев): Наконец, они пришли в Константинополь и были допущены присутствовать на торжественном Патриаршем богослужении здесь, в этом величественном храме Святой Софии. Великолепие церковной службы поразило русских послов. Вот, что они рассказали князю Владимиру по возвращении: «И пришли мы в греческую землю, и ввели нас туда, где служат они Богу Своему, и не знали мы: на небе мы или на земле, ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой. Не знаем, как и рассказать об этом. Знаем только, что Бог пребывает там с людьми, и служба их лучше, чем во всех других странах».

Услышав это, бояре князя Владимира сказали им: «Если бы плох был закон греческий, то не приняла бы его бабка твоя Ольга, а была она мудрейшей из всех людей». Владимир спросил: «Где примем крещение?», они же ответили: «Где тебе любо».

Какова бы ни была историческая достоверность этого рассказа из «Повести Временных Лет», очевидно, что в описываемый период Русь представляла собой лакомый кусок для миссионеров из разных стран. И если миссия евреев и мусульман представляется маловероятной, то сведения о миссии немецких епископов вполне достоверны. Несомненно и то, что все славянские земли, включая Моравию, Паннонию, Болгарию, Сербию и Русь, во второй половине IX и в X веке были ареной параллельных миссий Византийской и Латинской Церквей, действовавших не столько в духе сотрудничества, сколько в духе соперничества.

После того, как Русь была крещена князем Владимиром, в ней была образована Киевская митрополия в юрисдикции Константинопольского Патриархата. Первые митрополиты были греками и присылались из Константинополя, богослужение поначалу совершалось тоже на греческом языке. Точная дата основания митрополии, также как и имена первых митрополитов являются предметом споров среди ученых. В Русской Православной Церкви первым митрополитом Киевским признается Михаил, умерший в 998 году. Считается, что князь Владимир привез его с собой из Херсонеса.

Одновременно или почти одновременно с митрополией в Киеве епископские кафедры были основаны в Новгороде, Полоцке и некоторых других городах. Во всех городах и селах совершались массовые крещения.

После смерти князя Владимира в 1015 году между его сыновьями началась борьба за власть: Святополк объявил себя князем Киевским и, дабы избавиться от возможных соперников, умертвил своих родных братьев: Бориса, который княжил в Ростове, и Глеба, княжившего в Муроме. Почитание Бориса и Глеба началось вскоре после их кончины, и уже в 1026 году на месте их погребения митрополитом Киевским Иоанном I был освящен храм. Борис и Глеб были первыми святыми, прославленными Русской Церковью. Хотя они не были мучениками за Христа, они были прославлены как страстотерпцы, не пожелавшие поднять руку на брата и защитить свою жизнь, но отдавшие ее ради прекращения междоусобицы и водворения мира.

Убийца Бориса и Глеба — Святополк Окаянный, был в 1019 году побежден другим сыном святого князя Владимира — Ярославом Мудрым, чье долгое правление было с укреплением и дальнейшим распространением христианства на Руси. При Ярославе были построен Софийский собор в Киеве, кафедральные соборы в Новгороде и многих других городах, при нём же появились первые монастыри и началась систематическая работа по переводу греческих богослужебных книг на славянский язык.

Киев. Киево-Печерская Лавра

Митрополит Иларион (Алфеев): При Ярославе в Киеве появился первый митрополит русского происхождения — Иларион, избранный и поставленный на русскую кафедру Собором русских епископов. До своего поставления он был священником в княжеском селе Берестове, и был известен как «муж благостный книжный и постник». Он выкопал себе пещеру на берегу Днепра и удалялся туда для молитвы и псалмопения.

В историю Русской Церкви митрополит Иларион вошел как выдающийся просветитель и духовный писатель. Из его творений особой популярностью на Руси пользовалось «Слово о законе и благодати» — одно из первых оригинальных произведений русской церковной письменности. Один из лейтмотивов произведения — противопоставление христианства — иудейству, благодати — закону. В тоже время «Слово» представляет собой опыт осмысления христианства как вселенской спасительной веры, к которой благодаря святому князю Владимиру стал причастен русский народ. С большим вдохновением и силой митрополит Иларион говорит о плодах принятия христианства Русью:

И подобало Благодати и Истине воссиять над новым народом. Ибо вера благодатная распростерлась по всей земле и достигла нашего народа русского. И уже не идолопоклонниками зовемся, но христианами, не без упования еще живущими, но уповающими на Жизнь Вечную. И уже не капища сатанинские воздвигаем, но церкви Христовы созидаем... Все народы помиловал Преблагой Бог наш, и нас не презрел Он: восхотел — и спас нас и привел в познание Истины.

В крещении Руси князем Владимиром митрополит Иларион видит переломный момент русской истории. Автору «Слова» удалось передать то духовное ликование, которое было характерно для молодого русского христианства как новой веры, пришедшей на смену обветшавшему язычеству:

Тогда идольский мрак стал удаляться от нас — и явилась заря правоверия; тогда тьма служения бесовского исчезла — и слово евангельское осияло нашу землю. Тогда капища разрушались, а церкви поставлялись, идолы сокрушались, а иконы святых являлись, бесы убегали, а крест освящал грады. Пастыри словесных овец Христовых, епископы, предстали святому алтарю, принося Бескровную Жертву; пресвитеры и диаконы и весь клир благоукрасили и в благолепие облекли святые церкви. Труба апостольская и гром евангельский огласили все грады; фимиам, возносимый к Богу, освятил воздух. Встали на горах монастыри, явились черноризцы. Мужи и жены, малые и великие, все люди, преисполнившие святые церкви, восславили Господа.

Митрополит Иларион (Алфеев): С именем митрополита Илариона летописная традиция связывает основание Киево-Печерской лавры, уже к концу XI века превратившейся в крупнейший центр духовной жизни и религиозного просвещения. «Повесть временных лет» говорит, что этот монастырь начался с той самой пещеры, где до своего поставления на Киевский митрополичий престол молился Иларион.

Именно в этой пещере поселился преподобный Антоний Печерский, возле которого начала собираться община учеников. По благословению Антония были построены Успенская церковь и монашеские кельи, обитель была обнесена оградой.

В годы игуменства преподобного Феодосия было начато строительство каменного Успенского собора монастыря. Феодосий, согласно его житию, составленному преподобным Нестором Летописцем, отличался особым аскетизмом и требовал от иноков безоговорочного послушания. В монастыре он ввел Студийский устав. Почитание Феодосия началось вскоре после его кончины, даже раньше, чем почитание его учителя преподобного Антония. В историю Русской Церкви оба преподобных вошли как основатели монашества на Руси.

Влияние преподобных Антония и Феодосия и основанного ими монастыря в период между последней третью XI и первой третью XIII века было огромным. На епископские кафедры во многих городах Руси ставились иноки из Киево-Печерской обители. Все без исключения кафедральные соборы в епархиях, возникших в этот период: в Ростове, Владимире-Волынском, Турове, Галиче, Рязани, Владимире-на-Клязьме, — были посвящены Успению Пресвятой Богородицы, как и собор Киево-Печерской лавры.

Киевские князья нередко обращались за помощью к печерским игуменам, которые играли заметную роль не только в религиозной, но и в политической жизни страны. Печерский монастырь, кроме того, стал важнейшим центром летописания.

В истории Руси XII век был временем феодальной раздробленности, когда внутренняя политика определялась противоборством удельных князей. В этот период возрастает роль Киевского митрополита как единственного лица, чья юрисдикция простирается на всю Русскую землю. Неслучайно приблизительно с середины XII века митрополиты титулуются «Киевскими и всея Руси». В тоже время большинство Киевских митрополитов этого периода были греками, которые не всегда ориентировались в сложных перипетиях русской политической и церковной жизни. В тех же случаях, когда митрополитом по инициативе князя становился выходец из Руси, Константинополь, как правило, энергично протестовал. Настроения, вызванные сложными взаимоотношениями с Константинополем, однако, не препятствовали дальнейшему укреплению Православия на Руси, увеличению числа епископских кафедр: к началу XIII века их было уже около 50-ти.

Именно с Киева, который летописцы называют «Матерью городов русских», началась история русского храмостроительства. Первые русские храмы строились византийскими архитекторами или по византийским образцам. Уже при князе Владимире в Киеве появляются первые крестово-купольные храмы, в том числе знаменитая церковь Богородицы, получившая название Десятинной по той причине, что на ее поддержание Владимир выделил десятую часть своей казны. К концу правления Владимира в одном только Киеве было около 400 церквей.

Киев. Собор святой Софии

Митрополит Иларион (Алфеев): При Ярославе Мудром в крупных городах Киевской Руси возникают величественные крестово-купольные храмы, в их числе Софийские соборы в Киеве, Новгороде и в Полоцке. Киевский Софийский собор представляет собой шедевр византийского и древнерусского зодчества. Построенный константинопольскими зодчими при участии киевских мастеров, он не имеет прямых аналогов в византийской архитектуре.

Собор представляет собой крестово-купольный храм с 13-ью главами; внутреннее пространство храма разделено на 5 нефов с 5 апсидами. С северной, западной и южной сторон храм окружен двухъярусными галереями. Внутри стены храма украшены мозаикой, набранной из кубиков разноцветной смальты, и расписаны фресками, выполненными водяными красками. Общий объем мозаик — 260 м², фресок — около 3000 м².

Интенсивное храмоздательство продолжается при преемниках Ярослава Мудрого в Киеве, а также в Новгороде, Владимире-Волынском, Владимире-на-Клязьме и других городах Руси. В течение второй половины XI и в XII веке возникают новые монументальные храмы: Успенский собор Киево-Печерской лавры, собор Михайловского Златоверхого монастыря в Киеве, Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря в Пскове, Успенский и Дмитриевский во Владимире-на-Клязьме.

Владимир. Храм Покрова-на-Нерли

Митрополит Иларион (Алфеев): Шедеврами русского зодчества являются и более скромные по размерам храмы — такие, например, как знаменитый храм Покрова-на-Нерли, поражающий своей красотой и совершенством пропорций. Храм был построен в 1165 году при благоверном князе Андрее Боголюбском, который вошел в историю Церкви как храмоздатель и ревнитель богочестия. При нём Владимир-на-Клязьме приобрел значение одного из главных политических и религиозных центров Руси.

Значение Владимира выросло после того, как в 1237-1240 годах по Руси пронеслись, опустошая всё на своем пути, войска ордынского хана Батыя. В ходе этого нашествия, положившего начало более чем двухсотлетнему периоду монголо-татарского ига, были захвачены и разорены многие крупные города Руси. Монголы грабили и разрушали церкви, убивали и уводили в плен священнослужителей и монахов. Митрополит Киевский Иосиф пропал без вести, несколько епископов погибло. Вся завоеванная монголами Русь была обложена данью, и в течение последующих двух с лишним столетий русские князья и митрополиты перед вступлением в должность должны были ездить в Орду и получать ярлык (разрешение) от хана. Без такого ярлыка ни князь, ни митрополит не могли считаться легитимными.

Значение Владимира продолжало расти при святом благоверном князе Новгородском, Киевском и Владимирском Александре Невском, который вошел в историю Руси как один из выдающихся правителей, чья политическая дальновидность определила судьбу Руси на десятилетия вперед. Святой Александр сознавал бесперспективность борьбы с монголами и сосредоточил свои усилия на защите северо-западных рубежей Руси. Время его княжения совпало с активизацией католических рыцарских орденов, действовавших по прямому указанию папы.

В 1242 году благоверный князь одержал историческую победу над рыцарями Ливонского ордена на льду Чудского озера.

Ради достижения мира с татаро-монголами святому князю пришлось совершить 4 поездки в Золотую Орду. Возвращаясь из 4-ойпоездки, он заболел и, приняв перед смертью монашеский постриг с именем Алексий, скончался.

Владимир. Успенский собор

Митрополит Иларион (Алфеев): Когда весть о его смерти достигла Владимира, митрополит Киевский Кирилл, находившийся во Владимире, вышел к народу со словами: «Чада мои милые! Закатилось солнце земли Русской». Эти слова отражали ту любовь, которой благоверный князь Александр Невский пользовался при жизни. Вскоре после его кончины началось его почитание как святого, и в середине XVI века он был причислен к лику святых Русской Православной Церковью.

Теги:
День Крещения Руси
Крещение Руси
великий князь Владимир

Православие в Татарстане

Новости партнеров

Все публикации