Публикации

Благословенное Дивеево

  Количество просмотров

Все в человеческой жизни совершается по Промыслу Божию. Поэтому возблагодарим Господа Бога и Его Пречистую Матерь за то, что даровано людям такое удивительное место на земле – Дивеево, изобилующее благодатью Божией, и за то, что многие сподобляются посетить эту святую обитель – четвертый удел Пресвятой Богородицы.


Моя первая поездка в обитель

Где-то в начале девяностых годов впервые вошли в ворота Дивеевской обители втроем (я, сестра и племянник). Шли последние дни августа, погода была не по-летнему прохладной, с резким ветром, поэтому оделась потеплее. На ступеньках Троицкого собора монахиня остановила меня, предложила юбку, так как я одета была в брюки (дань неправославной моде). Не зная азов поведения в храме, вошли внутрь, встали, оглядываясь. Помолились, как смогли, поставили свечи. Обратили внимание на очередь людскую, спросили: «Это куда?» - «К мощам преподобного Серафима». Встали и мы, разглядывая святые образа, роспись на стенах. Приехали поздновато, проделав с утра путь 120 км. Приложились к раке с мощами, не понимая толком значения этого действа. Но помолились ему, каждая прося о своем.

Направились к лавке, купили иконы, в том числе с ликом преподобного, книжечки. С одной из икон, выставленных на витрине, на меня смотрел сгорбленный старичок с неказистым лицом. Мелькнул греховный помысел: что в нем особенного и доверия-то не внушает. А потом увидела образ преподобного на большой иконе в киоте и долго не могла отвести от него глаз. Лик уже не казался неказистым, взор святого был как живой, пристально- внимательный, сострадательный, любящий. Вдруг отчего- то «закипело» на душе до слез. Но ничегошеньки я тогда не знала о Божием угоднике: ни о жизни его, ни о духовном подвиге, ни о той помощи людям, которую он оказывал и оказывает.

Обратили внимание, что напротив раки образовалась группа людей и слушает священника. Присоединились и мы, встав сзади всех. Что читал батюшка, я совершенно не понимала и не запомнила. Окончив чтение, он стал прикладывать большую, толстую книгу к головам людей. Мне очень захотелось, чтобы и к моей голове была приложена эта книга, но я не могла продвинуться вперед. Когда он прикладывал книгу прямо передо мной стоявшим людям, я инстинктивно потянулась головой вперед. Стало очень жаль, что батюшка не попытался дотянуться до меня, пошёл дальше. Но именно в этот момент я на физическом уровне ясно почувствовала: от меня что- то отпало, было со мной и отсоединилось. Удивительное дело… Когда мы вышли из храма, я всё допытывалась у сестры и племянника, почувствовали ли они подобное тому, что произошло со мной. «Нет», - отвечали оба.

Про Канавку ничего не знали, потому не ходили по ней. А про источник спросили. Люди показали, куда надо идти. Спустились в низинку, прошли немного вдоль узкой речушки. Сестра побоялась холода. А мы с племянником по очереди заходили в бревенчатый домик без задней стены. Тогда ещё не было особой благоустроенности, как сейчас. Разделась, встала в ледяную воду – всего по колено – побрызгалась из ладоней на себя. Думали, что источник преподобного, но как в следующей поездке выяснилось, это был источник Иверской иконы Божией Матери.

Потом часто возникал порос, что же от меня отпало. Лишь вернувшись домой, заметила, что исчезло одолевавшее многие годы чувство тоски. Допытывалась у верующих людей, что читал священник, что за служба была. Никто не смог дать определенный ответ. И только, когда в нашем храме спросила у отца Владимира, он пояснил, что по православной традиции некоторые священники после чтения глав из Евангелия прикладывают Библию к головам мирян. И, улыбнувшись, добавил: «А то, что Вы почувствовали тогда, видимо, авансом преподобный Вам свою благодать даровал».

Несколько раз потом была в Дивеево, ходила и по святой Канавке. Стала читать о святом Серафиме и полюбила его всем сердцем. Каждый раз с неодолимой силой тянет в Дивеевскую обитель. Томит чувство: многое ещё не увидено духовным и физическим зрением, многое не осознано, не осмыслено.

Троицкий собор

С 1989 года в Дивееве освящено восемь храмов с пятнадцатью престолами, а также церкви в скитах.

Центром духовной жизни остается Троицкий собор с великой, неоценимой святыней – святыми мощами преподобного Серафима, Саровского чудотворца. 5/18 июня 1848 года состоялась закладка собора на месте, указанном великом старцем. Немало чудес являлось в строящемся соборе. Зимой он был заколочен, но внутри слышались звуки непрекращающейся работы. Временами, вечером или ночью, видели над собором необыкновенный свет.

В Троицком соборе находится чудотворная икона Божией Матери «Умиление», перед которой всегда молился и коленнопреклонно скончался батюшка Серафим. На этом образе Богородица изображена в момент произнесения Ею слов архангелу Гавриилу при Благовещении: «Се раба Господня, буди Мне по глаголу твоему». Многих исцелял преподобный, помазывая елеем из лампады перед образом Царицы Небесной. Дивеевским сестрам батюшка говорил: «Вручая вас Самой Царице Небесной Умилению (икона), Она вас не оставит!» И ныне копия с этой иконы, написанная в начале XX века и также чудотворная, занимает почетное место в Троицком соборе в правом киоте, как указание на то, что Верховной Игуменьей дивеевской обители является Владычица наша Богородица. Каждое воскресенье перед Литургией по заповеди преподобного перед иконой служится нараспев Параклис (особое молебное пение по уставу Афонской горы).

Святая Канавка

За Преображенским собором находится начало святой Канавки – особой дивеевской святыни.

Много чудного говорил батюшка Серафим об этой Канавке.

Как говорил батюшка, Канавка эта – стопочки Божией Матери. Тут ее обошла Сама Царица Небесная, взяв в удел Себе обитель. Эта Канавка до небес высока! И как антихрист придет, везде пройдет, а Канавки этой не перескочит! О благодати, дарованной этому месту, батюшка говорил: «Кто Канавку с молитвой пройдет, до полтораста «Богородиц» прочтет, тому все тут: и Афон, и Иерусалим, и Киев!», заповедуя тем самым 150 раз читать молитву «Богородице Дево, радуйся…». После каждого десятка молитв по традиции читают молитвы «Отче наш…» и «Милосердия двери…» и поминают о здравии и упокоении сродников и близких.

Одной из сестер преподобный Серафим предсказывал: «Когда-век-то кончится, сначала станет антихрист с храмов кресты снимать да монастыри разорять, и все монастыри разорит. А к вашему-то подойдет, подойдет, а Канавка то станет от земли до неба, ему и нельзя к вам взойти-то, нигде не допустит Канавка, так прочь и уйдет!» Священномученик Серафим (Звездинский) так объяснял эти слова преподобного Серафима: «Кто 150 раз молитву «Богородице Дево, радуйся…» читать будет, того душу антихрист не одолеет».

Благословлял батюшка брать глину с Канавки – на исцеление. Многие получали избавление от недугов от травки с этого святого места.

В 1926-1927 годах в Дивеево был сослан священномученик Серафим (Звездинский), епископ Дмитровский. Он жил на территории святой Канавки. Однажды вечером из окна кельи он увидел идущую по Канавке Пресвятую Богородицу. «Пречистая Богородица идет по Канавке! Не могу зрети пречудной Ея красоты!» - со слезами сказал келейнице владыка Серафим.
После закрытия монастыря новые власти постарались уничтожить память о святыне: вал срыли, ров засыпали, на одном участке положили в него канализационные трубы. Разрешение на восстановление святой Канавки было получено только через шесть лет после начала восстановления монастыря, и работы были начаты в июле 1997 года.

Сейчас святая Канавка восстановлена полностью. Контур Канавки обнаружили под землей с помощью исследовательских раскопок.

Ежедневно крестный ход, возглавляемый матушкой игуменией или кем-либо из монахинь, обходит с иконой вокруг территории монастыря и по святой Канавке.

О будущем дивеевской обители батюшка говорил так: «Еще не было и нет примеров, чтобы были женские Лавры, а у меня, убогого Серафима, будет в Дивеево Лавра. Лавра-то будет кругом, то есть за Канавкой, в обители матушки Александры, потому что как она была вдова, то у нее могут жить и вдовы, и жены, и девицы. А киновия будет только в Канавке, и так как я, убогий Серафим, был девственник, то и в обители моей будут одни девицы…»

Источник преподобного Серафима (поселок Цыгановка)

В 60-х годах, когда место будущего источника входило в запретную зону, охранникам явился старичок в белом балахончике. Пограничники спросили его, что он здесь делает. В ответ старичок ударил посохом – забила вода, и открылся источник. Колючую проволоку отодвинули за источник. Позже его хотели засыпать. Подогнали трактор, но сломалась какая-то деталь. Тракторист ждал, пока привезут новую деталь. В это время из-за дерева показался тот же старичок, назвал тракториста по имени и сказал: «Не засыпай мой источник». Как окружающие не уговаривали тракториста, он засыпать источник отказался. А начальника, который давал приказание засыпать источник, сняли с работы.

В настоящее время на источнике батюшки Серафима установлена бревенчатая часовня. В праздничные дни здесь совершаются торжественные молебны.

Возле часовни устроено место для омовения. Изменено русло протекающей здесь реки Сатис. Теперь русло огибает источник, в результате чего у часовни образовалось живописное озеро с чистой родниковой водой.

Вернуться к списку

Последние добавления