Публикации

Тайна, окутанная мраком

Дата публикации  Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Ольга ВОЛОЖАНИНА
Тайна, окутанная мраком

А не приимеши слуха суетна,
да не приложишися с неправедным
быти свидетель неправеден.
Исход XXIII, 1

С крещением новорожденного ребенка связано немало народных поверий и примет. Стоит или не стоит в них верить? Издавна народные приметы и суеверия являлись предметом споров. И сейчас одним они кажутся пережитком прошлого и откровенной глупостью, а для других становятся маяком по жизни. Что же думает об этом Православная Церковь?


Святые отцы о суевериях

С давних времен святые отцы и учителя Церкви обличают и предостерегают христиан от всякого рода суеверий.

Василий Великий говорил: «Многим из христиан кажется делом безвредным слушать истолкователей примет. И люди весьма знаменитые, ожидающие Судию с небес, хладнокровно впадают в сей пагубный порок. Но слушай: отвержен народ, предавшийся сему. Что бедственнее такой жизни — все подозревать, во всем видеть препятствие, когда все должно возводить душу его к Богу?» (Втор. XVIII, 12, 14).

Священник Русской Православной Церкви Алексий Колосов считает, что суеверие можно охарактеризовать как веру в пустое, суетное, сиюминутное — как доверие тому, что недостойно доверия: «Суть нашей веры — доверие Богу: открывая Ему свои сердца, мы твердо веруем, что Он ведет нас прямым путем, путем свободным от какой-либо двойственности, от механических, магических закономерностей. «Где Дух Господень, там свобода» (2Кор. 3:17) — эту свободу нам и дает вера, суеверие же лишает нас ее, порабощая «стихиям мира».

Считается, что тяжко грешат против первой заповеди Божией те, «которые прилепляются к суеверным обычаям и им верят, и те, которые из всякого случая выводят предзнаменования» (Кн. «Православное исповедание веры»).

Диакон Константин Горбунов пишет: «Околоцерковные суеверия чрезвычайно вредны, так как уводят людей от истинного богопознания, а также от благочестивого образа жизни и правильного участия в православном богослужении».

Апостол Павел, упрекая некоторых из христиан, напоминал им прежнюю жизнь в язычестве: «Не знав Бога, вы служили [богам], которые в существе не боги. Ныне же, познав Бога, или, лучше, получив познание от Бога, для чего возвращаетесь опять к немощным и бедным вещественным началам и хотите еще снова поработить себя им? Боюсь я за вас…» (Гал. 4:8-11).

Происхождение суеверий

Суеверия происходят от стремления человека всему дать объяснение, во всем установить связь; от самонадеянности и своеволия, от принятия ложного за истинное. Если внимательнее всмотреться во все эти приметы, то для многих из них найдутся простые исторические или практические обоснования. А для всех предрассудков вообще — ясные опровержения в слове Божием и в здравом человеческом смысле.

«От Господа исправляются стопы мужу» (Притч. XX.24). Многие же суеверные люди, вместо того, чтобы веровать и руководствоваться во всем здравым рассуждением, ставят свою жизнь в зависимость от различных примет.

«Верные» приметы на крещение

Стоит отметить, что люди верят в огромное количество различных примет, касающихся крещения младенца. Все их охватить невозможно, поэтому упомянем только самые распространенные из них.

Например, бытует мнение, что если ребенок слишком шумно ведет себя в церкви во время Таинства, то это указывает на то, что в нем поселилась нечистая сила. Но ведь этому есть практическое обоснование. Маленького ребенка впервые принесли в церковь, ему там все незнакомо и некомфортно, вокруг толпится много народа. Да еще и мама, всегда находящаяся рядом, сейчас от него далеко, а он на руках незнакомых дяди или тети. Да и облик бородатого священника далеко не всегда нравится маленьким детям — он зачастую пугает их. А чего стоит троекратное погружение с головой в воду — ни с того ни с сего?! Вот вам и объяснение подобного шумного поведения, а никак не причина обитания в крохе злой силы.

Также широко распространено мнение, что если воск с остриженным локоном утонет в купели с водой, то малыш долго не проживет. Иначе как глупостью, это суеверие и назвать-то нельзя. И его оспаривают не только служители Церкви, но и закон Архимеда. Вы когда-нибудь видели, чтобы воск тонул? Он значительно легче воды, поэтому не может утонуть.

Считается плохой приметой подавать милостыню возле крестильни. Это якобы грозит ребенку какой-либо тяжелой болезнью. Но православные люди, далекие от примет, знают, что милостыня — благое дело, поэтому ее можно подавать где угодно и когда угодно.

Считается также, что если передать ребенка после крещения через забор храма, то это укрепит его здоровье. И после этого необходимо сразу же ехать к себе домой, никуда не заезжая, иначе Ангел-хранитель, появившийся после крещения, будет слабым. Это ничем не обоснованное суеверие. Как передача ребенка через церковный забор может повлиять на его здоровье?! А отчего зависит «сила» нашего Ангела-хранителя? Только от нас самих, от нашего образа жизни, от нашей веры в Господа. Если мы сами не будем бороться с грехами и соблазнами, то окажемся побежденными.

Еще существует поверье, что если что-то случилось с крестными малыша, или они никак не участвуют в жизни своего крестника, то родители имеют право перекрестить ребенка заново, подобрав ему новых крестных. Это поверье противоречит самим канонам Православной Церкви. Таинство крещения совершается только один раз в жизни, и никакие обстоятельства на него не влияют. Это касается и выбора крестных. Если крестные родители не оказывают помощи в духовном развитии своего чада, то родители ребенка должны взять эти обязанности на себя.

Ошибочно также мнение, что нельзя отказываться быть крестным, иначе у ребенка будет трудная жизнь. Но ведь у каждого человека жизнь складывается по-разному, и не всегда в ней присутствуют только радость и удача. В любом случае нужно помнить о том, что соглашаясь стать крестным, человек берет на себя большие обязательства, прежде всего, перед Богом. Если человек не уверен в том, что сможет с ними справиться, то лучше отказаться от этой затеи. Это будет честный поступок, и он никоим образом не повлечет негативных последствий для ребенка.

Также в народе распространено убеждение, что если крестная первой крестит девочку, а не мальчика, то она отдает ей свое счастье. Это глупое суеверие: счастье, если оно заслужено перед Богом, от человека никуда не денется.

Кроме того, считается, что беременной женщине нельзя становиться крестной, так как это может повлиять на здоровье ее собственного ребенка. Подобное заблуждение также никак не связано с церковными канонами и традициями. Более того, по мнению священнослужителей, участие в церковных таинствах может быть только на пользу будущей матери.

Нельзя не вспомнить и обычай пить на крестинах за здоровье ребенка. При этом первую рюмку принято выплескивать вверх, в потолок, чтобы младенец рос большим. К сожалению, не все люди понимают, что крещение ребенка — это в первую очередь главный праздник самого малыша, поэтому отмечать его нужно по-особенному, соблюдая православные обычаи и каноны. Нужно понять, что распитие спиртных напитков никак не влияет на здоровье и рост ребенка, и оно неуместно на таком празднестве, как крестины ребенка.

Некоторые считают, что на крещении должно присутствовать четное количество гостей. При этом очень важно проследить за тем, чтобы в крестильне во время совершения Таинства служащие не мыли пол — в противном случае они могут смыть счастье и здоровье всех присутствующих. Подобные приметы абсурдны, и понять их попросту невозможно.

Иначе, как языческим, нельзя назвать такой народный обычай, как разжевывание дольки чеснока, после которого мать дует на ребенка, чтобы уберечь его от сглаза. К подобному разряду обычаев можно также отнести сжигание одежды ребенка, в которой его крестили и держание крестной во время крестин ложки за пазухой, с которой затем нужно отстоять службу матери, отцу и бабушке ребенка. Подобные обычаи являются грубыми суевериями. Согласно православным традициям одежда, в которой совершается Таинство крещения, хранится на протяжении всей жизни, не стирается и используется только при болезни ребенка. Держание ложки за пазухой и вовсе выглядит абсурдным. Неужели великое таинство совершается только ради соблюдения магического ритуала, целью которого являются хороший аппетит ребенка? А где же полная сосредоточенность на произносимых молитвах и обетах, их понимание и дальнейшее исполнение? Очень печально, что ритуалы и поверья побеждают здравый смысл и заслоняют собой настоящее, духовное, столь необходимое каждому из нас.

Да сохранит нас Господь от всех видов суеверия. Так как люди становятся суеверными в раннем возрасте, наша задача состоит в том, чтобы оградить детей от суеверия. Пусть наши дети наши с малых лет приучаются любить Церковь, прибегать с молитвой к Богу, а в церковных таинствах и священнодействиях видеть спасающую нас силу. И только когда наши дети получат правильные понятия о Промысле Божием, все направляющем к добру, только тогда душа их не заразится суеверием, и не побоятся они ничего, кроме гнева Божиего, и будут думать только о том, чтобы не навлечь на себя осуждение за грехи и не довести себя до погибели вечной.

Что касается внутренней зависимости от суеверий, то в этой связи хочется вспомнить прекрасные слова святого апостола Павла: «Стойте в свободе, которую даровал вам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства» (Гал. 5:1). 

Теги:
Таинство Крещения
суеверия
дети
Таинства
церковные таинства

Православие в Татарстане

Новости партнеров

Все публикации