Публикации

Живая вода Набережных Челнов

Дата публикации  Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Дмитрий РУСИН
Живая вода Набережных Челнов

Каждому жителю Набережных Челнов хорошо известен родник у домика лесника, который находится возле автомобильной дороги на опушке Боровецкого леса за мостом через реку Шильну. Сюда многие приходят и приезжают за вкусной ключевой водой — место красивое, и, особенно летом, тут, в тени высоких сосен, приятно утолить жажду. Большой город, виднеющийся за деревьями, был здесь не всегда, а вот роднику уже гораздо больше ста лет…

В наши дни в окрестностях этого источника нет ничего, кроме нескольких домиков, небольшого кафе и дикого пустыря через дорогу. Но когда-то (ещё в царские времена) здесь был медеплавильный завод и деревня Шильзавод (или Шильвинский завод), названная в честь этого предприятия. Завод закрылся очень давно, а деревня жила ещё долго — примерно, до конца 60-х годов XX века. И была в этой деревне у самого родника небольшая деревянная часовня, приписанная к Свято-Вознесенскому храму села Боровецкое. О деревне и часовне упоминается в «Полном списке населённых мест Уфимской губернии» Уфимского губернского статистического комитета (издание 1896 года), да и сейчас ещё живы люди, помнящие эти места совершенно другими, ведь когда-то вся округа знала «родник в корабельной роще» (так источник назвался до революции) по ежегодному Крестному ходу, в котором участвовали многие верующие.

«Со всех деревень в крестный ход на родник ходили… и из далёких тоже. Пешком люди сюда приходили, на лошадях приезжали, и многие оставались с ночёвкой. Когда мы туда приходили, то народу там было уже полно. Ярмарка была ещё (в эти дни). Это было в 33-ем или в 34-м году… Там была избёнка, и пол в ней настлан был, а в полу — западня. Она открывалась, и там ключ бежал (светлая такая вода в нём была), и там, в ямке, помню, крестик лежал маленький. Там ещё колоды лежали, и вода бежала по колодам — далеко, до самой дороги, и народ набирал святую воду. Это было на Воздвижение и на другие большие праздники. Ещё и в войну люди ходили на этот ключ. Потом, когда избёнку на роднике стали ломать, то крестик (из родника) отдали на хранение Кате — старой деве из деревни Шайтаново. Потом Катю перевезли в Боровецкое, и там она крест хранила у себя. А потом его у неё украли» — вспоминает Александра Подъячева, одна из старейших жительниц села Малая Шильна.

«Часовня была хорошая, деревянная, а потом люди её всю растащили… Ключ назывался Воздвиженским, и вода там лечебная была. И откуда только люди ни приходили туда! На родник ещё возили больных (бесноватых) — четверо, помню, держат человека и под икону Воздвижения подводят, а человек ругается, кричит — и вот этой водой лечили таких. Явление Креста там было когда-то, и поэтому часовню построили на этом месте, и люди стали выздоравливать… Крестным ходом ходили на этот родник — с детства помню. Даже когда церковь уже закрыли, народ всё равно ходил туда; даже когда часовню сломали — воду всё равно там ещё набирали и лечились ей…» — делится Мария Кузнецова, жительница посёлка Сидоровка.

«Я родилась в Шильзаводе и часовню эту знаю, и молиться мы туда ходили. Ещё мои бабушка с дедушкой помнили эту часовню — они ещё маленькими были, а часовня уже стояла. Она была деревянная, и в ней на стенах были большие иконы. Внутри часовни в полу открывалась дверка, и там внизу бежал ключ, а на дне его всегда серебряный крестик лежал — это я хорошо помню. Часовня стояла прямо над родником, на горке, и из неё выходили четыре жёлоба, по которым вниз бежала вода.

Каждый год (пока часовню не убрали) на Воздвижение со всех деревень к роднику этому приходили люди — Крестным ходом ходили из Боровецкой церкви, и священник был всегда оттуда (высокий такой, седой). Примерно в семидесятых годах, наверное, часовню снесли. Мой брат ещё крест на ней поправлял... » — вспоминает Александра Убогова из Малой Шильны.

«В самом Щильзаводе часовни не было и все ходили через дорогу в Лесхим — небольшой посёлок, который был возле самого родника — там часовня была… » — вспоминает Клавдия Кузнецова, жительница села Боровецкое.

«Даже из Заинска приезжали, помню, сюда на родник  помолиться. Ведь это шло у людей из поколения в поколение… Я и сам заходил в эту часовню… А родник был такой, что, если ведро подставить под него, то струёй ведро из рук вышибало» — рассказывает Анатолий Пупышев, пенсионер, бывший работник лесного хозяйства.

Список тех, кто помнит старинную часовню на роднике и глубокое значение этого места, можно продолжить ещё многими именами закамских старожилов — благо, они ещё живы. На первый взгляд может показаться, что время не оставило и следа от тех культурных и духовных сокровищ, которыми всегда так богата была наша (что и говорить) великая и любимая Россия. И, может быть, именно забвение таких, вроде бы не значительных вещей, как святой ключ или маленький, намоленный деревянный храм, или удивительные имена прадедов, является самой страшной болезнью любого народа — болезнью, которая неизлечимо лишает народ связи с предками и историей, превращая его в нечто безымянное и серое, бессмысленно топчущее неродное пространство Родины.

Небольшой благословенный родничок в паре километров от Набережных Челнов — это лишь часть общей картины забывания. Но всё ещё можно исправить, ведь память ещё жива, ведь люди со всего города по-прежнему приезжают на родник у домика лесника, чтобы набрать здесь воду. Почему именно сюда? Может быть, святость и духовная чистота этого места, заботливо хранимая многими поколениями уже умерших людей, привлекает сюда наших современников по сей день, которые, сами того не ведая, всё ещё чувствуют, что вода здесь, на самом деле живая.

Что же мешает народу вернуть его достояние...?

Теги:
Набережные Челны
Боровецкое
история Казанской епархии
Свято-Вознесенское архиерейское подворье
Воздвижение Креста Господня

Православие в Татарстане

Новости партнеров

Все публикации