Публикации

Митрополит Феофан: «Должна быть целостная программа воспитания молодежи»

  Количество просмотров

9 сентября 2016 года гостем программы «Главные новости» на региональном телеканале «Эфир-24» стал митрополит Казанский и Татарстанский Феофан. Беседовал с главой Татарстанской митрополии ведущий Александр Фельдман.

Ведущий: Уходящая неделя нашему общественному сознанию далась довольно таки нелегко, потому что события, которые происходили в эту неделю, не всегда были лицеприятными и обойти стороной их мы категорически не можем. Программа «Главные новости», в студии Александр Фельдман. Здравствуйте!

Сегодня у нас в центре внимания события, в которых мне поможет разобраться мой гость — митрополит Казанский и Татарстанский Феофан. Здравствуйте!

Митрополит Феофан: Добрый день, Александр!

Ведущий: Я благодарю Вас, что Вы откликнулись и пришли на программу, потому что события действительно где-то даже из ряда вон выходящие и шокирующие. Буквально на этой неделе на Новотатарском кладбище был совершен акт вандализма, причем не в единичном варианте, а по целой аллее. Данное дело взял под личный контроль Президент нашей Республики Рустам Нургалиевич Минниханов. Ни на секунду не сомневаюсь, что наша власть предпримет все усилия и виновники понесут наказание.

Но, тем не менее, внутреннее состояние ужаса от того, что я сейчас посмотрел. Как быть с этим? Как понять, откуда это рождается в людях? Как они на это отваживаются, решаются и о чём они в этот момент думают? Что ими движет? Почему так?

Митрополит Феофан: Это частый вопрос: что движет негодяями? Скажем общими фразами — «потерянная совесть». Работает там всего один сторож. Не поставим же над каждой могилой охранника? Самое страшное, что у тех, кто совершал это, не работает совесть. И здесь, поскольку я являюсь руководителем религиозной организации, хочу сказать, что религиозный фактор играет огромную роль в жизни.

Я уже на эту тему разговаривал. Много думал и думаю, что же случилось. Это не просто шалость. Мы всё чаще встречаемся с возрождающимся язычеством, с открытым сатанизмом, другими псевдорелигиозными направлениями. А когда говорим, что надо наводить порядок, нам всё время отвечают: «Где свобода личности? Где демократические начала?» И вот мы имеем то, что имеем.

Ведущий: То есть, фактически наша молодежь не справляется с той свободой, которую получила?

Митрополит Феофан: Не только наша молодежь — общество не справляется. Свобода без внутреннего «стопа» — это произвол и разнос как внутри отдельной личности, так и в обществе, и в целом в государстве. Если бы общество было готово, законы не были бы нужны. В начале, когда Господь сотворил человека, законов не было. Но общество «разбалтывалось», нарушало те нормы, которые Бог установил, и пришло к тому, к чему пришло.

Сказать об этом «акт вандализма» — мало… Как стали возможными в нашем обществе такие уродливые явления?

Нам говорят: «Само вырастет. Никаких не надо религиозных корней прививать, не надо насаждать». Растения и то мы культивируем, а людей на произвол с детства пустим? Потребность религиозная естественна для человека. Откуда берутся уроды, взрывающие школы, убивающие детей — то, что мы называем экстремизмом, терроризмом? Из нашего невежества, из следования псевдорелигиозным учениям, из нашей бесшабашности. А факторы сатанизма — это открытая борьба против ценностей моральных. Что же, мы не должны нашу молодежь просвещать? Должны и обязаны!

Другой вопрос: эти люди не спустились с небес, у них есть мать, отец, они пришли домой. Знает же кто-то, что именно они совершили, не могут они быть в вакууме… Хочу, чтобы услышали меня те, кто имеет общение с этими уродами Может быть, они где-нибудь похваляются. Запомните и скажите им: «Идите, признавайтесь и несите наказание, которое вы заслуживаете».

Ведущий: Есть у нас телефонный звонок. Алло, добрый день! Мы Вас слушаем.

Зритель: Вас беспокоит Валерий Александрович, коренной житель города Казани. Во-первых, это проявление бравады, так называемой лжедемократии, всякой лжи. У этих людей нет ни духовности, ни душевности. И начинается всё с воспитания в семье. Когда семья начинает воспитывать ребенка в послушании, не потакает всем проявлениям, тогда ребенок или кто-то другой не пойдет бомбить. А этих уродов — батюшка правильно сказал — как-то надо наказывать… Ещё у нас безнаказанность этих вещей. Спасибо.

Митрополит Феофан: Спасибо большое. Конечно, линчевать не надо.

Ведущий: Я предлагаю понизить градус.

Митрополит Феофан: Должны все-таки действовать законы. Это с обратной стороны проявление такой жестокости. Поэтому законы должны действовать в первую очередь.

Вы правильно сказали, что в семье появляются или зачатки добрых ростков или же к иному жизненному направлению. Но, ещё раз повторяю, школа, общество должны участвовать, должна быть целостная программа воспитания молодежи. Много раз говорили, что «школа — только сумма знаний». Мы знаем, к чему приводит эта «сумма знаний». Воспитание, образование должны создавать образ человека, а не монстра, разбивающего могильные плиты.

Ведущий: В этом и парадокс, что за советский период и в последнее время ситуация с воспитанием ушла не просто на второй, а на какие-то последние планы в школе.

Митрополит Феофан: Я об этом постоянно говорю — недавно на конференции в Москве. Пока мы не введем в систему образования воспитательный компонент, нам сложно ожидать хорошего. Воспитание в школах непременно должно быть… Задача учителя — не только дать сумму знаний, но и помочь сформировать личность…

В храмах Татарстанской митрополии отметили Всероссийский День трезвости

Ведущий: В это воскресенье, 11 сентября, отмечается День трезвости непосредственно в храмах Казани. Церковь оказывает большую помощь в борьбе с этой болезнью, потому что мутит рассудок алкоголь. Что в этом направлении?

Митрополит Феофан: Вы очень правильно сказали: «мутит рассудок». Вы знаете, что общества трезвости были развиты в предреволюционное время, потому что народ спивался. И удавалось очень многое делать. Сейчас Церковь возрождает эту традицию. Я вижу, как приходит к нам человек, что называется, «с потерянной совестью». Постепенно с ним начинают беседовать о смысле жизни, об образе человеческом... Нужна духовно-просветительская и благодатно-озаренная деятельность.

В это воскресенье будет замечательное мероприятие в храме священномученика Кирилла на Чистопольской. Там будет и конференция, и фильмы, и с детьми большая программа. По всем храмам совершаются молебны, организуются встречи, читаются проповеди, посвященные специально этому вопросу.

Но я всегда подхожу немножко по-другому. Не надо считать, что трезвость это дело одного дня: 11-го — день трезвости, а 12-го — пейте. Постоянная должна быть работа…

Ведущий: Я вот хочу обратить Ваше внимание и всех наших телезрителей. В группе «ВКонтакте» медиаканала «Эфир-24» как раз на эту тему провели небольшое социологическое исследование. Вопрос, который мы задавали: «Как вы оцениваете усилия общества и государства в борьбе с алкоголизмом?» Ответы: 35% — «положительно»; 21% — «удовлетворительно»; 43% — «неудовлетворительно».

Даже тот небольшой круг людей, который участвовал в этом социологическом исследовании, считает, что усилия недостаточные. Что ещё можно сделать в этом направлении?

Митрополит Феофан: Опять я возвращаюсь к школе. Выпускной какой-нибудь, даже после 9-го класса выпускные сейчас устраивают, и после 11-го…

Ведущий: Традиция.

Митрополит Феофан: Но эта традиция связана с возлиянием, доводящим до сумасшествия. Девочки, которые донага в институте в Кемеровской области разделись, когда «посвящали» их в студенты…

Это что такое? Конечно, предварительно выпили.

Поэтому, я считаю, что общество недорабатывает. Я не сторонник запретительных мер, когда вырубают виноградники, запрещают продавать и прочее. Но должно быть чувство меры. С одной стороны, мы призываем к строгости, а с другой — рядом со школами разрешаем продавать алкоголь….

Ведущий: В комментариях один человек сказал: «Просто рассадник».

Митрополит Феофан: Конечно. После 10 нет ничего? Да пойдешь в любой магазин, и обязательно всё купишь. Не работает эта система, которая должна законодательно работать!

Во-вторых, не обращают на это внимание ни в рабочих коллективах, ни в школах, ни в вузах. Особенно скажу о молодежи, ведь это же фундамент дальнейшего пути страны. Здесь должна быть целостная программа воспитательного характера, формирования «я», личности. Вот это очень важно.

Ведущий: Я могу ошибаться, но у меня есть ощущение, что есть своего рода «дух времени». И жизнь ускорилась очень сильно, она стала мобильна, основана на каких-то коротких сообщениях, на каких-то недосказанностях, недоделанностях, недочитании, недомузыке, недотанцах, недопеснях. То есть, всё происходит очень быстро. Может быть, нам нужно просто остановиться всем чуть-чуть?

Митрополит Феофан: Я люблю приводить одно четверостишье:

Но ты хотя б однажды в мире,

Когда он спит или кипит,

Остановись, как лошадь в мыле,

Почуяв пропасть у копыт.

Мы действительно несемся, как загнанная лошадь, и неизвестно, с какими глазами и куда. Можно человека попросить прохронометрировать свой день. Он постоянно где-то бегал, суетился, а на выходе — пустота. Там проболтал, там просмотрел, просто просидел в интернете — и ничего совершенно.

Ведущий: А ощущение, что устал, пока трудился.

Митрополит Феофан: Давайте по-другому взглянем на этот вопрос. Общество стало умней? Мы стали умней Ньютона или древних философов? А что такое «наука»? Суммировались знания, это время просто действует.

С христианской и вообще с религиозной точки зрения, спешка — дьявольское дело. Люди высокого ума, ученые в основном ведь любят сосредоточенность, покой, они удаляются. Почему создаются условия, чтобы творцы были в глуши где-то? Пушкин лучшие свои произведения где написал или Достоевский, классики наши? Поэтому еще раз повторяю: «остановись, как лошадь в мыле», общество, и подумай, куда же мы спешим.

Ведущий: Вы не зря привели пример русских классиков, в том числе, Пушкина... Есть и рубрика «Вопрос к священнослужителю» непосредственно на сайте митрополии. И вопрос такой стоял: «Как Вы относитесь к “Божественной комедии” и ко Льву Толстому

Митрополит Феофан: Я бы сказал, что неоднозначно… Отношение к Толстому с религиозной точки зрения выразила Церковь. Часто путают: «Анафеме предали Толстого, великого мыслителя». Его не за это анафематствовали, а за то, что он предложил еретические мысли и учение. Замечательные произведения его, «Война и мир» то же, а с другой стороны — «Евангелие от Толстого». Это что такое? Это замашка сравняться с Богом.

Ведущий: Хотя бы с пророком.

Митрополит Феофан: Хотя бы. И как должна отреагировать Церковь? Так, как она отреагировала.

Ведущий: Безусловно.

Митрополит Феофан: Поэтому в Толстом как бы две личности: великого художника, замечательного знатока уголков человеческой души, но и бунтаря, я бы сказал, самовлюбленного гордеца. И из-за этих направлений одной личности она как бы раздвоилась. И случилось то, что случилось.

Редко говорят, что Толстой очень мучился этим. Под конец жизни он рвался в Оптину пустынь, и только окружение сделало всё, чтобы он не дошел до Оптиной и не покаялся, практически с поезда сняли. А ведь его родная сестра рядом с Оптиной жила в Шамордино. А Оптина времен Толстого — это знаменитые старцы оптинские, к которым ездил не только Толстой — в своё время и Гоголь, и Достоевский бывали в Оптиной пустыни…

Апостол Павел сказал: «Бедный я человек! Во мне борются два человека: один зовет к доброму. Я хочу, но не делаю доброго, а то, чего не хочу, все-таки делаю» (см. Рим. 7:14-24). На человека действуют две внешние силы — сила добра, которая от Бога, и сила зла, которая от дьявола, постоянная их борьба. Спрашивают, почему Бог не создал человека, который творил бы только добро. Но ведь самое большое достояние человека — свобода выбора, которую Бог подарил.

Ведущий: Только во тьме виден свет, только при свете бывает тень. И никак по-другому.

В приходе Варваринского храма Казани планируется построить новое здание воскресной школы

У нас, к сожалению, не так много времени. Вот еще одна новость: на приходе Варваринского храма в Казани планируется построить новое здание воскресной школы. Хватит ли у нас средств? Нужно ли подключиться прихожанам?

Митрополит Феофан: Всем прихожанам надо к этому подключаться, необходимо всем миром строить воскресные школы, образовательные, социальные учреждения при храмах. И дети, которые будут ходить в эту школу, на рельсы ложиться не будут и не пойдут крошить памятники на кладбищах…

Ведущий: В Свияжске пройдет республиканский фестиваль «Вербицы сад», посвященный православному искусству кряшен. Какова цель?

Митрополит Феофан: Какова цель? Возрождение культуры, традиций, духовных корней того или иного этноса. Цель — сохранить культуру и приумножить, передать детям. Потому что это благородная цель. И мы должны в мире и гармонии развивать культуры этносов, живущих в Татарстане.

Ещё раз повторю: у нас прекрасно в этом плане работает руководство Татарстана. Минниханов очень много лично уделяет внимания. А чего стоит Шаймиев с его возрождением Свияжска и Болгара! Сколько делает сейчас! Богородицкий монастырь. Слава Богу.

Ведущий: Я благодарю Вас. Большое спасибо, что Вы уделили время. Мы с Вами поговорили и я думаю, это не последняя наша встреча. Я желаю, чтобы все планы, которые намечены, были осуществлены, чтобы Вас не переводили ни в коем случае, и воскресная школа осталась. Большое спасибо, всего доброго!

Митрополит Феофан: Храни Вас Бог! Всего доброго! До свидания!

Ведущий: Уважаемые телезрители, это была программа «Главные новости», в студии был Александр Фельдман. Всего доброго, до встречи!

Вернуться к списку

Последние добавления