Публикации

Проповедь митрополита Феофана в Неделю 15-ю по Пятидесятнице в храме Ярославских чудотворцев города Казани

  Количество просмотров

2 октября 2016 года, в Неделю 15-ю по Пятидесятнице, по Воздвижении, день памяти блгвв. кнн. Феодора, Давида и Константина, Ярославских чудотворцев, митрополит Казанский и Татарстанский Феофан возглавил престольный праздник в казанском храме на Арском кладбище. После чтения евангельского зачала (Мф. 22:35-46) глава Татарстанской митрополии обратился к верующим с проповедью.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Приступили законники и фарисеи ко Христу и начали Его искушать. Христос задает им вопрос: «Ответьте Мне, какая первая и большая заповедь?» Прозвучал ответ: «Возлюби Бога твоего всем сердцем твоим и всей душою твоей». Конечно, правильный был ответ, но Христос еще добавляет: «Мы должны возлюбить ближнего своего как самого себя».

Кажется, общая заповедь, общая для всех и не требующая никаких толкований: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всей душою твоей». Но она, конечно же, предполагает не формальную любовь ко Господу, не «мысленную». Очень важно возлюбить Бога делами, свою любовь к Нему и преданность проявлять и воплощать во всей своей жизни.

К великому сожалению, мы говорим, что любим Бога, но забываем открывать книгу своего бытия и честно пред своей совестью читать её. Обратитесь к заповедям Христовым, вспомните 10 заповедей ветхозаветных и спросите себя: а проявилась ли любовь к Богу в жизни? Или же на словах мы любим Господа, а делами своими попираем Его нормы, Его законы, Его заповеди? Часто это несоответствие нашей жизни декларируемой вере приводит к раздвоению личности. Да, человек таков, по слову апостола Павла, что не делает то доброе, что хочет, а противное Богу — делает. «Бедный я человек», — восклицает апостол.

Митрополит Феофан совершил Литургию в престольный праздник столичного храма свв. Ярославских чудотворцев

Нередко мы слышим слова «духовная брань», «духовная борьба». Что это за борьба и с кем эта брань? Она начинаются с нашего сознания, исходит из нашего внутреннего мира. Греховные дела порождаются греховными мыслями. Этот незваный гость входит в дверь нашей души, нашего сердца и нашего разума и предлагает нам различные искушения, как учат святые отцы: рисует картины беспечной жизни, радость от вкушения греховных сладостей, самая распространенная из которых в наше время — блуд. Такую мысленно радостную картину нарисует, что хоть тут же беги и твори, что часто и делают.

А что происходит после? Каждый, у кого есть совесть, знает: после свершения греха болит сердце, потому что там не было радости, но был грех, который и жжёт. Пьянство в мыслях зародилось, а от мыслей — к делу. По рюмочке день, второй… И что дальше? Физическая боль и нравственная деградация! Не будем говорить о том, как от этого порока разваливаются семьи, как теряют человеческое лицо, всё теряют… Иногда я спрашиваю этих бедных людей, как они дошли до этого? И люди начинают рассказывать: был замечательный человек, имел семью, работу, был уважаемым, а затем, искушённый злом пьянства, мало-помалу погряз в этом болоте.

Вспомним о разврате, который сейчас захлестнул мир. Как часто юные души и умы эта необузданность страстей втягивает в грязь! Им кажется, что в этом и есть счастье: ночные клубы, дискотеки, так называемые «гражданские браки» и «свободная любовь». И что в итоге? Не по времени растраченное здоровье, не по возрасту сморщенное лицо, не по времени опустошённая душа. А ведь надо думать о семье, что неплохо иметь детей, жить нормальной жизнью. Но эта расхлябанность с юного возраста перечёркивает всё: способность к деторождению, к самоконтролю; человек может стать если не бомжем формально, но нищим душою.

Горько слышать от матерей или бабушек, когда ясно, что их дети или внуки подобного поведения, слова: «Пусть нагуляются». Разве они животные? Это извращение и личной, и общественной морали. А это понятие окаянных «гражданских браков»? Что за ненормальная «норма»? И мы уже с этим начинаем мириться, принимать за нормальное явление это нравственное уродство, за которым следует пустота. Если нет совести — нет и семьи, нет и детей. Так мы разрушаем свою личность.

Поэтому, когда мы говорим о том, что любим Бога, нужно вспомнить о своём образе жизни. Как твоя любовь и вера выражаются в поступках? Обличает ли тебя совесть? Если да, то остановись, не иди по недоброму пути. Пойди в храм, встань перед иконой, наберись духу и исповедуйся. Проси Бога, Матерь Божию дать тебе силы восстать и пойти к Богу, Которого ты любишь словами, но не делами. Он же любит тебя делами, ибо послал на крест Своего единородного Сына.

И о второй заповеди: «возлюби ближнего своего как самого себя». Как не хватает нам исполнения этой заповеди, как часто видим мы ад в семьях, ненависть между супругами, между детьми и родителями, в обществе. Помешались все мы, сходим с ума, нас всё время вовлекают в противостояние и борьбу. За что, никто не объяснит, но нас вовлекают в процесс борьбы. А где же цель? Ради чего теряют люди совесть, здоровье, деньги? Что это за борьба? Для христианина самое важное на поле битвы с грехами — это сохранение совести. Это то, о чём говорил Достоевский: «Дьявол с Богом борется, а поле битвы — сердце человеческое». В эту борьбу за совесть, за душу, за сохранение Бога в себе мы вовлечены. И мы выйдем победителями, если будем внимательно относиться к мыслям и делам.

Об этом мы должны помнить, ведь перед нами лежит крест, на котором — распятый Христос. Мы, люди, распяли Его, не только иудеи, приговорили Его на смерть. Он добровольно взошел на крест за наши с вами грехи, чтобы мы были очищены, прощены и жили с Богом, в чём да поможет нам Христос Спаситель. Аминь.

Вернуться к списку

Последние добавления