Публикации

Митрополит Феофан: Важно, чтобы в обществе формировалось отрицательное отношение к абортам

  Количество просмотров

30 сентября 2016 года гостем программы «Главные новости» на региональном телеканале «Эфир-24» стал митрополит Казанский и Татарстанский Феофан. Беседовал с главой Татарстанской митрополии ведущий Тимур Рагга.

Ведущий: Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл поставил свою подпись под обращением граждан о запрете абортов. Сегодня обсуждаем эту тему с гостем нашей программы — Феофан, митрополит Казанский и Татарстанский. Владыка, здравствуйте!

Митрополит Феофан: Добрый день!

Ведущий: Мы очень рады, что именно эту тему мы с Вами обсуждаем. Достаточно сложно: есть противники, есть сторонники, у всех свои весомые аргументы. Хотелось бы услышать позицию Церкви в этом вопросе, почему так капитально выступают против абортов представители Православия.

Митрополит Феофан: Эта позиция не только Русской Православной Церкви, это позиция общерелигиозная, потому что аборты — это грех убийства во чреве. Вы знакомы с тем, что происходит в Польше? Там эта тема сегодня очень остро стоит. В целом в мире тема абортов очень актуальна по сей день.

А теперь конкретика. В 2001 году ученые расшифровали ДНК. Структуры ДНК эмбриона, оплодотворенной яйцеклетки и какого-нибудь пожилого человека одинаковы. То есть, жизнь там уже есть. И это говорит о чём?

Ведущий: О том, что это — живое существо.

Митрополит Феофан: О том, что живое существо. У нас же подход такой, будто это некая папиллома у матери, которую можно спокойно удалить. А «удаляем» живого человека, то есть мы убиваем. И это делает мать. В животном мире этого не существует, там бережно относятся к своим детёнышам.

Ведущий: Это получается в принципе противоестественно, против природы человека.

Митрополит Феофан: Тем более, это против сознательного существа. Человек — высший разум на Земле, кроме, конечно, Бога; человек — Его образ. Поэтому аборты — это геноцид в полном смысле слова. Мы говорим, что самое дорогое у человека — его жизнь. Помните: «И жизнь надо прожить так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы, чтобы не жёг позор за подленькое и меленькое прошлое». А если это «мелкое» прошлое — убийство своих детей?

Ведущий: Вы не первый год занимаетесь этим вопросом. Все-таки хотелось бы понять, какова вероятность запрета абортов на законодательном уровне? Ведь в истории нашей страны были случаи, когда так происходило, и были какие-то плачевные последствия.

Митрополит Феофан: Я думаю, это пустой страх, что начнутся аборты где-то «под заборами», что мы терять будем матерей. Должно сформироваться сознание людей, люди постепенно должны понять, что же происходит с природой человека. Ещё раз говорю: речь идет о том, чтобы аборты вывести из системы обязательного страхования, чтобы налогоплательщик не платил за тех, кто делает аборты. Почему я должен делать взносы, которые пойдут на аборты?

Ведущий: Это аргумент, да.

Митрополит Феофан: Я много читал на эту тему. Кто-то говорит: «Что вы там о какой-то демографии?» Простите, но что такое «демография»? Это жизни, это люди — самое главное достояние страны. Что будет с Россией, если у нас будут нефть и газ, а людей не будет?

Ведущий: Действительно, проблема демографической ямы у нас существует.

У нас есть первый дозвонившийся телезритель. Давайте мы ответим на этот вопрос. Здравствуйте! Говорите, Вы в прямом эфире.

Зрительница: Добрый вечер! Меня зовут Маргарита Грахова, я достаточно известный в интернете борец с браками «по залету». Нужно бороться не с абортами, а прививать людям со школы семейные ценности, чтобы девочки знали, что нужно рожать от обеспеченных мужчин в законном браке, мусульманки после никаха, а православные — после венчания, например, либо хотя бы после регистрации брака.

Ведущий: Вы все-таки «за» или «против»?

М. Грахова: Не залетела, не вышла замуж «по залету», не делаю абортов — мне это с детства привили родители. Сестра тоже вышла замуж, очень обеспечено живет, родила двух детей, и всё это в законном браке.

Митрополит Феофан: Спасибо большое. Замечательно такое Ваше настроение и видно, что это традиции Вашей семьи. В целом же ислам и Православие всегда призывали к тому, что называется законным браком. Одно другому не мешает. То, о чём Вы говорили, — чтобы у нас не было вот этих случайных встреч, когда непонятно, что из этой встречи выходит. Зачала после этой встречи — и что делать? Аборт надо делать? Это комплексная проблема. Правильно Вы говорите: лучше предостерегать людей, чтобы не делали подобных поступков.

Но речь сейчас идет о другом: когда женщина жизнь уже носит в своей утробе. И здесь вопрос, на который следует ответить: убить или дать жизнь человеку? Я считаю, что жизнь дороже убийства и в нравственном плане, и в плане, если хотите, демографическом, и в целом в системе общечеловеческих ценностей.

Ведущий: Действительно, проще исправить причину, чем следствие. У нас есть еще один звонок от телезрителя. Давайте мы на него тоже ответим. Здравствуйте! Говорите.

Зритель: Вас беспокоит Валерий Александрович. В нашей жизни очень много парадоксов, и парадоксально в данный момент то, что тот, кто нам даёт жизнь, тот и убивает по принципу «я тебя породил, я тебя и убью». Но это неправда. Господь наградил людей умом, а говорят, что «горе от ума». Но ведь Господь ещё наградил нас разумом — вот главное, чем наградил нас Господь. Разумом! И посему нашим милым женщинам надо все-таки включать, наверное, мозги, и тогда будет всё нормально. «Это уже живое существо». Я — против абортов.

Ведущий: Мы услышали телезрителя. Согласны, наверное, с высказыванием?

Митрополит Феофан: Согласен, конечно. Вы знаете, что получается некое давление: говорят о свободе, о правах женщины — право же человека на жизнь нарушается! Вот парадокс. С одной стороны, мы боремся за права женщины, а там тоже человек, который уже зачат. Разве он не имеет прав? Это личность, которая должна обладать теми же правами и той же защищенностью, как и те, кто живет. У них есть право на рождение.

Ведущий: Но есть еще и такая ситуация, когда женщина забеременела, а у неё нет средств на содержание этого ребенка. Сторонники запрета абортов предлагают на федеральном уровне ввести небольшую материальную поддержку этих женщин.

Митрополит Феофан: Я Вас сразу перебиваю. Не будет это обузой, если в целом подойти государственно, нравственно и зачатого ребёнка сохранить. Посмотрите, что у нас происходит: с одной стороны, мы поощряем многодетные семьи, ввели материнский капитал. А здесь уже зачатые люди, они готовы родиться, хотят на свет Божий посмотреть, а мы их уничтожаем. Непонятно, что же происходит у нас?

Я бы хотел сказать, что Церковь всегда этим занималась, и мы будем этим заниматься. Если женщина зачала, но боится рожать, ей некуда деть ребенка, общество должно сказать: «Рожай! Мы его заберём и воспитаем». И государство должно в этом помогать. Мы говорим, что храним наши природные богатства, но более дорогого богатства, чем люди, нет.

Ведущий: То есть, Вы считаете, что если женщина не имеет средств для воспитания ребенка, она должна его родить и передать государству?

Митрополит Феофан: Государство ли это будет, или какие-то частные организации, филантропы. Должны быть обязательно религиозные организации, чтобы и при храмах, и при мечетях мы спасали жизни и помогали воспитывать.

Ведущий: По теме нашей программы есть голосование в группе «ВКонтакте». Я бы хотел, чтобы Вы прокомментировали то, как проголосовали наши пользователи. Сегодня мы спрашивали: «Поможет ли увеличение материальной помощи со стороны государства беременным женщинам и семьям с детьми сократить количество абортов?» — то, о чём мы с Вами говорим. Есть три варианта ответов: «да», «нет», «другое». Пока лидирует ответ: «Да, поможет со стороны государства данная поддержка». Но есть и те, кто считает, что «нет», их 38,5%. То есть, достаточно большое количество тех, кто считает, что и материальная поддержка таких женщин не изменит ситуацию. Как Вы считаете?

Митрополит Феофан: Я считаю, что менять ситуацию надо не только материальной поддержкой. Очень важно то, о чём сказал дозвонившийся мужчина: разум, менталитет и в целом состояние общества должны меняться по отношению к этой проблеме в борьбе за жизнь. Общество поймет, что дети — это величайшее благо и достояние, когда люди будут слушать и понимать. Ведь что происходит? Тетя Маша встретила: «Что там у тебя?» — «Да, вот...» — «Ну, аборт давай сделаем». Это очень легко происходит и даже не вызывает, как правило, какого-то осуждения.

Мало этого, ко мне приходят женщины, плачут и исповедуются, что сделали аборт, на который их подтолкнули в женских консультациях. Страшное что-то происходит: запугивают, что родится больной ребенок, что с самой что-то случится... А по сути ничего страшного и не было.

Нужно менять, с одной стороны, законодательство, с другой стороны, должно быть общественное порицание, я бы сказал, и формирование общественного мнения в такую сторону, чтобы эти явления были не приемлемыми, а отторгаемыми обществом… Над этим надо работать.

Ведущий: И последний вопрос вдогонку темы этой программы, после чего мы перейдем к другому вопросу. Бэби-боксы, то есть места, куда может женщина, родившая ребенка, передать его анонимно абсолютно — есть очень много «за» и «против». Стоит ли их поощрять, эти бэби-боксы?

Митрополит Феофан: Категорически против бэби-боксов! Я вспоминаю, как примерно год назад также очень жёстко стоял против. Павел Астахов, тогдашний омбудсмен, тоже задавался этим вопросом: стоит или не стоит. Мое категорическое мнение — я против бэби-боксов. Это связано с тем, о чём я выше сказал. Бэби-боксы позволяют выкинуть, бросить. Вы скажете сейчас: «Лучше в бэби-бокс, чем в лес или на помойку»?

Ведущий: Действительно, все дети, оставленные в бэби-боксах, они живут.

Митрополит Феофан: Давайте прямо говорить: это уродливое явление… Бэби-бокс будет прививать жуткое явление, которое станет заразой, что «и Бог с ним, родила и сбросила в эту коробку. И убийство не сотворила, и человека на свет родила». Это уродливое явление, поэтому бэби-боксы не нужны, нужно сознание.

Ведущий: Ваша позиция нам ясна. Я предлагаю сейчас обсудить другую тему, не менее важную и актуальную. Все-таки мир и справедливость у нас в мире сейчас действительно очень актуальны. Вы участвовали в Российско-иранской комиссии по диалогу «Православие и ислам». Это уже десятая встреча, если я не ошибаюсь. Вы возглавили делегацию со стороны Русской Православной Церкви, это серьезное назначение. Любопытно послушать, насколько ответственно это было для Вас? Каковы итоги этого диалога?

Митрополит Феофан: Иран для нас — это партнер, с которым мы должны считаться. Я Вам отвечу прямо на Ваш вопрос, и Патриарх тоже об этом сказал. Мы начинали этот диалог тогда, когда тема этого государства в наших кругах была каким-то пугалом: «Иран? С ним какие-то разговоры должны быть?. Да никаких! Это изгои».

Ведущий: Определенная пропаганда была.

Митрополит Феофан: Пропаганда, которая весьма привилась в нашей стране. Прошли годы. Что происходит? Тот самый Запад, который навязывал нам эти взгляды на Иран, сам стал жесткой удавкой против Российской Федерации. И у нас, получается, вроде бы и нет друзей? А ведь Иран — это наш партнер, с нами бок о бок, сосед наш. Что происходит сейчас на Ближнем Востоке, что происходит в Сирии?

Мы видим, что с этой страной надо сотрудничать. Мы видим, что происходит в сырьевой отрасли, в нефтяной и прочих. Сотрудничество лучше, чем конфронтация…

Переговоры, которые мы начали, за 20 лет заложили очень хороший фундамент общения между нашими странами и народами. Не буду сейчас обо всём говорить, но есть немало позитивных последствий, которые эти постоянные контакты нам уже принесли. Конечно, тема мира и справедливости очень важна, потому что если мир будет, но не будет справедливости — это плохо. Это как бандиты договариваются о примирении, но сохраняется в целом само бандитское направление. А мир должен быть справедливым, тогда он будет подлинным.

К вопросу о Сирии, что происходит там. Все говорят о мире, но обвиняют Россию, что мы якобы нарушаем соглашения. Да не нарушает их Россия! Тот мир, который нам навязывают — давайте закроем глаза на боевиков, оппозицию — это мир без справедливости, который к жуткой резне уже привел и может привести в дальнейшем, принести немало проблем и для нашего государства…

Ведущий: Хотелось бы понять результаты этого диалога, потому что не обо всём говорят. Каковы практические результаты?

Митрополит Феофан: Наш диалог имеет концептуальное значение, он в процессе. Это же не поезд «Москва-Казань», который вышел и уже сегодня в Казани — эти результаты имеют постоянно некое значение. Достигли чего-то, нашли точки соприкосновения и отправились дальше, поэтапно, step by step. А результат будет тогда, когда мы увидим полную гармонию в этом регионе.

Ведущий: И по традиции нашего общения мы всегда заглядываем в календарь, смотрим праздники. Сегодня, если не ошибаюсь, православные отмечают день памяти святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. На какие размышления наталкивает праздник?

Митрополит Феофан: Во-первых, я всех женщин, носящих эти святые имена, поздравляю с днем ангела. Само словосочетание: вера, надежда и любовь — фундаментальное понятие о ценностных ориентирах нашей жизни. Человек без веры — корабль без руля. Человек без надежды — пессимист. Что пессимист может достичь? Ничего, только разрушения внутреннего и внешнего, если на уровне государственном. А без любви мы вообще ничто, без любви — хаос, кровопролитие и невежественная брань. София — это мудрость, которая заключается в том, чтобы веру, надежду и любовь делать главными ценностными ориентирами в личной жизни, в семейных отношениях, в обществе и в нашем государстве.

Ведущий: Как раз тема веры, надежды и любви относится к темам, которые Вы обсуждали до этого: и аборты, и события в Сирии.

Митрополит Феофан: Да, конечно.

Ведущий: Вы, если не ошибаюсь, до нашего эфира были как раз в храме этих мучениц?

Митрополит Феофан: Да, я служил в храме мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. Меня удивило, что в рабочий день был полный храм народа. Замечательно пели дети, какие же у них глазёнки! Я смотрел и говорил опять об абортах. Мне думалось: «Боже, где же миллионы наших потерянных детишек!»

При этом храме — большая воскресная школа, куда 250 ребятишек ходят и взрослые. Жизнь жительствует, не всё у нас так уж плохо. Есть у нас и вера, надежда, есть у нас и любовь, и София — наша мудрость все-таки победит безумие мира сего.

Ведущий: Буквально под занавес нашей программы — начинали мы все-таки с абортов — хотелось бы понять прогнозы. Насколько есть возможность того, что аборты будут запрещены на законодательном уровне? Долго ли нам ждать этого?

Митрополит Феофан: Поскольку уже 300 тысяч подписались [под Обращением граждан за запрет абортов — ред.], может, на сегодняшний день их уже 400 тысяч, наверное, законодатели должны внять голосу тех, кто дал им такой мандат. Поэтому будем надеяться, что наши законодатели поддержат то, о чём просит народ.

Ведущий: Я думаю, что наша беседа была невероятно интересна и полезна телезрителям. Большое спасибо, владыка, за участие в нашей программе.

Митрополит Феофан: Спасибо большое. До новых встреч. Храни вас Бог.

Вернуться к списку

Последние добавления