Публикации

Дата публикации   Количество просмотров

16 октября 2016 года, в Неделю 17-ю по Пятидесятнице, митрополит Казанский и Татарстанский Феофан совершил Литургию в храме преподобной Ксении Римляныни в городе Мамадыш. После прочтения Евангельского зачала (Лк. 6:31-36) владыка Феофан обратился к молящимся с проповедью.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Удивительные Евангельские слова мы слышали сейчас: «И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними. И если любите любящих вас, какая вам за то благодарность? ибо и грешники любящих их любят. И если делаете добро тем, которые вам делают добро, какая вам за то благодарность? ибо и грешники то же делают. И если взаймы даете тем, от которых надеетесь получить обратно, какая вам за то благодарность? ибо и грешники дают взаймы грешникам, чтобы получить обратно столько же. Но вы любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым. Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд».

Митрополит Феофан посетил Мамадышское благочиние Казанской епархии

Как не хватает этого в наше время. Мы часто встречаем непонимание и неприязнь. Нам, верующим людям, часто не хватает терпения и любви. Вместо того, чтобы понять, мы нередко поступаем обратно, как будто мы далеки от Бога. Поэтому — особенно в молодых семьях — происходят разлады и разрывы, ведь мы не носим тяготы друг друга (см. Гал.6:2). Кто-то нам сказал слово справедливое, честное замечание сделал, и вместо того, чтобы смириться и сказать: «Да, правда, я такой и мне надо измениться», — мы протестуем: «Нет, я прав и буду идти до конца». Но конец у всех нас единый в этой земной юдоли. Мы находимся на кладбищенском месте, кладбище вокруг нас, там наш конец — и то не окончательный. Это всего лишь переходный период, окончательный же ответ — перед Богом в вечности.

Проблема человечества в том, что свои поступки мы нередко соотносим только с этой временной жизнью. Мы думаем: «Здесь победили — ну и хорошо, я победитель. Здесь соврал — ну и хорошо, никто не видел. Здесь поступил нечестно, но никто меня не поймал и на этом конец». Но всё совсем не так. Здесь «проскочил», там «не заметили», там простили… Но настанет время, когда позовут туда, где не будет ни адвокатов, ни дяди за спиной, которым можно похвалиться, ни денег. Там всё очень справедливо: или твоя жизнь с добрыми делами, без лукавства, или же — отвечай за всё, в том числе, и за то, что осталось ненаказанным в земной жизни. Ответишь даже за зло, которое носил в сердце, ответишь за немилосердие. Никакой адвокат там не поможет. Единственный помощник — раскаянное сердце, пока ты ещё на земле, добрые дела, жизнь по заповедям Божиим. Тогда всё будет нормально.

Особенно помнить об этом следует тем, кто называет себя верующим. Нередко наша вера не соответствует нашей жизни. Как архипастырь, я часто анализирую и своё поведение, и поведение пастырей, монашествующих, мирян и понимаю, сколько у нас недостатков. И одно желание: Боже, покажи нам путь! Дай мне ключевые слова, чтобы направить на тропу, которая угодна Тебе, которая уводит от греха и не дает соблазнов другим!

Скажу здесь, стоя перед вами: я был, есть и буду требователен и к себе, и к духовенству. Потому что нельзя по-другому! Но это не значит, что миряне должны теперь только к духовенству придираться. Нет, надо с себя начинать всем без исключения. Очень легко показывать на соринку в глазе брата, не замечая в своем глазу бревно (см. Мф. 7:4).

Человек, обрати внимание на свою душу, на свой внутренний мир. Когда ты в тишине вечерней или вышел в тихий лес, на берег реки — открой книгу своей жизни и начинай ее постепенно читать, только честно. Тебя там никто не видит, кроме Господа. Читай эту книгу очень внимательно, читай честно, вспоминая все свои правды и неправды. А потом вспомни заповеди, оставленные нам Богом, и сравни с ними свою жизнь. И такая печаль настанет, так защемит сердце, такой появится стыд за неправильно прожитую жизнь, с нарушениями и неправдами! Но хорошо, что будет так, ведь это начало пути, ведущего к очищению, к пересмотру своего бытия. А затем на том же месте дай обещание Богу — с Его помощью, молитвами Богоматери и святых — исправляться, пойди в храм Божий и исповедуйся. Поверь, что груз греха уйдет мало-помалу из твоего сердца и твой челн, плывущий по безбрежному бушующему морю страстей, начнёт постепенно приближаться к тихому пристанищу, где ждёт Господь. Аминь.

Вернуться к списку

Последние добавления