Публикации

Дата публикации   Количество просмотров

23 октября 2016 года, в Неделю 18-ю по Пятидесятнице, митрополит Казанский и Татарстанский Феофан возглавил Литургию в Крестовоздвиженском соборе Казанско-Богородицкого мужского монастыря. После прочтения уставного Евангельского зачала (Лк. 7:11-16) глава Татарстанской митрополии обратился к пастве со словом проповеди.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Представьте себе: живет женщина, вдова, очевидно, уже немолодая. У нее остался один сын, который вдруг умер. Печальная картина: женщина в отчаянии, собрались её близкие, родственники, знакомые. И в это время мимо проходит Христос со Своими учениками. Видя плачущую над умершим сыном женщину, Христос сжалился, ибо Ему не только видимое, но и тайное помышление известно. Как Бог Он прочитал сердечную боль этой матери, вдовы, лишившейся своей последней земной надежды.

Христос повелел юноше встать. Все в оцепенении: не бывало такого, чтобы воскрешали мертвых. Не понимали люди, что перед ними стоит Тот, Кто сотворил из ничего весь мир, в том числе, и человека. Значит, у Бога всё возможно. И по повелению Божию встаёт умерший юноша. Все в изумлении и в радости.

В Неделю 18-ю по Пятидесятнице владыка Феофан совершил Литургию в Казанско-Богородицком монастыре

Мы не можем себе представить радость матери. Иногда в нашей жизни встречается, что тяжелобольной идёт на поправку вопреки прогнозам врачей. Нередко это бывает по вере, по молитвам болящего и его близких. Но здесь совсем другое — умерший, которого готовили к погребению. Наверное, никто не прочитает сердце этой матери, что же она испытала между смертью сына и его воскресением.

Это было ещё одно свидетельство Спасителя перед учениками — явилась сила Божия Самого Богочеловека Иисуса Христа. Настанет время, когда Его, воскрешавшего умерших, предадут на смерть, будут истязать, распнут на кресте, и Он со словами: «Совершилось!», — умрёт. Господь знает о слабости человеческой натуры. Утверждая веру апостолов через воскрешение сына вдовы, Христос показывает им и всем, следующим за Ним, что Он Бог. Да, Его убьют, распнут, Он умрет, но Он воскреснет, чтобы и мы воскресли с Ним.

Дабы это сбылось, Он оставил нам нормы поведения, которые именуются заповедями Божьими. Они нам всем известны и если мы их исполняем, без сомнения, воскреснем для жизни с Богом. Если же мы эти заповеди нарушаем, то начинаем умирать: не только физически, но душой в смерть вечную, умираем для Бога, убивая самих себя через греховную жизнь.

Сегодня мы также празднуем память преподобного старца Оптинского Амвросия, жившего в XIX веке. Родом из бедной многодетной семьи пономаря, юноша был очень талантлив. Окончил сначала училище, потом семинарию. Как вспоминал позже сам святой, в юности он любил петь и танцевать. В семинарии он тяжко заболел, был при смерти и дал обет Богу, если выздоровеет, принять монашество.

Он выздоровел, но мирская суета вновь затянула. Юноша жил в миру, не принимая сана, был учителем — то детей богатых помещиков учил, то в училище преподавал, то в семинарии. Однажды, вспомнив о данном обете, он почувствовал угрызения совести. Ни у кого не отпрашиваясь, он направился в Оптину пустынь, где подвизались известные старцы Лев, Моисей, Макарий. Посоветовавшись, он принял твердое решение остаться в монастыре. По прошествии некоторого времени Амвросий принял монашество. В монастыре, который посещало множество народа, он нёс послушание в трапезной — чистил картошку, мыл посуду, на столы накрывал, полы мыл. Однако через некоторое время он вновь тяжело заболел и оказался практически прикован к постели…

В чём была сила этого великого подвижника, к которому шли за советом и Лев Толстой, и Алексей Толстой, и Достоевский, и Гоголь, и Леонтьев? В чём была его сила, мудрость, откуда находил он нужные слова? Благодаря молитве.

Пробовали ли вы по-настоящему молиться? Именно молиться, чтобы не бегать по строчкам глазами, а быть сосредоточенным на Боге? Когда читаешь слова молитвы вечерней «неужели мне одр сей гроб будет, или еще окаянную мою душу просветиши днём», чётко понимая, что можешь не встать с постели и прося: «Господи, я ещё не готов, сохрани меня». Мы редко так молимся. Иногда даже от монахов или от священников слышишь: «Прочитал правило». Прочитать можно книгу, в интернете что-то…

«Для всех я сделался всем»

Амвросий рос через этот подвиг молитвы, через послушание, через рассудительность и терпеливое, со смирением несение тягот болезней. Господь просветил его разум и шли к нему тысячами люди, стояли часами, ожидая, чтобы старец Амвросий вышел на крыльцо и благословил. Святой же всегда был весел и на вопрос «как надо жить?» отвечал: «Жить не тужить, никого не осуждать, никому не досаждать, и всем мое почтение».

Вроде, как шутка, но давайте вдумаемся в эти слова. «Жить не тужить» — это не разухабистая беспечность, но жизнь без уныния, когда несешь свой крест и имеешь твердое намерение и волю исполнять Божие повеление.

«Никого не осуждать» — тут и говорить нечего. Мы в этом такие мастаки, всех разложим по косточкам, что есть и чего нет найдем. Особенно же мы любим рассуждать о наших близких. Двое собрались, о третьем обязательно скажут. И это стало ненормальной нормой… Соринку выискиваем в глазах чужих, а бревно в своём не видим.

«Никого не осуждать, никому не досаждать». Каждый стоящий здесь, открывай книгу своей совести и читай. Соответствует ли твоя жизнь советам святого старца Амвросия Оптинского? Или же находится в полном противоречии? Если в противоречии, то начинай исправляться, чтобы получить мир, покой и благословение Божие, которые даруются исполняющим заповеди.

«И всем мое почтение». Уважительное отношение к людям — самый большой дефицит нашего времени. Нам прививается психология эгоистов. «Человек — это звучит гордо», — внушали нам раньше и сейчас внушают. Человек свободен — в своих мыслях, в своих делах, в своём безобразии. Эта свобода уже привела к окаянным однополым «бракам» и иной мерзости и гадости под названием «свободы и достоинства». Это не свобода и не достоинство, а рабство греху и пороку. Какого же тогда почтения от нас дождешься? Надо хранить образ Божий, данную Богом человеческую сущность.

Почему я остановился именно на этом высказывании святого? Оно очень ёмкое, практически воплощает в простой, человеческой форме Евангельский смысл жизни. Нелегка была жизнь старца Амвросия: тяжелейшие болезни, мучения, которые он нёс терпеливо. Когда же его спрашивали о причинах болезней, он отвечал, что причина — грех и (сейчас необычное вам скажу) любовь Божия к человеку. Если бы человек вовсе не имел болезней, то в силу развращенности шёл по пути разврата безостановочно. Но часто болезни, скорби и сама смерть останавливают, пресекает распространение зла.

Об этом мы должны помнить, когда же болеем — особенно. Идти к врачам, лечиться, но и обращаться к своей совести, там искать корни болезней. Нередко грех связан с болезнью физической. У пьяницы больная печень, у блудника — истощенный организм и многие другие болезни. Каковы последствия наркомании, тоже знаем.

Грех — это семя болезней и самой смерти, начиная с первородного Адама. Поэтому, дорогие мои, если уж мы называем себя христианами, то давайте относиться внимательно к своей жизни, к своим поступкам, к своим мыслям, к человеческим взаимоотношениям. Ориентир — конечно, Евангелие, а практический пример нам дают житие преподобного Амвросия Оптинского, других святых. Там найдешь многое для подражания и предостережения от неверного пути. Всем вам моё почтение!

Вернуться к списку

Последние добавления