Публикации

  Количество просмотров

6 ноября 2016 года, в Неделю 20-ю по Пятидесятнице, день памяти иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», митрополит Казанский и Татарстанский Феофан совершил Божественную литургию в Скорбященском соборе бывшего Свияжского Иоанно-Предтеченского женского монастыря. В этом году храм отмечает 110-летие со дня освящения. После чтения воскресного Евангельского зачала (Лк. 16:19-31) правящий архиерей обратился к молящимся с проповедью.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

В сегодняшнем Евангельском чтении мы слышали удивительную притчу. Жили два человека. Один был очень богат и вся его жизнь проходила в упоении этим богатством: он ел, пил, веселился с друзьями своими, не лишал себя разврата. А рядом был Лазарь — человек нищий и больной, у которого не было самого обычного крова над головой и весь язвами он был покрыт. Не хватало ему пищи для поддержания жизненных сил, так что он готов был крохами, упавшими со стола богача, питаться. Но всему приходит конец на земле: умирают оба, не спасло богатство богатого.

К великому сожалению, очень часто и в наши дни многие, имея богатство, достаток, а часто и сверхдостаток, забывают о самом главном: что всё это останется здесь, когда придёт час и человек должен будет умереть. Ни счета в швейцарских или в американских банках, ни золото в слитках, ни акции — ничего не возьмешь туда, это всё остается здесь. Туда что идет? Бессмертная душа и дела. А дела всякие были — и добрые, и злые.

Митрополит Феофан совершил Литургию в престольный праздник собора «Всех скорбящих Радость» в Свияжске

Так умерли и богач, и Лазарь. Но оказались они в разных местах. Богач оказался в не очень благоприятном — не знаю, ад ли это, но нечто, где он тяжело мучился… Ведь в чём ад? В богоотверженности. Поднимает богач свои очи из этого адского состояния и видит Лазаря, который весел, здоров, умиротворен в неких райских обителях, доволен всем, ибо он общается с Богом. И тогда этот несчастный богач, с которого спесь сошла уже, ибо богатство ему не помогло, ведь там другие прерогативы — только добро, правда и вера — дерзает обратиться к праотцу Аврааму. «Что же случилось? Лазарь там блаженствует, это нищий презираемый человек, а я мучаюсь в аду». И Авраам ему что говорит? «Чадо, вспомни времена, когда этот несчастный Лазарь испытывал страдания на земле и при этом благодарил за всё Бога. Теперь за верность Богу и за своё терпение, за скорби и болезни он с Богом. И ты вспомни свою жизнь: ты был весел, жил в излишнем достатке, презирал всех — и этого несчастного Лазаря. Что посеял тогда в жизни земной, то и пожинаешь сейчас». Опечален был богач, и вновь обращается: «Пошли Лазаря сюда, чтобы он омочил мой язык, пересохло всё!» И опять печальный ответ: «Невозможно из рая спуститься к тебе в ад, ибо состоялся Суд Божий уже и каждый получил по делам своим». Опять диалог: «Ну, ладно, я уж тут теперь, мучаюсь, а у меня братья там есть. Пошли вестником Лазаря, чтобы он хотя бы братьям моим сказал: живите по чести, живите по совести, живите в ладу с Богом». И вот слушайте удивительный ответ. «Ты просишь послать Лазаря, чтобы братьев предупредил. Но ведь ты знаешь, что Господь уже посылал пророков и апостолов, да и Сам Господь сходил на землю. Если они не послушали пророков, которые благовествовали правду и волю Божию, истину и путь веры и благочестия, то даже если и мертвые воскреснут, их они не послушают».

Вы знаете, насколько это последнее относится к сему времени. Мы очень часто в нашей жизни ведём себя так, как вроде и умирать не будем, вроде как мы вечны. Мы откладываем на будущее начало нашей христианской жизни, всегда считаем, что ещё успеем. Сколько людей на наших глазах говорили, что успеют, и вдруг — быстрая смерть, не успели.

И другое. Если мы не понуждаем себя к добрым делам, если мы волю нашу не воспитываем, то дряхлеет наше тело и наше волепроизволение, наша душа без упражнений в добрых делах становится косной и неспособной к усвоению правды Божией. Нередко так и умираем.

«Если и мертвые воскреснут — не поверят». Как это относится к нам? Мы сейчас, весь мир, никто не может сказать, оправдаться тем, что не знал норм и законов Божьих. Наверное, нет такого человека, который прямо или косвенно, глубоко или нет, но не слышал о Христе. Каждый в общих чертах знает нормы и заповеди, которые оставил Господь, но живет иначе… Даже мы, нередко стоящие в храмах, живем двойной жизнью: мы одни в храме и другие на улице, в семье, на работе. Здесь молимся и крестимся, а где-то становимся злыми, ненавистниками, клеветниками, блудниками, пьяницами, ворами — всё это становится нам присуще. Такая двойная жизнь является самой пагубной. Почему? Потому что, с одной стороны, вроде бы немножко греюсь верой. А с другой — распахнута дверь всем страстям и порокам, которые совершаем. Это очень опасный путь двоедушия.

Зная заповеди, читая Евангелие, мы нередко бегаем за тридевять земель к «старцам», где нам якобы всё расскажут и всё покажут. К великому сожалению, бывает и такое, что мы идем к шарлатану в надежде услышать нечто сокровенное. Это то, чего не надо делать. Нам даны путь и истина, и лучший наш учитель — Святое Евангелие и Церковь Божия, которая своим строем богослужений, Таинствами, Божественной литургией преображает и очищает нас, если мы усердно следуем заповедям Христа.

Поэтому, слушая эту притчу, каждый из нас должен вынести для себя урок: не искать «особого» пути спасения. Этот путь указан в Святом Евангелии, опытно показан святыми отцами, а в повседневной нашей жизни есть Церковь.

Мы сегодня празднуем юбилей собора в честь иконы «Всех скорбящих Радость». Часто мы забываем о Боге, когда — все без исключения — встречаем скорби различного характера. Но скорби были и у Лазаря, который не хулил Бога, не бунтовал против Него, а с терпением и благодарностью нёс крест, который Господь ему дал. И итог был самый благоприятный. Да, здесь, во временной жизни, он испытал и голод, и холод, и болезни. Но настало время, когда он предстал пред Богом и там за своё терпение, верность и преданность Богу оказался на лоне Авраамовом. И если наши скорби, какими бы они ни были, мы принимаем как волю Божию и с терпением несём их, то Господь, видя наше смирение, даёт нам силы и во время благопотребное исцеляет нас от скорбей. Если же к посылаемым скорбям мы относимся как к наказанию и начинаем внутри себя бунтовать, то лучше нам не будет: душа неспокойна, мысли в разброде, ропот на всех и на Бога. И печаль, но не о Боге, а по своему эго.

Поэтому, памятуя притчу сегодняшнюю о богаче и Лазаре, в день празднования иконе «Всех скорбящих Радость» вспомним об этом. Печаль и скорбь? Иди с молитвой к Богоматери. Поверь, там найдешь утешение и отраду. Тяжесть испытаний? Вспомни притчу о богаче и Лазаре и не завидуй сытым, богатым, здоровым, но беспутно живущим. Неси свой крест с терпением и верой и непременно найдешь утешение и помощь от Господа. Аминь.

Вернуться к списку

Последние добавления