Публикации

История Свияжского Богородице-Успенского мужского монастыря

  Количество просмотров

Говорят, когда Александр Пушкин увидел город Свияжск (а было это уже после сочинения «Сказки о царе Салтане»), то был потрясен, признавшись спутникам, что именно так и представлял себе сказочный город на острове. Минули столетия. И Свияжск еще больше стал напоминать сказочный остров, теперь уже полностью окруженный большой водой. Он обладает особой притягательной силой, сюда хочется возвращаться, чтобы прикоснуться к прошлому и помолиться о будущем.

Прав был Пушкин, такого «не сыскать на белом свете». На острове меняется взгляд на привычные вещи, преломляя время и пространство. И «временной скачок» — явление обычное: улицы сохранили царские имена и колодцы, откуда воду носят старики на потертых коромыслах, при этом живо что-то обсуждая по «мобильнику». Кажется, местные столетние бабули помнят еще, как звонили колокола Святой обители. Подойди, попроси — расскажут. Островитяне очень любят свою историю.

Пять веков назад на Круглой горе древние жители часто видели старика, в одной руке держащего образ, а в другой — крест, пел он тихонько молитвы да кропил землю водицей. Черемисы всегда видели его издали, а когда подъезжали ближе — видение исчезало. После того, как появилась на острове церковь, а в ней первая икона Сергия Радонежского, язычники узнали в нем того старца. И сегодня преподобный Сергий — один из почитаемых святых в Святой обители.

История града началась с решения 21-летнего царя Иоанна полонить Казань и быть ее первокрестителем. Властный юноша, возвращаясь из первого неудачного похода, попросил Небесных покровителей открыть ему путь покорения Волжского края. По преданию, приснилось царю место, откуда можно «идти на Казань». Когда самодержец увидел Круглую гору, то вспомнил сон. Так победный план начал воплощаться.

Символом острова-града стало необычное изображение: город в лодке, оберегаемый рыбами (древним символом христианства). Град действительно «приплыл» по Волге. Зимой 1551 года в лесах под Угличем тысячная артель дьякона Ивана Выродкова рубила лес. «Великий князь приказал срубить город с деревянными стенами,башнями, воротами, балки и бревна переметить все сверху донизу. Затем этот город был разобран, сложен на плоты и сплавлен вниз по Волге вместе с воинскими людьми. ...Город этот занят русскими людьми и артиллерией. Назвали его Свияжском», — писал немецкий посол Генрих фон Штаден в своих «Записках о Московии».

Летом 1552 года, по преданию, 75 тысяч служивых людей строило на острове крепость. За первые сутки поставили Троицкую церковь. Она и сейчас, спустя пять веков, стоит на своем месте: двери дубовые, прошитые кованым железом, светлый брус, лавки в метр шириной; но главное чудо — это сладкий запах дерева: за века он не выветрился. По величине и надежности крепость не уступала Новгородскому и Московскому кремлю: стены 2,5 на 5 метров, 7 ворот, 18 смотровых башен. Три подземных хода — спуск к берегу реки. Не верится, но город был построен за 4 недели!

История свидетельствует: именно с основания Свияжска началось масштабное расширение Руси, осознание государства как империи. На штурм Казани витязи шли, причастившись в стенах Троицкой Свияжской церкви — самой восточной церкви на Руси.

После покорения ханства остров стал оплотом государственности и форпостом православия на Средней Волге. В 1555 году ступил на землю острова-града святитель земли казанской архимандрит Герман (Садырев-По-левой), первый настоятель первого монастыря. Поныне в Никольском соборе сохранилась скромная его келья: несколько метров под сводчатым низким потолком, печка да оконце, в переднем углу — икона Богоматери с лампадкой из слюды. Более четырех веков хранили предки его святые книги и личные вещи, пока большевики не уничтожили святые следы человеческой памяти. Вера вызывала у красных ревностные чувства. Поэтому в начале XX века приехал в Свияжск целый агитпароход: новые «крестители» пришли на казанскую землю. История, говорят, повторяется, только часто выглядит уже трагическим фарсом.

...Келья Германа являлась главным объектом паломничества на Свияжске, нередко в ней происходили чудеса исцелений. Узники концлагеря, размещенного в страшные годы на территории обители, вспоминали, что из нее иногда доносилось ангельское пение или горел тихий, теплый свет. Наверное, душа первокрестителя молилась о загубленной Святой обители и несчастных ее узниках...

Отец Герман был человеком образованным, высокородным. Его род происходил из Рюриковичей, смоленских князей, он был прямым потомком Мстислава Владимировича — сына Владимира Мономаха, правнуком Ярослава Мудрого. Отец святителя — Федор (Садырь) пожертвовал Волоколамскому монастырю свои вотчины и принял постриг. Но сын его опередил и к тому моменту был уже монахом Иосифо-Волоколамской обители. По словам современника, князя A.M. Курбского, Герман был «.. .светла рода человек .. .яко телом великой муж, так и разума многого, и муж честного и воистину святого жительства. ...Отнюдь обычая лукавого и обыкновенного их лицемерия не причастен был, но человек истинный ... был в разуме и велик помощник был в ... бедах объятым, также и ко убогим милостлив зело». В начале 1551 года будущий святитель Герман стал игуменом Успенского монастыря в городе Старице, а в 1555 году назначен архимандритом еще не открытого Свияжского Успенского монастыря. Прибыл он в Казань вместе со святителями Гурием и Варсонофием. Позже его духовный наставник Гурий часто навещал обитель.

Наместник монастыря уделял большое внимание обустройству. При нем были заложены духовные традиции, началось бурное строительство, и хозяйственные дела без внимания не оставались. После взятия Казани многие семьи оставили свои земли, их щедро раздавали приезжим из Московии. Свияжский Успенский монастырь приобрел их значительное количество, удивительно, что уже через 10 лет все они были густо населены. Здесь возникло свыше 60 сел и деревень: Нижние Вязовые, Исаково, Большое Ходяшево, Соболевское, Тихий Плес и город — Мамадыш.

В 1564 году Герман стал вторым архиепископом Казанским. Впоследствии святитель отказался от предложения царя взойти на кафедру митрополита, вслед за митрополитом Филиппом осудил опричнину. Причина смерти святителя осталась исторический тайной, есть версия, что убили его царские слуги. Почти через тридцать лет мощи святого удалось разыскать митрополиту Казанскому Гермогену (будущему Патриарху Российскому) и передать святыню в родную Свияжс-кую обитель. Чудотворные мощи первокрестителя до XVIII века стояли открытыми в центре храма для поклонения. А в 1923 году, когда «покорители Небес» вскрыли усыпальницу, на остров налетел вдруг злой черный смерч...

Свияжский Успенский монастырь был, по сути, отцом-прародителем всех монастырей Казанской епархии. Многие века он являлся самым богатым и влиятельным, к XVIII веку ему принадлежало почти 50 сел и деревень с населением в несколько десятков тысяч человек. Это была единственная в наших краях обитель, возведенная в первый класс. Наместниками монастыря в разные годы становились неординарные люди, значимые и даже знаковые для своего времени: церковный писатель игумен Авраамий Палицын (1594-1598); будущий митрополит Новгородский, венчавший на царство императрицу Екатерину И, архимандрит Димитрий Сеченов (1738-1742); известный историк и краевед, один из первых но-вомучеников Казанского края, епископ Амвросий Гудко (1917-1918), без суда и следствия расстрелянный в 1918 году.

У каждого монастыря Казанской епархии — свое лицо и свое предназначение, определенное Господом и историей. Но ключи от врат времени» хранятся у монастыря Свияжского, это — хранительница таинства крещения Казани. И сегодня, на крошечном клочке земли (обойти остров можно менее чем за час) разместились 26 памятников архитектуры федерального значения. Все они — жемчужины древнего русского христианского зодчества. К строительству в Сви-яжске артель псковских мастеров Постника Яковлева и его подручного Ивана Ширяя приступила сразу после возведения величественного кафедрального Благовещенского собора в Казани и гордости республики — белокаменных стен Казанского кремля.

Древнейшей постройкой на территории монастыря считается Никольская церковь, вытесанная из известняка в 1556 году. С высоты ее сорокаметровой четырехъярусной колокольни открывается звенящий волжский простор с видом на братскую Макарьевскую обитель.

В Успенском соборе, освященном в 1560 году, под покровом Матери Божией прекрасно сохранись фрески середины XVI века. С бесценными дарами истории уже-работали реставраторы (под руководством профессора Д.В. Айналова). В XVII веке к собору пристроена трапезная часть, а еще век спустя надстроен купол, храм венчают двенадцать узорчатых кокошников. «Кружевной» силуэт Успенского собора запечатлен на гравюрах Сви-яжска конца XVIII века.

Вот как пишет о храме казанский историк А. Рощектаев: «Особенно красив собор со стороны алтаря. Его трем великолепным полукруглым апсидам мог бы позавидовать любой древнейший храм Новгорода или Пскова. Сочетание мощных каменных полукругов, типичном псковско-новгородской резьбы на них с празднично-легкими наличниками создает удивительную гармонию строгости и нарядности. Нарядный и таинственный вид придает церкви и открытая гале-рея-гульбище с южной и северной сторон. В допетровский период русского зодчества традиция обносить храмы галереями была очень распространена. Они хранят особую древнюю атмосферу. Поистине это дорогое окаймление собора как большой жемчужины. Все лучшее в зодчестве России XVI — XVIII веков своеобразными слоями стихийно соединилось в облике этого необычайного храма-памятника святителю Герману».

Позолоченный иконостас — один из немногих резных иконостасов XVIII столетия. Но особое чудо — это фрески, которые завораживают, мерцают в лучах солнца неувядающие, золотые и алые, изумрудные и небесно-лазурные «каменные» краски (древние художники краски «натирали» из специальных пород). Ученые знают: полный цикл стенной живописи того периода необычайно редок. Ученый-искусствовед Вера Немтинова пишет: «Роспись датируется ориентировочно 1561 годом. Автор неизвестен. Одна из гипотез о работе в соборе художников-монументалистов, присланных митрополитом Макарием, либо рекомендованных царицей Анастасией. Но из-за плохой сохранности памятников XVI века сложно найти аналогии фрескам Успенского собора, что ставит это оригинальное творение в ряд раритетов древнерусского искусства». Свияжские росписи вызывают восхищение далеко за пределами России. Наиболее знаменитые композиции: «Отечество» («Новозаветная Троица») в куполе, «Успение Божией Матери» в алтаре, «Распятый Христос на груди Бога Саваофа» в одном из парусов свода, «Святой Христофор» (единственная в мире сохранившаяся фреска, где этот святой согласно апокрифической версии изображен с лошадиной головой). Редкостью является и то, что росписи западной стены не содержат традиционной композиции геенны огненной, изображая райские обители («Шествие праведных в рай»). Потрясающий факт: несмотря на настороженное отношение и даже высказывания высокопоставленных священников против «неканоничности» сюжетов фресок, мудрые хранители обители веками хранили их в первозданном виде. С Божией помощью и нам, современникам, хватит мудрости возродить во всем неповторимом изначальном блеске православную волжскую обитель.

Небольшая братия монастыря постоянно находится в работе и движении, перемещаясь от одного старинного собора к другому. Сегодня здесь идут восстановительные работы, да и правило никто не отменял. Подворье Свято-Успенского монастыря — бывшая женская обитель, созданная во имя Иоанна Предтечи. Женский монастырь на острове появился в конце XVI века и располагался в северо-западной части соборной площади Свияжска. Но после сильных пожаров середины XVIII века был перевезен в помещения упраздненного мужского Троице-Сергиева монастыря.

В наследство современникам нашим история оставила здесь первую на острове Троицкую церковь, в которой молился Иоанн Грозный. А также потрясающий собор с печальной историей в честь иконы Богородицы «Всех скорбящих радость» — детище архитектора Малиновского. Храм был освящен за десять лет до революции, после нее был закрыт, заброшен и стал быстро увядать без молитвы. Вызывает особое внимание приезжих более древний белокаменный храм с оконцами в московском стиле — церковь во имя преподобного Сергия Радонежского, возведенная в 1604 году. Главной святыней храма считалась чудотворная икона преподобного Сергия Радонеж-

ского, привезенная в Свияжск в 1551 году. После разорения обители ее укрыли в Казанской церкви Ярославских чудотворцев. Так что образ «святителя» острова не вернулся «домой». Вероятно, эта радость еще ждет Святую обитель...

«Первый колокол вернулся в Успенский монастырь только десять лет назад вместе с монахами, — написал в «Российскойгазете» журналист Игорь Труфанов. — За все время, прошедшее с тех пор, как в Свияжске разрушили семь храмов из двенадцати, это был для острова единственный хороший знак. И остров это понял. «Бога разрешили!» — шептала одна старушка другой в местном магазине. На эту сенсационную новость жители Свияжска откликнулись по-своему: собрали для монастырской братии тридцать пар калош. Грязи тут и впрямь хватает. Однако столько калош монастырю не понадобилось. Сейчас здесь живет четыре монаха и шесть трудников. Примерно столько же человек пришло в Свияжск основывать монастырь и во времена Ивана Грозного...». Но в те годы обители покровительствовал не только Господь, но помогал и царь земной. Вернется ли молитвами благословение острову-граду — покажет время.

***

Остров после подъема воды немного ушел под воду, первая линия домов исчезла. Раньше в городе был свой парк и школа, а сегодня как-то становится тесновато. Хотя в противовес тысячному населению, сейчас здесь около 200 человек: люди добрые и злые — разные. Своеобразная модель общественного уклада: социальные группы, которые никогда не пересекаются. Есть «богема» — местные художники, поэты, музыканты. Увы, есть алкоголики, к счастью, есть и трудяги, многие — верующие, люди простые, бесхитростные. Крепчает прослойка «богачей», они тоже как-то особнячком держатся. Но все они любят остров. А его нельзя не любить...

Каждый, кто ступает на остров, понимает, что это особенное место. Особенно для православного человека. Здесь каждый камень, каждый клочок земли умеет говорить языком наших предков.

Вернуться к списку

Последние добавления