Публикации

Человек перед Богом. Введение во храм

  Количество просмотров

Что такое храм, и как он устроен? Что символизирует его облик, убранство и архитектура? Как правильно в него войти, куда поставить свечи? Обо всем этом и о многом другом в фильме митрополита Волоколамского Илариона.

 

История храма

Каждый храм, какой бы он ни был — большой или маленький, древний или современный — это особое место присутствия Божией благодати, место встречи человека с живым Богом. У раннехристианской общины не сразу появились свои культовые здания. Сам Христос совершил Тайную вечерю в обычном жилом доме. Первые христиане нередко молились в катакомбах, обширных подземельях, служивших местами для захоронения. Наиболее распространенной формой для раннехристианского храма была базилика — здание продолговатой прямоугольной формы с двухскатной крышей. Христиане использовали форму базилики, потому что она соответствовала восприятию храма как корабля, Ноева ковчега, в котором верующие обретают спасение, двигаясь по волнам житейского моря.

Некоторые базилики даже строились как баржа по пропорциям Ковчега, взятом из Библии. Эта традиция дошла и до нас, если присмотреться, можно увидеть, что каждый храм похож на корабль. У него есть нос и корма, под куполами — своды, которые называются парусами, а увенчивается храм крестом, напоминающим мачту и якорь. Если вы оказались рядом с храмом, компас вам не нужен, алтарная абсида всегда будет указывать строго на восток. Это тоже древнейшая традиция, и она имеет сразу несколько значений. На востоке был насажден рай, Христос называется в Писании «Солнцем правды» и «Востоком». Кроме того, как говорится в раннехристианском источнике, Господь распятый взирал на запад, таким образом, мы покланяемся, устремляя взоры к Нему. И, наконец, с востока Он явится в свое Второе пришествие.

Каждый храм призван напоминать верующим о грядущем Царстве Христа. Так строился в IV веке храм Гроба Господня в Иерусалиме, а в VI — собор святой Софии в Константинополе. По образу этих величественных храмов был воздвигнут Успенский собор Московского Кремля. Внешние кубические формы этих соборов соответствуют описаниям Нового Иерусалима, взятым из Апокалипсиса. Город, который показал ангел Иоанну, расположен четырехугольником и длина, ширина и высота его равны.

Во второй половине первого тысячелетия на смену базилики приходит новый тип храма — крестово-купольный. Он совмещает в себе и куб и прямоугольник базилики, и представляет собой крест увенчанный куполом, символизирует человека с распростертыми крестообразно руками.

«На куполе всякого храма стоит крест — главный символ Христианства. Крест является неотъемлемым элементом внешнего декора храма и его внутреннего убранства. Входя в храм, верующий осеняет себя крестом. Три пальца, сложенные вместе, символизируют нашу веру в Святую Троицу, а два пальца, прижатые к ладони, — Божественную и Человеческую природы Христа. Когда мы крестимся, касаемся лба, груди, правого и левого плеча, а затем совершаем поклон, выражая свое смирение и благоговение перед Богом».

Устройство храма

Все православные храмы, в каком бы веке и в каком архитектурном стиле они ни были возведены, внутри устроены одинаково — по византийскому канону более чем тысячелетней давности, который восходит в свою очередь к образу, данному Богом Моисею на горе Синай. Это здание из трех частей: алтаря, средней части (собственно храм) и притвора.

Притвор — это то помещение, куда мы попадаем, переступив порог храма. Его можно сравнить с прихожей. В древних церквях в притворе стояли те прихожане, которым не дозволялось участвовать в службе наравне со всеми христианами. Это были оглашенные — те, кто еще готовился только принять крещение и кающиеся — те, кто совершил тяжкий грех и временно изгонялся из самого храма. Сегодня оглашенным и кающимся отдельного помещения не полагается. В притворе, чаще всего, теперь находятся церковная лавка или свечной ящик. Здесь же, как правило, принимают записки о здравии и об упокоении.

Еще при апостолах имена верующих записывали на диптихе — двойные таблички из бумаги или пергамента. На одной половинке записывались имена живых, на другой — усопших. Диакон зачитывал их во время богослужения. Позднее появилась традиция записывать имена в семейные книжечки, помянники, и подавать их для прочтения на службе. Церковная записка — это разовый помянник. До начала литургии или накануне вечером записки отдают на свечной ящик, потом их отнесут в алтарь, где священник прочитает все имена. В конце литургии священник молится: «Омой, Господи, грехи поминавшихся здесь Кровию Твоею Честною, молитвами святых Твоих».

«В центральной части храма за богослужением молятся все прихожане. Во время службы происходит соединение Церкви земной и Церкви Небесной. Вместе молятся и вместе совершают богослужения те люди, которые живут на земле и те люди, которые пребывают в ином мире: усопшие, святые и ангелы. О присутствии святых и ангелов напоминают настенные росписи и иконы. Одну из икон видит сразу всякий входящий в храм, эта икона называется праздничной. На ней изображается то событие, которое в данный момент вспоминает Церковь».

Свеча

Свеча — древнейший символ молитвы, пламенной веры. На Пасху поется гимн, написанный еще царем Давидом. В нем есть такие слова: «Как тает воск от лица огня, так да погибнут грешники пред лицом Божиим, а праведники да возвеселятся». Первые христиане зажигали свечи перед чтением Евангелия, позже вошел обычай ставить их перед гробами мучеников, перед иконами Спасителя, Богородицы и святых. Свечи мы ставим перед иконами, но с молитвой обращаемся не к иконе, а к тому, кто изображен на ней: Господу Иисусу Христу, Пресвятой Богородице и святым.

Отдельный столик, на котором перед Распятием горит много свечей, называется канун. Здесь совершается поминовение усопших, здесь прихожане молятся о своих близких, ушедших в мир иной, прося о прощении их грехов вольных и невольных и о даровании им Царствия Небесного.

Раньше свечи и масло использовались и для освещения храма, сегодня на смену пришло электричество, но символика осталась неизменной. Главный светильник храма, который называется паникадилом, изображает сияние звезд на небосводе. Ведь храм — это космос, вселенная, сотворенный мир, мир материи, для которого в этом духовном пространстве открывается вход в бесконечность.

Храм — образ и подобие человека

Круг, купол — это символ неба, а квадрат — символ земли. Купол покоится на четырех парусах, которые нередко подпираются колоннами. В парусах изображаются авторы четырех Евангелий: апостолы Матфей, Марк, Лука и Иоанн. На их Евангелиях, как на столпах, покоится вера Церкви во Христа распятого и воскресшего.

«Как человек создан по образу и подобию Бога, так и храм создается по образу и подобию человека. Неслучайно древние зодчие при строительстве храмов использовали привычные для нас абстрактные метры и сантиметры, а конкретные меры длины, основанные на размере частей тела мужчины среднего роста».

Основная единица измерения в Библии — локоть. Длина руки от локтя до кончика среднего пальца. В локтях указаны размеры и Ноева Ковчега, и храма царя Соломона. Другие меры: палец, ладонь, шаг, сажень. Иной раз мастер измерял собственное тело, а затем проецировал его пропорции на создаваемый храм. Тогда он говорил: «В длину двенадцать моих саженей, в ширину — семь» и т.д. Человеческое тело создано гармонично и соразмерно. Архитекторы брали за образец соотношение частей тела между собой и затем добивались цельности и гармоничности сооружения. Все это подробно было расписано великим зодчим древности Витрувием, позже зарисовано Леонардо, а эпиграф к этому образу дал Гавриил Державин в оде «Бог»: «Я — связь миров, повсюду сущих»…

Можно ли сидеть в храме?

Кажется всем известно, что в православном храме службу надо выстоять, никаких сидений нет, разве что только пару скамеек для немощных прихожан и лиц почтенного возраста. На самом деле, древние богослужебные уставы в определенные моменты не только позволяют, но и даже предписывают сидеть. К примеру, сидя раньше слушали псалмы, чтения из Ветхого Завета, из Апостола, а также песнопения, которые так и называются — седальны, потому что их слушают сидя. Стоять считалось важным лишь в самые важные моменты службы: при чтении Евангелия, во время Евхаристического канона. До сих пор на Литургии звучат возгласы, которыми раньше диакон в буквальном смысле призывал встать: «Станем добре, станем со страхом, вонмем».

«Обычай садиться во время чтений и вставать в наиболее важные моменты службы сохраняется в православных храмах в Румынии, Греции, Болгарии и в некоторых русских монастырях, где вдоль стен стоят стасидии — деревянные кресла с откидными сидениями и высокими подлокотниками. В них можно удобно стоять и сидеть. Как говорил один из святых XIX века, лучше сидя думать о Боге, чем стоя о ногах».

Когда служба начинается, все взгляды прихожан обращаются к востоку. Здесь расположен иконостас, а за ним алтарь, самое святое место в храме, место особого присутствия Божия. В храме царя Соломона оно называлось «Святое святых». Слово алтарь происходит от латинского слова «высокий», он всегда на одну-две ступени выше средней части храма. Сначала алтарь отделялся от остальной части храма низкими решетками или колоннами. Начиная с V века, на преграде начали размещать иконы, так постепенно появился иконостас. Двери в центре иконостаса в русских храмах называются Царскими вратами. Такое наименование, возможно, связано с тем, что через них совершается Великий вход, символ Крестного пути Спасителя, Царя царствующих. По другой версии, врата начали называть царскими из-за того, что через них русские государи входили через алтарь при коронации.

Святая святых

За царскими вратами находится завеса, которая задергивается во внебогослужебное время и в некоторые моменты богослужений. Она напоминает о завесе древнего иерусалимского храма, за которую мог входить первосвященник лишь один раз в год — в день очищения. И сегодня алтарь остается закрытым помещением, доступ в который разрешен только тем, кто участвует в богослужении: священнослужителям и прислужникам.

В центре алтаря стоит престол кубической формы. Он и находящиеся на нем предметы, вместе со стоящим перед ним священнослужителем напоминает одно из ведений Апокалипсиса: «…и обратившись, увидел семь золотых светильников  и, посреди семи светильников, подобного Сыну Человеческому, облеченного в подир и по персям опоясанного золотым поясом». Сегодня епископ, когда он стоит перед престолом в облачении, служит для верующих образом Христа — Сына Божия и Сына Человеческого.

В древней Церкви престол всегда был каменный, это напоминало о том важном событии в жизни Церкви, когда апостолы впервые осознали, что их Учитель есть Сын Живого Бога. И святой Петр от лица всех сказал об этом Христу, а Господь ответил ему: «Ты — Петр (камень), и на сем камне Я создам Церковь Мою и врата ада не одолеют ее». На камне человеческой веры стоит Церковь Христова.

«В середине под верхней доской престола находится особый столбец, куда при освящении храма архиерей вкладывает частицу святого. Эта традиция восходит к раннехристианскому обычаю, совершать Литургию на гробу мучеников. В продолжении того же обычая, частица мощей святого вшивается в антиминс, прямоугольный плат, который лежит на престоле и на котором изображается положение Христа во гроб».

В буквальном смысле «антиминс» означает «вместо престола». Первоначально так назывался переносной столик для совершения литургии вне храма. В Византии его использовали, например, для богослужения в церквях оскверненных еретиками. Но с XIII века и до сих пор антиминс полагают и на освященный престол.

Купол и крест

Главным отличием русских храмов от их предшественников, храмов византийских, стала форма купола. У нас купол полусфера превратился в луковку. Откуда она взялась точно неизвестно. Некоторые полагают, что золотая, горящая на солнце капля, напоминает о языках пламени, в котором Святой Дух сошел на апостолов в день Пятидесятницы; или о Благодатном огне, сходящем в Иерусалиме на Гроб Господень.

Несомненно, четырехконечный крест является универсальным христианским символом. Но на Руси появилась традиция ставить на купола кресты восьмиконечные с двумя дополнительными перекладинами. Нижняя изображает подставку для ног, верхняя напоминает о табличке с надписью: «Иисус Назорей Царь Иудейский». Внизу креста иногда помещается полумесяц, что зачастую неверно понимают как символ превосходства христианства над исламом. На самом деле полумесяц не является только мусульманским символом, он употреблялся и в Византии в качестве символа царской власти. Крест с полумесяцем — ничто иное, как якорь, — символ спасения для всех находящихся в корабле, в Церкви Христовой.

«И все же Крест — это, прежде всего, символ Самого Христа, Бога, ставшего Человеком, распятого, умершего и воскресшего. Страшное орудие позорной казни во времена Римской империи, после Воскресения Христова Крест стал знаменем победы над грехом и смертью. Крест — это икона Бога, только икона особого рода, символическая».

Вернуться к списку

Последние добавления