Публикации

Дата публикации   Количество просмотров

Кто-то заметит: «А не слишком ли громкое и безапелляционное название — «Спасение в Православии»? А почему бы и нет!  

Нынче модно ругать Православную Церковь и всех, кто носит нательные кресты не ради украшения или магической защиты. Модно поносить Православие, мотивируя это свободой совести, а когда православные говорят хоть слово в защиту своей веры— то, в буквальном и переносном смысле, заставлять их молчать, парадоксально мотивируя это всё той же «праведной» борьбой за «свободу совести». А ещё очень часто можно услышать, как люди, не имеющие отношения к Православной Церкви, пламенно объясняют, как нужно православным жить и вести себя по-православному и, особенно, — как священникам быть священниками.

И всё-таки спасение в Православии! Безбожнику это объяснять — весьма не просто. А вот, тому, кто тянется к вере – пожалуй, что можно…

Итак, да, люди, крещённые в Православии, бывают и очень испорченными, и, случается, совершают чудовищные поступки. Но само вероучение Церкви здесь ведь не при чём. Иначе, как объяснить тот факт, что ещё апостолу Павлу в своих посланиях приходилось укорять некоторых первых христиан в греховности и беззакониях — говорит ли это о том, что учение, которое проповедовал апостол, с самого начала уже было ложным? Или тот факт, что Иуда стал предателем, будучи в числе ближайших учеников Христа, говорит ли о ложности учения Христова?  Нет, разумеется. Православное вероучение — это дорога, которая не виновата в том, что кто-то с неё сворачивает. История Церкви обширна, и нет сейчас смысла доказывать на её основе истинность Православия — это всё в свободном доступе для изучения.

Но, кроме того, если посмотреть на разного рода неустроенности, сложности и противоречия в жизни православного общества с точки зрения личного спасения каждого человека, с точки зрения Божиего промысла о людях — что мы увидим?

Бог хочет, чтобы все спаслись, и делает всё для этого, но с ведь нашей стороны тоже необходимы серьёзные встречные усилия. Апостол Павел чётко пишет о том, кто такте христиане: «Те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями» (Гал. 5, 24). И ведь это не просто, и значит, к тому же, что недостаточно только веровать — нужно серьёзно над собой трудиться. А для этого-то как раз возможностей в Православной Церкви предостаточно!

Христос говорит: «Возьмите иго Моё на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдёте покой душам вашим…» (Мф. 11, 29). Где ещё этому можно научиться, если не в Православии? Самое элементарное: нерадивый священник, не в меру строгая бабушка, слишком ревностно охраняющая подсвечник — не смирению ли они  учат? И урок это сложный — попробуй-ка искренне простить людям  их немощи, попробуй-ка поступить по слову Спасителя, учащего о правильном (и при этом опять же смиренном) отношении к нерадивому священству так: «Всё, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте» (Мф. 23, 3), а ещё попробуй-ка сказать вслед за апостолом: «Я, а не кто-то другой, первый из грешников» (См. послание к Тимофею, глава 1, стих 15). Этому и многому другому учит Православие своими богослужениями, которые не сразу открываются человеку в полной мере, своей повседневной внебогослужебной жизнью, и даже тем, что прихожане и духовенство Церкви не ангелы, а люди, которых принять не так-то просто  — всё здесь устроено Богом для воспитания человека, для того, чтобы он мог вступить в реальную схватку со своими страстями, чтобы он научился сосредоточиваться на молитве, отбросив в сторону все внешние обстоятельства. Смирение, терпение, прощение, любовь, молитва, духовная борьба… — всему этому учит Православие.

Но это тяжело. И, конечно, гораздо проще пойти к сектантам — там часто так запросто царит дух общинности и вроде бы взаимной любви! Но что мы ищем в Церкви? Покоя и мира в сердце, в душе... Но вот Христос говорит, что только через обретение смирения и кротости обретается настоящий покой и мир. А это уже призыв к подвигу. Да и что за любовь без подвига? Так, страсть обыкновенная. Ведь  и Господь говорит любить всех, а не только тех, с кем удобно и приятно жить.

Да, если хочется прийти к людям, а не к Богу, к короткой спокойной жизни в этом мире, а не к Вечности, то в Православии делать нечего. Это фронт духовной борьбы, и православным быть сложно — для этого нужно мужество. Но, одновременно, не говорит ли это о том, что именно здесь уже столько веков скрыто нечто настолько важное, ради чего князь мира сего воюет с Православной Церковью и православными христианами с таким завидным упорством, видя именно в них самых настоящих для себя врагов? Ведь история Православной Церкви — это история борьбы с силами, пытающимися Её разрушить снаружи, и изнутри; путём прямых репрессий и антицерковной пропаганды; всё новыми методами развращения сердец самих членов Церкви и изобретением всё новых мирских преград для желающих вступить в Неё. Стоило ли духам злобы затевать такую масштабную борьбу с Церковью, которая не являлась бы для них серьёзным противником?!

Что же за сокровище скрыто в Православной Церкви? Как его увидеть? Может быть, это получится, если взять однажды и начать приходить в храм только ради встречи с Богом, не оценивая благочестия других людей (оставив это всё Тому же Богу), и, отбросив свои личные представления о духовности, довериться духовному опыту, успешно пережившему тысячелетия, каждая сгоревшая секунда которых так опрометчиво гордилась своей мудростью и исступленно считала себя вечностью. Если начать приходить в храм только ради Бога — может быть, тогда постепенно станет ясно, о каком Сокровище идёт речь, и почему спасение в Православии.

Вернуться к списку

Последние добавления