Публикации

Дата публикации   Количество просмотров

Прочитав рассказ «Благовест» из дореволюционного журнала, Вы наверняка измените свое отношение к колокольному звону

Поговорим о великом и могучем… Нет, не о русском языке. Поговорим о благовесте. Благовест — это мерные удары в один большой колокол. Благовестом верующие созываются в храм Божий к богослужению — звоном возвещается благая, добрая весть о начале службы, потому и «благовест».

Совершается благовест так: сначала производятся три редких, медленных, протяжных удара (пока не прекратится звук колокола), а затем уже следуют мерные удары.

В 110 номере «Троицкого слова», материалы которого мы пересказываем, содержится публикация «Благовест». Тут и красивый текст, и житейские истории — читать интересно, хоть с момента издания и прошло 105 лет.

«Далеко-далеко по лицу земли русской, и в многолюдных городах, и в малых селениях раздаётся повсюду церковный благовест. Ранним утром, когда всё пробуждается к повседневным делам, призывный гул колокола приглашает православных в храм воздать благодарение Богу, показавшему им свет (до революции утреня служилась не вечером, как сейчас, а именно утром, примерно в 5 часов — прим. ред.).

Около полудня Церковь благовестом к обедне зовёт нас помолиться о добром и полезном для душ наших, обратиться к Богу в своих нуждах и заботах, у Него искать себе подкрепления и сил.

Вечером, когда приближается время отдыха телесного, Церковь приглашает нас, хоть на время, позабыть всю суету земную, и дать отдохнуть также и душе, измученной и усталой ото всех житейских забот и треволнений.

Православный русский человек, заслышав благовест, если дома находится, то с молитвой на устах из рук работу опустит; если он в пути или в поле — снимет шапку и перекрестится. Окажется ли он на безлюдной дороге или в тёмном лесу, где шумят от ветра лишь кроны деревьев, и донесётся до него отдалённый гул колокола — он обнажит голову, осенит себя крестом и сердцем встрепенётся, словно голос чей любимый, такой родной и близкий голос послышался ему.

Поистине благую весть несёт этот звук колокола — весть о воплощении Спасителя, о Его страдании, смерти и Воскресении. Есть у нас, к Кому обращаться в житейских нуждах, к Кому прибегать в земных наших горестях, заботах и огорчениях. И вот о чём гудит нам колокол: если тебе грустно, православный христианин, если тяжело приходится — не отчаивайся, не унывай, иди скорей в церковь на зов благовеста, помолись от всей души с упованием на любовь Божью, и Господь тебе поможет, утешит тебя и вразумит.

Раз в зимнюю ночь, под воскресенье, подошла к проруби на Волге едва прикрытая лохмотьями, обутая на босу ногу, молодая крестьянка с грудным ребёнком на руках. Пьяный распутный муж пропил всё в доме, последнюю одежонку с себя и жены. Теперь уже не в первый раз избил он её и выгнал вон из дому на мороз. Терпение несчастной истощилось, сердечная решилась утонуть вместе с дитятей. Вот она у проруби: целует ребёнка, крестит его, последний раз молится на церковь; помолившись, снимает с себя крест и кладёт близ проруби на снегу… Господи! Спаси несчастную! Ангел Хранитель, удержи её!..

И сердце радуется, когда слышишь звон церковный…

В эту минуту раздаётся благовест к заутрене, звучно дрожит в воздухе первый удар колокола… Вздрагивает молодая, точно испуганная голубка; оглядывается на церковь и, зарыдав, потом перекрестившись и быстро подняв крест, лежавший на снегу, надевает его на себя и бегом бежит с ребёнком к церкви... Здесь, в церковной сторожке, её отогрели и прожила она в сторожке целую неделю.

Между тем, проснувшийся муж напрасно ищет свою семью у соседей. На вопросы о жене и ребёнке все ему отвечают: «Загубил ты, разбойник, испортил жизнь хорошей жене. Где ей быть? Наложила, видно, на себя руки». Проснулась совесть в мужике: он зарыдал, покаялся в своём тиранстве, клялся, дал зарок оставить худую жизнь, только бы Господь сохранил ему жену и ребёнка.

И действительно, все соседи удивлялись, как после этого случая быстро изменился мужик: совсем другим человеком стал. Начал он жить с женой в любви и согласии, сделался трезвым, работящим. Сын у них вырос, стал хорошим человеком и теперь первый в приходе крестьянин: набожный, трудолюбивый, зажиточный.

Вот какова благодатная сила благовеста: не раз уже проникала она глубоко в душу, наводила человека на память о Боге и отклоняла от худого дела».

Продолжение следует

 

Вернуться к списку

Последние добавления