Публикации

И сердце радуется, когда слышишь звон церковный…

  Количество просмотров

Мы завершаем публикацию рассказа «Благовест» из дореволюционного журнала. К сожалению, в нашем распоряжении имеется лишь неполный номер «Троицкого слова» от 4 марта 1912 года – не хватает последних страниц, и нет возможности заглянуть в содержание и узнать автора этого любопытного православного материала. Что ж – пусть имя автора скромно останется неизвестным.

«Вот ещё случай. Приехал в одно большое село на Волге богатый купец из города. Приехал он Великим постом, под Вербное воскресенье, вечером.

Нужно ему было по делам переправиться через Волгу. А Волга только что тронулась и пошла, переехать на ту сторону было никак нельзя. Купец решил переночевать на постоялом дворе, который за селом один бобылём стоял. Двор держал тамошний крестьянин. Купец ехал по торговым делам и вёз с собой большие деньги. Поместил проезжего хозяин в отдельной комнате, а сам ночевал со своей семьёй через сени в другой избе.

Постоялец разговорился с хозяином, рассказал ему, куда, как и зачем едет. Заметил мужик у купца много денег, соблазнился на них и задумал убить проезжего.

Благовест. Рассказ из дореволюционного журнала

Наступила ночь. Купец с дороги крепко уснул. В деревне какие запоры – всё настежь. Да и купцу и в голову не приходило чего-то плохого опасаться… Мужик берёт топор и тихонько крадётся к спящему. Вот он ощупал постель… Вдруг послышался благовест к заутрени. Мужик вздрогнул. Топор выпал у него из рук и грохнулся на пол.

Купец проснулся, зажёг свечку. Перед ним ни жив, ни мёртв стоит хозяин, а на полу топор. Остолбенел мужик, и убежать-то не смог. «Прости, Христа ради, — сказал, встав на колени перед купцом, и горько заплакал. — Винюсь. Согрешил, окаянный, задумал тебя убить и завладеть твоими деньгами. Кабы не удар святого колокола, словно гром, грянул на мою грешную голову, кабы он меня не остановил, не образумил – я бы сделал худое дело и твою бы, и свою душу загубил. Прости, прости», — рыдал мужик.

«Бог простит, — отвечал ему купец, перекрестившись. — Тебя мои деньги соблазнили: я отдам тебе их все, что есть со мною. Вот тебе бумажник – мне жизнь дороже». И купец подал ему бумажник с деньгами… Мужик только молил о прощении и плакал, а денег ни за что брать не хотел. Тогда купец решил, так как благовест спас ему жизнь, пожертвовать эти деньги на новый колокол.

«Приход ваш большой, — сказал купец, — раскинулся далеко: в будни, может быть, до иных деревень и не достигает гул Господня благовеста. А потому я новый колокол закажу в Москве позвонче, пудов двести, и пусть он будет повседневным. Пошлю его сюда от неизвестного с письмом на священника, а в письме я ничего не скажу, только завещаю, чтобы благовестили по будням. Пусть раздаётся благовест его во все дни. Ведь благовест – голос Божий: заслышав его в далёкой деревне, не одна христианская душа перекрестится, вспомнит о Боге и, может быть, удержится от злого дела».

Так и поступил купец. Прислал он колокол, а на нём вылита надпись: «Пожертвован в благодарность Господу Богу за спасение погибавшего».

И много бывало таких случаев, когда звон колокола или будил спящую совесть преступника, готового совершить злодейство, или напоминал душе, близкой к отчаянию, о милосердии Божьем, или спасал от смерти заблудившегося в снежную метель. Да и сердце радуется, когда услышишь звон церковный! А как было бы сиротливо на душе в великие праздники, особенно на Пасху, если бы наши колокольни безмолвствовали, если бы они не возвещали громким голосом славу Божью?..

Да, православный христианин, всякий раз, как услышишь ты звук колокола, осени себя крестным знамением и вспомни про храм Божий и про Спасителя твоего Господа нашего Иисуса Христа, и это воспоминание тебя от всякого зла отведёт и на путь спасения направит».

Две истории, пересказанные в этой публикации 105-летней давности, безусловно, правдивы, но всё же очень похожи на этакие легенды, когда-то и с кем-то случившиеся, но успевшие обрасти новыми подробностями и уточнениями. Впрочем, на всякий случай, мы порылись в Интернете и… нашли! Тоже версию а ля «былина для пересказа долгими вечерами у печки», но при этом с указанием места.

А. Радонежский в хрестоматии «Солнышко» почти слово в слово приводит эти случаи (видимо, оттуда их и взял автор статьи), и поясняет, что село на берегу Волги – это некое Коприно (Рыбинский район Ярославской области), и именно на колокольню тамошнего храма пожертвовал благовест купец.

К сожалению, узнать, есть ли и вправду на колоколе надпись «…за спасение погибавшего», мы не сможем. Уроки столетия были жестоки и для колоколов. Необычайно большой и красивый храм в Коприно (посмотрите на фотографию) был разрушен в 30-тых. Осенью 1935 сняли колокола, а самый большой сбросили на специально привезённые камни – чтоб разбился. Но не тут-то было, колокол лишь дал трещину, и его пришлось уничтожать вручную. А колокольню взорвали. Всё, что осталось в архангельском Коприно от Крестовоздвиженского храма 1787 года, вы можете увидеть на картинке. Но… И эти стены в конце 2015 года – как заявляет общественность, снесли экскаватором, поскольку руины церкви не считались объектом культурного наследия...

Вот такой конец истории храма.

Источник

Вернуться к списку

Последние добавления