Публикации

Дата публикации   Количество просмотров

Троице-Сергиев монастырь на территории Казанского кремля был упразднен еще в конце XVIII века. Он располагался севернее Спасо-Преображенского, в самом центре кремля — как раз на том месте, где сейчас возведена мечеть Кул-Шариф. При ее строительстве в наше время было найдено много костей с маленького, но древнего монастырского кладбища. Все останки собрали и перезахоронили на Зилантовой горе в 2004 году.

Троице-Сергиева обитель всегда была маленькой и бедной и считалась приписной к Троице-Сергиевой лавре? Одноименная и тоже приписная к лавре обитель с 1551 года находилась и в Свияжске. Это говорит о том, какую огромную роль сыграла в христианизации края лавра прпеподобного Сергия Радонежского.

Возможно, для основания монастыря было выбрано приблизительное место чудесного явления преподобного Сергия Радонежского жителям Казани накануне ее взятия в 1552 году. Святой символически «подметал» улицу, по которой позже в город въехал молодой царь Иван IV. Об этом свидетельствует «История Казанского царства» («Казанский летописец») и многие устные легенды. Знаменательно, что такое же явление святого Сергия местным жителям предшествовало и основанию Свияжска в 1551 году. Еще одна связь грозных событий 1552 года с именем почившего ровно за 160 лет до них великого святого — то, что одна из трех полотняных передвижных церквей в русской армии, осаждавшей Казань, называлась Сергиевской. Вся утварь в ней была — из Троице-Сергиевой лавры. Утварь в обители, о которой идет речь — тоже была из Лавры.

Исторически монастырь примечателен тем, что в нем пожелал быть захороненным третий архиепископ Казанский (после святителей Гурия и Германа) Тихон. Он скончался в 1576 году, и 124 года его могила находилась здесь. В 1700 году захоронение было перенесено в Благовещенский кафедральный собор, где покоились другие казанские архиереи. Видимо, примерно с того времени Троице-Сергиев монастырь и начинает приходить в упадок.

В 1764 году сотни монастырей России — в первую очередь, как раз приписные, — были упразднены. Решение правительства Екатерины II еще не означало окончательную гибель упраздненных обителей в этом же году. Пока тянулась бюрократическая волокита, во многих из них еще теплилась жизнь — а некоторые (например, Свияжский Макарьевский) вообще, с Божьей помощью, «устояли на ногах», и, к радости паломников, существуют и поныне, хотя со времен той реформы прошло почти 2,5 века...

Но это не относится к Троице-Сергиеву Казанскому монастырю. Его упразднение оказалось окончательным. Два храма его (Троицкий и Сергиевский) стояли в кремле еще четверть века после реформы — пока наконец в 1787 году не были полностью разобраны.

Обитель «Пресвятые Троицы и Сергия Чудотворца» прекратила свое существование.

 

Вернуться к списку

Последние добавления