Публикации

Дата публикации   Количество просмотров

Рассказ советника мэра Казани по вопросам культуры и религии Дмитрия Хафизова о Казани 1917 года

Февральская революция, случившаяся в 1917-м, являлась обычным переворотом. Говорили, что он был относительно бескровным, но на самом деле тогда произошло достаточно много трагедий. В Казани же действительно обошлось без крови — город в то время был островком спокойствия. Революционных кружков в Казани уже не существовало, жандармы работали хорошо, и, кроме того, после революции городом управлял военный, который сумел навести порядок. До него в марте это пытался сделать командующий войсками Казанского военного округа, за что был избит и унижен солдатами, а впоследствии арестован.

Церковь нормально отнеслась к Февральской революции, потому что здания новыми властями не изымались, как, например, после Октябрьского переворота. Многие священники поддержали новую власть, поэтому обошлось без катаклизмов. Что касается Крестовоздвиженского храма Казанского Богородицкого монастыря, то он в феврале 1917 года Церкви уже не принадлежал — ей принадлежал только собор Казанской иконы Божией Матери. Как известно из достоверных источников, в Крестовоздвиженском храме тогда располагался госпиталь, где лечились солдаты, получившие ранения на полях Первой мировой войны.

Нужно отметить, что здание перешло в руки правительства в 1916 году. Дело в том, что Казань в то время заполонили беженцы из других губерний, бежавшие от войны, а также раненые. Все больницы города, в том числе и госпиталь на 200 мест, были переполнены, поэтому раненые располагались даже в учебных заведениях. Не избежала этой участи и больница, находившаяся в Крестовоздвиженской церкви Казанской обители.

«Мы часть великой страны, город, живущий под покровом Божией Матери...»

С этими ранеными связана история одной из чудотворных казанских икон, которой гордится наш город — списка, находящегося в храме Ярославских чудотворцев на Арском кладбище. Это так называемая Арско-погостская икона. Многие верующие приходят на кладбище, чтобы поклониться ей. Они молитвеннно обращаются к Божией Матери и получают помощь. Прославление этого образа связано в первую очередь с Первой мировой войной. Эту икону монахини и священнослужители возили по госпиталям, и многие раненые, помолившись перед ней, получали исцеление. Именно исцелившиеся люди прославили образ.

История иконы тесно связана с Богородицким монастырем. Существует легенда, что это та самая икона, которую украли из монастыря в 1904 году. Об этом говорили еще в 50-е и 60-е годы. К сожалению, это не соответствует действительности. Этот образ действительно из Казанского Богородицкого монастыря, но это не та икона, которую нашла девочка Матрона. Это так называемый выносной список, использовавшийся вместо чудотворной иконы во время крестных ходов, которых было великое множество. В некоторые годы проходило от тридцати до шестидесяти крестных ходов. Помимо этого, икону доставляли больным людям. Чудотворный же образ выносился только по великим праздникам, но выносной список, использовавшийся вместо него, через непродолжительное время сам прославился чудотворениями. Больные люди, читавшие перед ним молитвы, выздоравливали. После того, как святотатцы в 1904 году похитили икону из монастыря, ее место занял выносной список, который утешал верующих и помогал им.

Собор Казанской иконы Божией Матери. Казанско-Богородицкий монастырь

Судьба Арско-погостской иконы и ее спасение от большевиков связаны с восстанавливающимся ныне Казанским собором. В 30-е годы прошлого столетия образ хранился в этом храме — в алтаре. Когда большевики решили взорвать собор, верующие успели выхватить икону из оклада вместе с киотом, и, спрятав, вынесли из здания. Икону спасли, перенеся в храм на Арском кладбище — именно там она сегодня и хранится. В советское время образ утешал и исцелял верующих.

Но вернемся к Февральской революции. Почему я назвал ее бескровной? Потому что казанцы даже не заметили этой революции. Когда в Петрограде и Москве шла резня, в Казани, по меткому замечанию одного из журналистов, «самым большим происшествием была бешеная собака». Никто не знал о революции, хотя пришли секретные телеграммы, в которых описывались происходящие события. До Казани эти события докатились только в марте.

После того, как в феврале произошла революция, военные, духовенство и светская власть, перешли на сторону нового правительства, согласившись с отречением императора от престола. Однако некоторые жители губернии отказались поминать в молитвах Думу и новое правительство, за что были наказаны. Тем не менее обошлось без особых эксцессов, поскольку февральская Казань — спокойный город, не слышавший о революции.

Светские власти Казани в феврале повели себя очень двусмысленно. Губернатор Казани и Казанской губернии Боярский тут же отправился в Петербург, но по дороге задержался в Москве, попросив московского губернатора отправить телеграмму о кровавых столкновениях в Петербурге. Поначалу он негативно отнесся к перевороту, но, вернувшись в Казань, сразу признал новую власть, выразив поддержку князю Львову, а вскоре сбежал вместе со своей семьей.

Остальные, конечно, тоже признали новое правительство, хотя многие позже были репрессированы. Даже военные поддержали новые власти, что странно, хотя в первые дни командование военного гарнизона вывело войска на улицы, чтобы пресечь возможный бунт.

Архиепископ Казанский и Свияжский Иаков (Пятницкий)

Светские власти повели себя очень некрасиво, а духовные, наоборот, заняли разумную позицию. Они не стали призывать к бунту, а призвали сохранять спокойствие. Если мы ознакомимся с воззванием, которое озвучил после Февральской революции архиепископ Казанский и Свияжский Иаков (Пятницкий), то мы увидим, что он не призывал поддерживать новую власть. Он высказался очень осторожно, потому что надеялся, как и все, что вернется прежняя власть и помазанник Божий — император.

За свою принципиальную позицию Русская Православная Церковь после событий октября 1917 года подверглась репрессиям со стороны богоборческой власти. Но об этом — в следующий раз.

Вернуться к списку

Последние добавления