Публикации

Дата публикации   Количество просмотров

14 марта в России отмечается День православной книги, установленный решением Священного Синода Русской Православной Церкви в 2009 году.

На протяжении более тысячи лет история становления нашего государства была неразрывно связана со Святой Церковью. Невозможно теперь представить чистое поле без возвышающихся куполов над рекой и колокольного звона, растворяющегося в утреннем рассвете. Вся история, право, закон, искусство, литература, вся земля проникнута чистыми ручьями Православия, и именно эта вера, что бы сейчас не говорили, оказала основное влияние на развитие и просвещение государства.

Россия не была бы такой, какой ее сейчас знает весь мир, и без одного из своих главных богатств — литературы. Мы по праву носим такое ответственное и высокое звание — потомков Пушкина, Лермонтова, Достоевского, Чехова, которые по емкому выражению одного американца «пропитаны Православием». Мы говорим на одном с ними языке, крестимся одинаковым троеперстием и верим в одного Бога, и эта мысль заставляет задуматься о многом. Люди, живущие в другую эпоху, создали книжных героев, которые решают те же проблемы, страдают и любят так же, как и житель XXI века, оттого они не могут оставить равнодушными.

Когда человек приходит в Церковь, он слышит такие понятия как «православная музыка», «православное кино», «православная выставка», «православная книга». Культура может соединяться с религией, в результате чего рождается произведение искусства — великое, гениальное, чарующее, которое перевернет души и сердца многих людей во всем мире. Говорить об этом можно бесконечно долго, но сегодня хочется сказать о книге.

Акция «Подари книгу» прошла в Никольском кафедральном соборе Казани

Что такое «православная книга»? И чем она отличается от неправославной? Каким критерием она должна обладать, чтобы мы уверенно сказали: это произведение — православное, а это — нет? Совсем не обязательно, чтобы героями книг были священники и монахи, а действие обязательно бы происходило в монастыре или храме. Если главный герой книги среднестатистический человек, который ест, спит, работает, живет, решает какие-то свои насущные проблемы, ищет смысл жизни и находит его — это произведение нельзя отнести к неправославному. Поиск Бога и обретение Его — это то, чему нас учит Православие, которое является единственной истинной верой, приводящей к Самому Христу, а значит, понятие православной литературы намного обширнее и глубже. На страницах не должен явно присутствовать Господь, могут даже не цитироваться Евангелие и Послания святых апостолов, но присутствие Кого-то Святого, Доброго, Прекрасного, Совершенного будет все равно ощущаться, а через такую книгу человек впервые задумается о Вечном.

Вся обширная сокровищница русской классической литературы только подтверждает эту мысль. Все произведения, вошедшие в золотое наследие, несут в себе весть о Боге и Воскресении: кто-то из писателей свято верит в эту истину, кто-то сомневается, борется с сомнениями и предлагает читателю пройти с ним путь от неверия к обретению веры, некоторые могут откровенно называть себя неверующим, но учить простым добродетелям. Если, например, Лев Толстой в конце жизни отступил от Святой Церкви и насмехался над ее Таинствами, то ранние его произведения проникнуты верой, искренностью и легкостью. Невежеством было бы считать, что чтение всей классической литературы (в частности, русской, ибо у многих европейских писателей иной менталитет и смысл жизни) — грех и лишняя трата времени.

Благодатный источник утешения

Благодатный источник утешения

В китайском языке иероглиф «интересный» имеет дословный перевод как «имеющий смысл». Древний мудрый Восток вновь приоткрыл современному человеку завесу тайн бытия: книга должна быть интересной, именно в этом глубинном смысле — она должна иметь смысл, доносить его до читателя, может быть, переворачивать душу и менять мировоззрение, заставлять мыслить выше земного существования.

Так что же такое православная книга? И зачем нужна художественная литература, если главное сокровище мы уже получили — Евангелие и Послания апостолов? Что нового может сказать человек в XXI веке, что не знали, например, двести лет назад? Серьезная книга, изначально глубокая по содержанию и смыслу, не может не нести в себе уроки, полезные для души. Многие писатели выросли на Евангелии и впитали в себя эти чистые и истинные слова сердцем, поэтому и многие их произведения глубоко духовны.

Две тысячи лет назад в Евангелии было сказано, казалось бы, все и представлены ответы на все вопросы: о жизни и смерти, справедливости и воздаянии, добродетелях и пороках, но часто человека еще нужно привести к чтению и пониманию этой Великой Тайны пришествия Сына Божьего. Православная литература может ненавязчиво подвести человека к главному литературному знакомству в своей жизни — Евангелию, и тогда начнется великое восхождение в Вечное и обретение смысла.

Вернуться к списку

Последние добавления