Публикации

Проповедь митрополита Феофана в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы в Благовещенском соборе Казанского кремля

Дата публикации  Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
митрополит Феофан
Проповедь митрополита Феофана в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы в Благовещенском соборе Казанского кремля

7 апреля 2017 года, в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, митрополит Казанский и Татарстанский Феофан совершил вечерню и Божественную литургию святителя Иоанна Златоуста в Благовещенском соборе Казанского кремля. После чтения Евангелия митрополит Феофан обратился к молившимся со словом проповеди.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Днесь спасения нашего главизна, и еже от века таинства явление (тропарь праздника).

Что за праздник сегодня мы празднуем, дорогие братья и сестры? На заре земного бытия Адам и Ева согрешили и были изгнаны из рая. Но тогда же было обещано Богом, что от жены произойдёт семя, которое сотрёт главу змия.

Шли века, тысячелетия, копилось зло, возрастала степень отступления от Бога народа избранного. И за это следовали многие беды — плены египетский и вавилонский, потоп... Человечество истомилось в ожидании мессии. Накануне пришествия Христова, с одной стороны, нередко отчаяние и уныние были в сердцах тех, кто ещё сохранял веру, а с другой — наблюдался разврат и погруженность в земные заботы. И вдруг исполнилось то, что было обещано на заре бытия.

Благочестивая девица Мария жила в доме Своего мнимого мужа, сохранявшего Её чистоту, старца Иосифа. Наступил Её обычный трудовой день, было необходимо пойти за водой к колодцу, куда обычно ходили жители небольшого городка Назарета. И вдруг произошло нечто неожиданное — перед Ней оказался посланник неба, который сказал: «Радуйся, Благодатная Дева. Ты зачнёшь Сына и родишь».

В праздник Благовещения митрополит Феофан совершил Литургию в Благовещенском соборе Казанского кремля

Что за непонятные слова? Она чувствует Себя обычным человеком, Она не знает мужа, но знает, что рождение происходит естественным образом. А здесь звучит нечто необычное. Вначале было некое смущение в сердце отроковицы и Она как бы вступает в прения с посланником неба, архистратигом Небесных Сил бесплотных Гавриилом. Юная отроковица дерзостно задает ему вопрос: «О чём ты говоришь? Как это может быть, ведь Я не знаю мужа». И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус (Лк. 1:30, 31).

Кто может сказать, какая Божественная сила открыла сердце юной Марии? Она могла сказать только одно: се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему (Лк. 1:38). И после отшествия ангела, по Преданию, в руке у Неё осталась масличная ветвь — знак того, что это было не просто видение, а реальное повеление Божие через своего посланника…

Задают вопрос: как могла зачать Дева, не имевшая никаких отношений с мужем? Как могла Она зачать и родить? Много нареканий, много рассуждений на эту тему. На это «как» никто и никогда не ответит логически. Это великая тайна Божия, которая приоткрывается только через веру и через внутреннюю чистоту. Иного, логического открытия здесь нет и не может быть, ибо Бог побеждает естества усталые, ибо не кто иной, как Господь, Всесильный Творец, создавший человека, создал и эти законы деторождения. Именно поэтому в Его силах совершить то, что произошло с Девой Марией.

Что произошло на Благовещение? Небо соединилось с землей. С Божественных высот через воплощение от Девы Марии и от Духа Святого небеса преклонились и Сам всесильный Господь в Лике Господа Иисуса Христа сошёл на грешную землю. Он принимает наше тело от Пречистой Девы Марии для того, чтобы очистить нас Своей Божественной силой от греха, от порока, от смерти. Именно этим телом Он взойдёт на крест, будет страдать, будет умерщвлен, погребен и воскреснет. Это будет иное, обоженное тело, но именно то, которое Он воспринял от Девы Марии. Когда апостолы после воскресения не поверили, что это Христос, думая, что видят призрак, Он сказал Фоме: подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим (Ин. 20:27). А на берегу Галилейского моря Господь будет кушать с апостолами, тем самым уверяя их в истинности Своего явления во плоти.

Вот какой праздник мы сегодня с вами празднуем. Неслучайно Церковь поет: «Днесь спасения нашего главизна», — то есть сегодня начало нашего спасения. Сын Божий нисходит на землю воплотиться от Девы Марии, об этом будет благовествовать архангел Гавриил. И нас Церковь призывает воскликнуть сегодня вместе с Гавриилом и всеми Небесными Силами: «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою!»

О чём мы с вами должны подумать в этот великий святой праздник, так почитаемый в Православной Церкви, особенно же у нас, на Руси? Сегодня мы стоим в древнем величественном храме, через порог которого переступали сотни тысяч верующих людей, где совершали Божественную службу великие святители и угодники земли Казанской. И наши мысли должны быть о том, чтобы стать достойными сынами и дочерьми Матери Божией. Нужно понять в дни волнений сегодняшних, когда о чём только мы ни слышим — о войнах, падениях самолетов, взрывах, бесчестии и безнравственности — что есть одно только спасение, одна надежда — жить так, как завещал родившийся от Девы Марии Господь наш Иисус Христос. Тогда мы обрящем мир, тишину и спокойствие в душах наших.

Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою! К Тебе мы прибегаем, Пречистая Мария: сохрани Землю Русскую, нашу Казанскую землю, наш народ, дабы мы вечно славили имя Сына Твоего и Бога нашего, и встретили радостно Его Воскресение. Аминь.

Теги:
Благовещение Пресвятой Богородицы
Благовещенский собор
митрополит Феофан
проповеди

Православие в Татарстане

Все публикации