Публикации

Жизнь и служение митрополита Казанского и Татарстанского Феофана

Дата публикации  Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Пресс-служба Казанской епархии
Жизнь и служение митрополита Казанского и Татарстанского Феофана

К 70-летию со дня рождения митрополита Казанского и Татарстанского Феофана 

Детство

Будущий архипастырь родился 21 мая 1947 года в городе Дмитриеве Курской области в многодетной рабочей семье Андрея Егоровича и Александры Ермолаевны Ашурковых. Родители назвали новорожденного Иваном. Помимо него в семье было еще пятеро детей.

Родители Вани Ашуркова — глубоко верующие люди. По воспоминаниям владыки, его отец-железнодорожник за свое твёрдое исповедание Христа неоднократно подвергался наказаниям от богоборческой власти. В частности, в 1937 году за отказ работать в праздник Светлого Христова Воскресения был едва не расстрелян по обвинению в «саботаже».

В годы войны отец семейства ушел на фронт, был ранен в грудь, дошел до Берлина. Шестеро его братьев погибли на полях сражений. Два родных дяди владыки — Герои Советского Союза. Кстати, они не единственные из Ашурковых, кто посвятил свою жизнь воинскому служению: один из предков архиерея по отцовской линии — полный Георгиевский кавалер.

Мама большого семейства Ашурковых Александра Ермолаевна прекрасно играла на фортепьяно, обладала очень грамотной речью, к ней всегда тянулись люди.

Значение многодетной и любящей семьи, в которой закладываются основы, определяющие всю последующую жизнь, сложно переоценить в биографии архипастыря. До настоящего времени владыка Феофан часто упоминает об огромном влиянии на его жизнь примера родителей, а отдыхать в свои немногочисленные свободные дни старается в родной курской деревне.

По окончании средней школы Иван Андреевич служил в рядах Советской армии, в роте обеспечения Ульяновского высшего военного инженерного училища связи (военного института) имени Г.К. Орджоникидзе. Символично, что присягу на верность воинскому долгу более 50-ти лет тому назад рядовой Ашурков принимал в Казанском кремле в столице Татарстана.

Учеба в Московских духовных школах

После армии Иван Ашурков принял решение связать свою жизнь с Церковью. Шаг этот был весьма «непопулярный» в те годы — не так давно Первый секретарь ЦК КПСС Н.С. Хрущев развернул активную борьбу с Церковью и религиозностью; десятками закрывались немногочисленные оставшиеся храмы, священнослужителей подвергали преследованиям, верующим запрещали посещать церковь. Однако это не остановило будущего архипастыря в твердом следовании сделанному однажды выбору.

Большое значение для Ивана Ашуркова сыграла встреча с епископом Смоленским и Вяземским Гедеоном (Докукиным), помощником которого он был в 1969-1970 гг. Забегая вперед, скажем, что в 2003 году епископ Феофан сменил почившего митрополита Гедеона на Ставропольской кафедре.

70-е годы были посвящены получению духовного образования — после окончания в 1972 году Московской духовной семинарии владыка Феофан поступил в Московскую духовную академию.

Через год обучения в академии, которая до настоящего времени располагается в стенах Троице-Сергиевой лавры, он был принят послушником Лавры. В декабре 1973 года, в день памяти святителя Николая Чудотворца, наместник Лавры архимандрит Иероним (Зиновьев) постриг послушника в монахи, дав ему имя Феофан — в честь преподобного Феофана исповедника. Следует отметить, что в 1982-1984 гг. он находился в числе братии Троице-Сергиевой лавры.

В 1976 году отец Феофан, к тому времени уже принявший священнический сан, окончил Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия. Успешно защитив кандидатскую работу «Догматическое учение Василия Великого», он был зачислен в аспирантуру при МДА.

Служение за рубежом

В 1977-2000 гг., до своей епископской хиротонии, отец Феофан нёс различные послушания в странах Ближнего Востока, а также в Центральной и Южной Америке.

В 1977 году он был направлен в Русскую духовную миссию в Иерусалиме, где исполнял возложенные на него обязанности до 1982 года. В 1989-1993 гг. был экзархом Патриарха Московского при Патриархе Александрийском и всей Африки, а с 28 декабря 1999 г. до 8 октября 2000 г. — представителем Патриарха Московского при Патриархе Антиохийском и всего Востока. За эти годы отец Феофан посетил большинство стран Ближнего Востока. Пребывание на Святой Земле, по которой в годы Своей земной жизни ходил Спаситель, оставило неизгладимый отпечаток на всей жизни архипастыря.

Помимо Иерусалима, труды отца Феофана были связаны с Латинской Америкой — в 1984-1987 гг. он исполнял послушание секретаря экзархата Центральной и Южной Америки. Среди стран, которые он посетил в этот период, — Аргентина, Бразилия, Венесуэла, Мексика, Парагвай, Уругвай, Чили. Особое внимание Русская Церковь в этом регионе уделяла духовной помощи потомкам русских эмигрантов, и будущий архипастырь был среди тех, кто занимался этой деятельностью.

Зарубежной деятельностью Русской Православной Церкви заведует Отдел внешних церковных сношений Московского Патриархата. В 1987-1999 гг. отец Феофан исполнял послушания в этой церковной структуре. На этот период жизни приходится тесное сотрудничество с главой Отдела митрополитом Смоленским и Вяземским Кириллом, будущим Патриархом Московским и всея Руси. В 1993-1999 гг. отец Феофан занимал должность заместителя владыки митрополита, взаимодействуя от имени Церкви с руководством Российской Федерации — Правительством и МИД страны. В дни вооруженного противостояния сентября-октября 1993 года отец Феофан был среди организаторов переговоров между действующим Президентом России и членами Верховного Совета.

Епископское служение

В октябре 2000 года отец Феофан был назначен на Магаданскую кафедру. 26 ноября за Литургией в Богоявленском кафедральном соборе Москвы, которую совершил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, состоялось возведение архимандрита Феофана в епископский сан.

После прибытия на север епископ Феофан активно принялся устраивать церковную жизнь в регионе. За время своего епископского служения на Колыме епископ Феофан открыл многие приходы, его усилиями в Магадане был заложен и практически достроен Свято-Троицкий кафедральный собор.

Особым периодом епископского служения владыки Феофана стало пребывание на Северном Кавказе. В мае 2003 года епископ Феофан был назначен на Ставропольскую и Владикавказскую кафедру, сменив на этом месте почившего митрополита Гедеона (Докукина).

За последующие восемь лет архиерей стал подлинным духовным лидером региона, «православным муфтием всего Кавказа», как называли местные мусульмане владыку Феофана. Об этом периоде жизни архиерея можно говорить много. Тяжким грузом на его плечи легли человеческие трагедии в результате террористических атак в Беслане, Пятигорске, Минеральных Водах, Нальчике. Для архипастыря очень важным было не только оказать поддержку пострадавшим, но и успокоить людей, помочь увидеть грань между террористами и мирными носителями иной веры.

Трудясь над ликвидацией последствий страшных Бесланских событий, непосредственным участником которых стал епископ Феофан, он организовал строительство и всячески поддерживал деятельность Центра реабилитации для пострадавших детей на базе Аланского Богоявленского женского монастыря, расположенного в Алагирском ущелье Северной Осетии.

Важное место в деятельности архипастыря вплоть до настоящего времени занимает храмостроительство. За время нахождения на Ставропольско-Владикавказской кафедре им было возведено более 100 храмов, в том числе, начато строительство кафедральных соборов — Казанского в Ставрополе, Марие-Магдалининского в Нальчике, Спасского в Пятигорске и Георгиевского во Владикавказе. В настоящее время эти соборы, ставшие украшением местных городов, освящены, в них молятся тысячи людей.

После грузинской агрессии в августе 2008 года в Республике Южная Осетия Церковью была организована помощь пострадавшим. По благословению епископа Феофана гуманитарные грузы для югоосетин собирали на приходах всей обширной Ставропольской епархии.

Важной вехой архипастырской деятельности Его Преосвященства стало строительство Свято-Георгиевского монастыря на Кавказских Минеральных Водах и открытие Владикавказского духовного училища.

Труды архиерея были отмечены церковным Священноначалием — 25 февраля 2008 года владыка Феофан был возведен в сан архиепископа.

Усилиями владыки Феофана в бытность на Ставропольско-Владикавказской кафедре была выстроена эффективная система взаимодействия Церкви с местными государственными структурами. До настоящего времени сохраняются тесные контакты митрополита с Северным Кавказом — архипастырь посещает местные епархии, общается как с бывшими, так и действующими религиозными и политическими лидерами региона — руководством СКФО, кавказских республик, Ставропольского края, православными архиереями и мусульманским духовенством.

В марте 2011 года владыка Феофан расстался с Кавказом, возглавив Челябинскую епархию. 26 июля 2012 года он стал главой новообразованной Челябинской митрополии, а 1 августа того же года — возведен в сан митрополита.

В «уральский» период служения владыка Феофан заложил в Челябинске кафедральный собор Рождества Христова, должный по завершению стать подлинным духовным центром Урала, а также завершил строительство Покровского храма в городе атомщиков Озерске. Митрополит совершил закладку и много потрудился для строительства первого православного храма в ядерном центре России городе Снежинске в честь иконы Божией Матери «Державная».

30 мая 2014 года владыка Феофан был переведен в Симбирск. За год с небольшим глава Симбирской митрополии завершил строительство Вознесенского кафедрального собора. Действительно историческим событием стало организованное митрополитом Феофаном первое за всю историю Симбирска посещение города Предстоятелем Русской Православной Церкви Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом.

13 июля 2015 года владыка Феофан был переведен в Татарстан, где продолжает своё служение до настоящего времени. За неполные два года пребывания Его Высокопреосвященства в республике начато воссоздание собора Казанской иконы Божией Матери, Казанской духовной академии, организовано посещение Татарстана Святейшим Патриархом Кириллом. Развивается диалог с представителями иных религий, в первую очередь, мусульманами. Встречи с руководством Приволжского федерального округа и Республики Татарстан носят регулярный и конструктивный характер. По результатам этого диалога Церкви возвращен Николо-Гостинодворский храм, настоятелем которого был священник Ермолай — будущий Патриарх Московский и всея Руси Гермоген. В Татарстанской митрополии активизировались социальное служение, образовательная и миссионерская деятельность, работа с молодежью, военнослужащими и заключенными.

Многогранная общественная деятельность архипастыря, его плодотворные усилия по духовно-нравственному возрождению были неоднократно отмечены высокими церковными и государственными наградами. Среди них: орден преподобного Сергия Радонежского III ст.; орден святого благоверного князя Даниила Московского II ст.; орден святителя Иннокентия Московского II ст.; орден преподобного Серафима Саровского II ст.; награды Александрийской, Антиохийской и Иерусалимской Православных Церквей;     медаль ордена «За заслуги перед Отечеством»; Орден Дружбы; орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени; ряд ведомственных наград.

Владыка митрополит также является почётным гражданином городов Ставрополь, Владикавказ и Черкесск.

Теги:
митрополит Феофан

Православие в Татарстане

Все публикации