Публикации

Дата публикации   Количество просмотров

6 февраля 2017 года Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан передало в собственность Казанской епархии здание Николо-Гостинодворской церкви. Ранее в здании храма размещался Государственный комитет Республики Татарстан по архивному делу. Гостинодворская церковь упоминается в письменных источниках уже с XVI века. Исторически храм входит в комплекс зданий Гостиного Двора (1800-1815 гг), несмотря на то, что он на три века старше последнего.

«Не ломайте, она еще пригодится»1, — произнес Никифор Осипович Чижов (1779-1841), казанский купец, городской голова в 1830-1832 годах2, когда во второй половине XIX века начали разбирать алтарную часть и колокольню Николо-Гостинодворской церкви.

К этому времени храм, создание которого датируется еще второй половиной XVI века, сильно обветшал и нужно было срочно что-то предпринимать. Сегодня, глядя на то, что осталось от храма, в котором начинал свое служение будущий священномученик Ермоген, слова казанского градоначальника снова приобретают актуальность.

Об истории этого храма в свете его возвращения Казанской епархии писалось уже немало, поэтому приведем здесь только самые основные вехи его истории. Согласно «Справочной книге для Казанской епархии» «Николо-Гостинодворская церковь построена неизвестно когда»3. Точной даты постройки нет и сегодня, но Писцовые книги Казани за 1566-1568 годы доносят до нас сведения о церкви, которая была при Гостином дворе (гостями на Руси звали купцов): «Церковь Никола Чудотворец Гостин ружная (т.е. существующая за счет руги, особого налога), позади рыбного ряду; поставление и все церковное строение попа Григория да мирское»4.

Святитель Николай издавна почитается людьми, которые занимаются торговлей, соответственно, наличие церкви в его честь при Гостином дворе вполне логично. История Гостиного двора под Кремлем также уходит глубоко в древность. Уже к концу XVI века на этой территории насчитывалось более 600 торговых лавок, а каменное строительство началось в конце XVII века5. Поэтому мы можем говорить о многовековой истории этой церкви.

В 1634 году рядом с теплым Никольским храмом был построен холодный храм Преображения Господня6. Из-за ветхости он был снесен в 1790 году7. Немного забегая вперед, скажем, что после реконструкции в нем появился придел в честь Преображения Господня — скорее всего, в память именно об этой церкви.

В истории храма было две беды — пожары и постоянная нехватка средств к существованию. Обе беды постоянно его настигали. Церковь горела почти во все крупные казанские пожары: в 1742, 1774 и 1815 годы. Вероятно, пострадала она и во время сильного пожара в 1842 году8. Вторая беда сперва стала причиной ее приписки к Петропавловском собору в 1793 году, затем ее неоднократно пытались разобрать и упразднить. Дело в том, что Николо-Гостинодворская церковь не имела своего прихода и была приписана к Гостиному двору9. Не помогало ей и то, что в ее собственности издавна имелись лавки, сдаваемые внаем. Поэтому всякий раз купцы Гостиного двора и казанское общество отстаивало свою жемчужину10.

В силу этих обстоятельств мы не можем достоверно судить о ее внешнем облике в ХVІ-ХVIII века. Сохранилось несколько изображений Николо-Гостинодворской церкви до ее перестройки, среди которых изображение Эдварда Турнерелли (1813-1896) — английского писателя, художника и путешественника. Так она выглядела в 1839 году. Известно, что в 1824 году были разобраны паперть и крыльцо, которые грозили обрушением. Но судя по его литографии, основной архитектурный облик церкви все-таки сохранился. Церковь имела квадратную форму с огромным шатром, который стоял на восьмерике. Увенчана она была небольшой чешуйчатой главкой.

Николо-Гостинодворский храм в столице Татарстана, настоятелем которого был Патриарх Гермоген, возвращён Церкви

Николо-Гостинодворская церковь города Казани

На крыше четверика в свободных наугольных пространствах располагались четыре небольшие главки. Петр Максимилианович Дульский (1879-1956), казанский искусствовед и историк архитектуры, сравнивает Николо-Гостинодворский храм до перестройки с церковью Покрова Пресвятой Богородицы в Медведкове11. По его мнению, схожесть их архитектурных форм позволяет отнести строительство казанской Гостинодворской церкви к концу XVI века12.

К середине XIX века церковь сильно обветшала (особенно это иллюстрирует литография А. Дюрана, сделанная в то же время, что и Э. Турнерелли, но с внутренней стороны Гостиного двора), службы в ней проводились лишь дважды в год. В 1825 году Городская дума уведомила Казанскую духовную консисторию, что восстановить Николо-Гостинодворскую церковь она не может. Власти предложили разобрать храм, а полученный от него строительный материал продать им13. Гостинодворский храм предлагалось восстановить уже в качестве домовой церкви внутри комплекса зданий Гостиного Двора, всю имеющуюся утварь и святыни передать кафедральному собору. Духовные власти уже дали согласие на это, но городское общество не захотело отдавать храм, в особенности почитаемые образы Спасителя и Николы Тульского. Купцы и городское общество обязались восстановить храм.

В 1854 году императором Николаем I был высочайше утвержден проект восстановления храма, но за его реализацию взялись лишь в 1861 году14. Купцы Федор Егорович Постников(1806-1881) и Евдоким Савватеевич Савватеев (ум. 1886) взялись за реставрацию храма в честь небесного покровителя их дела. В результате перестроек к увеличенной трапезной присоединены боковые приделы, а ниже по рельефу к фасаду воздвигнута шатровая колокольня с октогоном яруса звона на высоком четверике. Храм стал трехпрестольным: главный престол — во имя святителя Николая Чудотворца, правый придел — в честь Преображения Господня, левый — в честь Казанской иконы Божией Матери15. К 1870 году храм был восстановлен и освящен16. В периодике того времени это событие отмечали особенно, называли восстановленный храм «древнейшей церковью города»17. Позднее напротив западного фасада была выстроена часовня18.

Патриарх Ермоген. Рисунок Неизвестного художника. Из фондов Национального музея РТ

В Николо-Гостинодворской церкви служил священник Ермолай — будущий патриарх Ермоген. Имя его вписано в историю России золотыми буквами. Именно благодаря его бесстрашным деяниям, его бескомпромиссности Россия была спасена от Смуты.

Не минуло храм и пожарище революции 1917 года. Но похоже, что и в годы лихолетья нашелся кто-то, кто посчитал, что она может пригодиться. Церковь не была разрушена полностью, были разобраны оба шатра и часть внешнего декора. В 1924 году храм перешел в ведение областной комиссии Госфондов Наркомвнутдела ТССР, его имущество описано19. 1 августа 1925 года был подписан акт передачи ключей и имущества Николо-Гостинодворской церкви Центральному музею ТССР.

Текст акта гласит: «Я, агент областной Комиссии Госфондов Т. Р. Каспарьян А. А., сего числа произвел сдачу имущества и ключей Гостинодворской Церкви, согласно отношения Областной Комиссии Госфондов от 28.7.1925 за № 2035 представителю отдела Охраны Памятников Искусства, Старины и Природы при Акадцентре Татнаркомпроса тов. Геркен В. Г., а я, Геркен В. Г., произвел приемку имущества и ключей Гостинодворской церкви, согласно отношения Отдела Охраны от 31.7.1925 за № 209 и произвел сдачу того же имущества и ключей Гостинодворской церкви согласно отношения Отдела Охраны от 31.7.1925 за № 210 — представителю Центрального Музея ТССР. Королев Н. П. произвел прием имущества и ключей Гостинодворской церкви»20. Из имущества по данному акту числится 171 икона разных размеров, резной позолоченный иконостас, три иконы в серебряном киоте, бронзовые хоругви, запрестольные образы и другая утварь21.

Нет никакого упоминания о богослужебной утвари, облачениях и пр. Возможно, к этому времени храм уже длительное время не действовал, наиболее драгоценные сосуды и облачения уже были изъяты. На сегодняшний день можно говорить о том, что храм был закрыт не позже середины 1924 года, а не в 1929 году, как указывалось в некоторых источниках22.

Как использовался храм до Великой Отечественной войны пока узнать не удалось. В годы войны и после нее комплекс зданий гостиного двора, включая церковь святителя Николая Гостинодворского, был использован для расселения эвакуированных.

Известно, что и после войны в здании храма проживали жильцы вплоть до середины 80-х годов прошлого века.

После расселения жильцов здание использовалось разными архивными учреждениями. По свидетельству очевидцев, начиная с конца 70-х годов какая-то часть здания использовалась для размещения архива. В 1985 году общественности представили проект реконструкции исторической части города, в которую была также включена Николо-Гостинодворская церковь. В проект было заложено восстановление исторического облика зданий. В Гостинодворской церкви планировалось организовать музей городского быта23. Но этим планам не суждено было сбыться.

До начала 2017 года в здании Николо-Гостинодворской церкви располагался Государственный комитет Республики Татарстан по архивному делу. Вскоре после вступления на Казанскую кафедру митрополит Казанский и Татарстанский Феофан поставил вопрос о возвращении церкви верующим.

14 февраля 2017 года в этом деле была наконец-то поставлена точка — церковь вернули епархии. Сегодня идет работа по созданию попечительского совета. Как и полтора века назад находятся люди, которые готовы взяться за дело восстановления храма.

«Возрождение Николо-Гостинодворского храма станет знаковым событием для нашей страны»

Владыка Феофан сразу заявил, что видит этот храм всенародным. Действительно, сегодня он нам жизненно необходим. Переступая порог Успенского собора Московского Кремля, где покоятся мощи священномученика Ермогена, понимаешь, что небольшой храм в Казани, где некогда служил и духовно укреплялся будущий святитель, сыграл не меньшую роль в жизни нашего Отечества, чем этот величественный собор, а значит, его восстановление должно стать значимым событием для всей страны.

Примечания

1 Протоиерей Евфимий Малов Историческое описание церквей г. Казани. Казань, 1884. С. 43.

2 «Достойны памяти потомков» (Городские головы Казани 1767— 1917 гг.) // Сборник документов и материалов под ред. Л. В. Гороховой и Д. Р Шарафутдинова. Казань, 2002. С. 92.

3 Богословский Г. К. Справочная книга для Казанской епархии. Казань, 1900. С. 498.

4 Церковь Гостинодворская // Известия по Казанской епархии на 1875 г. Казань, 1875. С. 328.

5 Климова Л. Гостиный двор: история длиной в четыре века [Электронный ресурс] // Официальный сайт культурно-просветительской газеты «Казанские истории». — Режим доступа: КіІрУ/ЫаІогу-кагап.ш/кагап-ѵсКега-аедосІпуа-гаѵІга/регНкот-ѵ-іаіогіуи/екгкиггіоппуті-таггНшІаті/4074-662. — Дата обращения — 11.04.2017.

6 Фролов Г. В. Путеводитель по храмам и монастырям города Казани. Казань, 2005. С. 58.

7 Николо-Гостинодворская церковь Казани [Электронный ресурс] // Официальный сайт Татарстанской митрополии «Православие в Татарстане». — Режим доступа: КНр:// \м\мм.ІаІаг5Іап-тіІгороІіа.ш/аІІ_риЫі саІіопг/риЫісаІіоп/?іС=59043. — Дата обращения — 11.04.2017.

8 Бирин М. История Казани насчитывает 12 крупнейших пожаров [Электронный ресурс] // Электронная газета «Бизнес Онлайн». — Режим доступа: ННргУЛммм.Ьигіпегг-дагеІа.ш/агІісІе/297698. — Дата обращения — 11.04.2017.

9 Справочная книга Казанской епархии. Казань, 1904. С. 22.

10 Николо-Гостинодворская церковь Казани [Электронный ресурс] // Официальный сайт Татарстанской митрополии «Православие в Татарстане». — Режим доступа: КНр:// \м\мм.ІаІаг5Іап-тіІгороІіа.ш/аІІ_риЬІі саІіопг/риЫісаІіоп/?іС=59043. — Дата обращения — 11.04.2017.

11 Медведково — ныне район в границах Северо-восточного административного округа Москвы.

12 Дульский П. М. Памятники казанской старины и другие очерки об архитектуре Казани. 1914-1927. Казань, 2013. С. 56-57.

13 Церковь Гостинодворская // Известия по Казанской епархии на 1875 г. Казань, 1875. С. 331.

14 Алексеев И. Е. Николо-Гости-нодворская церковь (Казань) [Электронный ресурс] // Свободная энциклопедия Википедия. — Режим доступа: НіІр5://ш.\мікіресІіа. огд/иікі/Николо-Гостинодвор-ская_церковь_ (Казань). — Дата обращения — 11.04.2017.

15 Загоскин Н. П. Спутник по Казани. Казань, 1895. С. 667.

16 Архиепископ Никанор (Каменский). Казанский сборник статей. Казань, 1909. С. 455.

17 Церковь Гостинодворская // Известия по Казанской епархии на 1871 г. Казань, 1871. С. 398.

18 Николо-Гостинодворская церковь Казани [Электронный ресурс] // Официальный сайт Татарстанской митрополии «Православие в Татарстане». — Режим доступа: КНр:// \м\мм.ІаІаг5Іап-тіІгороІіа.ш/аІІ_ри ЫісаІіопг/риЫісаІіоп/?іС=59043. — Дата обращения — 11.04.2017.

19 Акт был составлен 07.08.1924. Текст оригинала на данный момент не найден, но он упоминается в акте передачи от 01.08.1925. Акт передачи Николо-Гостинодворского храма Центральному музею ТССР // НА РТ. Ф. Р-2021 (Центральный музей ТАССР). Оп. 1. Д. 79

20 Там же.

21 Там же.

22 Алексеев И. Е. Николо-Гостино-дворская церковь (Казань) [Электронный ресурс] // Свободная энциклопедия Википедия. — Режим доступа: НіІр5://ш.\мікіресІіа. огд/иікі/Николо-Гостинодвор-ская_церковь_ (Казань). — Дата обращения — 11.04.2017. Бокарев А. Церковь Николая Чудотворца Гостинодворского[Электронный ресурс] // Храмы России. — Режим доступа: НіІр://ІетрІе5.ш/сагсІ. рКр?Ю=3476. — Дата обращения — 11.04.2017.

23 Климова Л. Гостиный двор: история длиной в четыре века [Электронный ресурс] // Официальный сайт культурно-просветительской газеты «Казанские истории». Режим доступа: ННрУ/ЫаІогу-кагап.ш/кагап-ѵсКега-аедосІпуа-гаѵІга/регНкот-ѵ-іаіогіуи/екакигаіоппуті-тагаНшІаті/4074-662. — Дата обращения — 11.04.2017.

Вернуться к списку

Последние добавления