Публикации

Дата публикации   Количество просмотров

Неслучайно святых апостолов Петра и Павла называют первоверхновными. Господь даровал им особую благодать потрудиться более остальных в деле распространения вести о Воскресшем Христе. Уже при жизни они были признанными столпами веры. Они питали богодухновенным учением основанные ими молодые Церкви. Спустя века остается лишь удивляться, насколько их послания актуальны и сегодня. Основными темами в их трудах были вопросы веры и пути благочестивой жизни. Были положены, как догматические основания христианства, так изложены и наставления, касающиеся повседневной жизни верующего человека.

Самое большее число трудов оставил апостол Павел. Он написал целых четырнадцать Посланий к разным Церквям. Как пишет Архиепископ Аверкий: «По важности своего содержания, они справедливо именуются некоторыми "вторым Евангелием"». Сам же Павел называл себя меньшим среди апостолов. В Посланиях он упоминал, что до призвания его Господом он был ревностным гонителем веры Христовой. Так и было — в молодости Савл (так звали Павла) не просто был фарисеем, он отличался особой ненавистью к христианству, думая, что тем самым он защищает истинную веру в Бога. Но не в этом ли чудо — что каждого Господь призывает к покаянию и спасению? Пример апостола Павла ярко свидетельствует о том, что человеческое сердце, искренне ищущее истину, рано или поздно должно прийти ко Христу.

Святой Павел проповедовал по большей части в языческих странах, за что его и назвали «апостолом языков» (то есть язычников). Он нам оставил бесценное наследие — наставления в вере, которые можно без лишней премудрости применять в жизни каждому, идущему по пути к спасению.

«Носите бремена друг друга, и таким образом исполните Закон Христов» (Гал. 6, 2).

«Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь. Кротость ваша да будет известна всем человекам. Господь близко. Не заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом, и мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе» (Флп. 4, 4-7).

«Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе» (Флп. 4, 13).

«Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я — медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, то я — ничто. И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы. Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится» (Кор. 13, 1-8).

Апостол Петр был в числе любимейших и самых близких учеников Христа. Он был рядом с Господом во все самые важные минуты Его земной жизни. Однако один раз Петр, поддавшись малодушию и страху, предал Христа. Он трижды отрекся от Него, когда Иисуса взяли под стражу. Но впоследствии сердцеведец Христос, увидев искреннее покаяние отпавшего ученика, присоединил его к апостолам. И Петр, исполняя пророческие слова Господа, «обратившись», утвердил братьев (Лк. 22, 32). В день Пятидесятницы, когда на апостолов сошел Дух Святой, была образована юная Церковь, и Она заговорила голосом Петра. Его речь была настолько благодатной, что тысячи сердец загорались любовью ко Христу.

Святой Петр был апостолом преимущественно для иудеев. Однако, конечно, во время своих апостольских путешествий приводил к вере и язычников. Апостол Петр оставил два Послания для Церквей Малой Азии. Во Втором Послании апостол Петр выводит так называемую «духовную лествицу», идя по которой — от ступени к ступени, «не останетесь без успеха и плода в познании Господа нашего Иисуса Христа» (2 Пет. 1, 8).

Вера — первая ступень в лествице. Веруя искренне и сердечно, непременно приходишь к выражению ее добрыми делами, мыслями, словами. Таким образом, добродетель — вторая ступень лествицы. Далее, в добродетели нужно проявить рассудительность, которая должна быть присуща каждому христианину, чтобы не «возревновать не по разуму», от чего нет пользы духовной. Следующая ступень — воздержание. Рассудительность открывает христианину его сердечные изъяны и страсти, которым он подвержен. И воздержание от них соделывает сердце чистым. В воздержании же необходимо проявить терпение — важное качество для каждого верующего. В терпении — благочестие.

Как пишет схиигумен Савва (Остапенко), «благочестие — это нравственно-религиозное настроение христианина, его мыслей, чувств и действий, в котором у него, при всех его мыслях, чувствах и действиях, одно на душе и в сердце — прославление пресвятаго имени Божия, искреннее желание благоугодить Богу, усиленное старание исполнять Его святую волю».

В благочестии — братолюбие. Благочестивая жизнь человека приводит к появлению в его сердце любви — сначала к брату, то есть к самым близким, к единоверцам. И последняя, высшая ступень лествицы, ведущей ко спасению — это любовь. По словам схиигумена Саввы, «любовь к Богу одушевляет любовь христианина к единоверным братиям, более и более распространяет ее. Любящее сердце христианина, так сказать, расширяется — оно теперь любовию своей обнимает всех людей, не различая их звания, состояния, веры, он любит даже врагов своих. Такая любовь есть верх совершенства — высшая, последняя ступень в духовной лествице».

«Так поступая, никогда не преткнетесь, ибо так откроется вам свободный вход в вечное Царство Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа», — писал апостол Петр (2 Пет. 1, 10-11).

12 июля — день святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Почитание апостолов началось сразу же после их мученической кончины и практически с самого начала установлено их совместное празднование. По некоторым данным, день смерти Петра и Павла совпадает с разницей в один год. Совершая празднование двух первоверховных апостолов, Православная Церковь воспевает в них образ покаяния и обращения.

Вернуться к списку

Последние добавления