Публикации

Противодействие религиозному экстремизму как условие поддержания гражданского мира: уроки сирийского конфликта

Дата публикации  Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
иерей Александр ЕРМОЛИН
Противодействие религиозному экстремизму как условие поддержания гражданского мира: уроки сирийского конфликта

Доклад и.о. проректора по учебной работе священника Александра Ермолина, прочитанный на Международном межрелигиозном молодежном форуме в Дагестане (22-25 августа 2017 года).

Современный мир столкнулся с вызовом экстремизма и радикализма. В широком смысле экстремизм (от лат. Extremus – крайний) определяется как приверженность к крайним мерам[1].

Как правило, выделяют три основные формы экстремизма: политический, национальный и религиозный[2]. Под религиозным экстремизмом обычно понимается нетерпимость к представителям той же или других религий[3].

Проблема экстремизма не нова. Примеров его можно привести множество и одним из самых ярких, на мой взгляд, является конфликт в Сирии и в целом ситуация на Ближнем Востоке.

Сирия, как и практически весь Ближний Восток, является местом переплетения культур, религий и цивилизаций. На протяжении многих веков на территории Сирии мирно жили мусульмане и христиане. Для христиан сирийская земля также очень важна. Именно в Дамаск совершал свое путешествие Савл, будущий апостол Павел. Сам город Дамаск не раз упоминается в Священном Писании. На территории Сирии находится множество христианских памятников. В начале XXI века христиане в Сирии составляли около 10% населения, принадлежащих к разным Церквям.

Священнослужители Казанской епархии приняли участие в IV Международном межрелигиозном молодежном форуме в Махачкале

Мир практически никогда не является данностью. Мир — это результат долгих усилий над собой как отдельного человека, так и народов в целом. Мир, который был в Сирии, был нарушен извне. Террористическая организация ИГИЛ, запрещенная во многих странах, принесла в Сирию войну и разрушения. Под лозунгом создания «настоящего исламского государства» боевики ИГИЛ жестко преследуют не только христиан, но и своих единоверцев-мусульман, не разделяющих их заблуждения. Как известно, многие авторитетные исламские богословы осудили ИГИЛ. Приведу один из многочисленных примеров данной критики. Известный российский мусульманский богослов Фарид Салман в своей статье «Джихад – это борьба с самим собой» заметил, что «настоящий, правоверный мусульманин борется сам с собой, с целью удержать самого себя от совершения греха, ошибки, неподобающего. Это и есть великий джихад»![4]

В Евангелии говорится: «если мир вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел. Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир» (Ин. 15:18-19). В Новом Завете есть еще одно очень важное место: «наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной» (Еф. 6:12). Святитель Феофан Затворник, комментируя данный отрывок, пишет, что «не такова у нас брань, как бывает у людей с людьми. Тут враги друг друга видят, видят, что один предпринимает против другого и последний противопоставляет ему соответственный отпор, как в фехтовании. Наши враги невидимы, невидимы и козни их. Надобно, следовательно, поставить себя так, чтобы, что бы они ни предпринимали, уловки их не имели в нас никакого успеха»[5].

Борьба с самим собой является одним из важнейших аспектов духовной жизни православного человека. Есть такой принцип: «ненавидь грех и люби грешника». Православные призваны искоренять грех в себе и через это, через свой духовный рост, служить миру. В Евангелии мы видим следующие слова Господа и Спасителя Иисуса Христа, обращенные к своим ученикам: «Вы — свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы» (Мф. 5:14).

Таким образом, мы видим, что именно борьба с собой, со своими греховными страстями является подлинной борьбой, к которой призван каждый верующий человек.

И именно в этом, в нормальной духовной жизни каждого верующего человека, а не во внешней борьбе заключается основа гражданского мира.

Хотелось бы также сказать несколько слов о ложных путях «решения проблемы» экстремизма. Зачастую современный западный мир навязывает нам свою модель решения проблемы — толерантность. Много сказано и написано об этом медицинском по своему происхождению термине, обозначающем терпимость. Но тут необходимо подчеркнуть главное: игнорирование противоречий, их замалчивание не позволяет их решить. Более того, такой подход, наоборот, ведет к их усугублению.

«В наше время, когда мир охвачен множеством конфликтов, когда на Ближнем Востоке, в Северной Африке, в некоторых других африканских странах погибает большое количество христиан, когда они уничтожаются целыми поселениями и городами с невероятной жестокостью, когда разрушаются их храмы и монастыри, когда мировое сообщество никак не может выработать общих подходов в борьбе с терроризмом… наши братья-христиане страдают и в Европе, и в других странах, где злой политической силой под видом толерантности христианство изгоняется из общественной жизни»[6], — сказал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Миротворческое служение Русской Православной Церкви как важная составляющая медиационного потенциала современного российского общества

И действительно, мы видим потрясающую закономерность. Христос призывал своих учеников относится с добром к человеку независимо не только от его убеждений, но и от его праведности: «и будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» (Мф. 5:45). «Так, одинаково ко всем должен относиться каждый христианин, и мы видим в истории: там, где люди полностью руководствовались этими принципами, не было этнических и религиозных конфликтов»[7].

Но, вместе с тем, «христианин должен называть вещи своими именами, грех называть грехом, обман – обманом, воровство – воровством, блуд – блудом, и извращение – извращением»[8].

И вновь процитирую Святейшего Патриарха, напомнившего, что слово «толерантность» переводится как «терпимость», заметив при этом, что терпеть можно и сжав зубы. «Толерантность не несет в себе положительного заряда. Она может предполагать безразличие по отношению друг к другу, отсутствие сотрудничества, отсутствие взаимодействия <…> Опыт взаимодействия традиционных религий включает в себя такое понятие, как диалог и сотрудничество – это куда больше, чем толерантность»[9] – заключил патриарх Кирилл.

Россия – это государство, которое имеет огромный опыт мирной жизни представителей разных религий и культур. И этот бесценный опыт (бесценный, в том числе и потому, что приобретенный дорогой ценой) необходимо использовать в том числе и для решения сирийской проблемы, равно как и вообще в вопросе противодействия религиозному экстремизму.



[1] Современный словарь иностранных слов. 4-е изд. М.: Рус. язык. 2001. С. 707;

[2] Тамаев Р.С. Борьба с экстремизмом: необходимо международное сотрудничество // Законность. М., 2007. № 6. С. 57; Мартыненко Б. Политический терроризм: Понятие, признаки, классификация // Северо — Кавказский юридический вестник. 1999. № 7. С. 66-74.

[3] Тамаев Р.С. Экстремизм и национальная безопасность. Правовые проблемы. С.21

[4] http://islam-today.ru/blogi/farid-salman/dzihad-eto-borba-s-samim-soboj/

[5] http://bible.optina.ru/new:ef:06:12

[6] http://www.patriarchia.ru/db/text/4381049.html

[7] Ромашко Андрей, священник. К вопросу о толерантности и экстремизме в современном обществе. http://www.taday.ru/text/947878.html

[8] Там же.

[9] http://www.pravmir.ru/patriarx-kirill-tolerantnost-projdennyj-put-v-razvitii-mezhreligioznyx-otnoshenij/

 

Теги:
Экстремизм
терроризм
межконфессиональные отношения
Сирия
Ближний Восток
доклады
иерей Александр Ермолин

Православие в Татарстане

Все публикации