Публикации

Из истории Грузинского образа Божией Матери

Дата публикации  Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Георгий МЮЛЛЕР
Из истории Грузинского образа Божией Матери

Чудотворный список Грузинской иконы Божией Матери, искусно выполненный в 1661 году и доставленный в новоустроенную Раифскую пустынь, имеет свою, интересную и по сей день еще полную тайн историю. Название «Грузинская» закрепилось за иконой Пресвятой Богородицы лишь по факту того, что подлинник иконы, хранившийся столетиями в Красногорском монастыре Архангельской епархии, действительно, как известно, был связан с Грузией.

Драматическая история разрозненного грузинского царства до начала XIX века изобилует трагическими фактами набегов персидских шахов на Грузинские земли, которые они рассматривали как свои вотчины, подлежащие вечному грабежу.

«Ходили в Грузию, как к себе в огород, за капустой», — говаривали в дипломатических кругах при дворе царя Александра I. В ходе таких «походов» Грузия тысячекратно грабилась, что и заставило ее в итоге войти в состав России в конце XVIII века. Икона Грузинской Божией Матери не есть собственно продукт грузинской иконописной школы. Эта школа, возникшая в послеиконоборческий период в православной Грузии IX-X веков, так и не поднялась до вершин византийских мастеров XI-XIV веков, хотя и испытала сильнейшее византийское влияние, куда более существенное, чем домонгольская Русь.

Уже в конце X-XI веков по всей Грузии происходит поворот от иерусалимско-палестинской Церкви к традициям Константинополя. Тогда и началось интенсивное, в том числе иконографическое, греческое влияние на христианский, православный Кавказ. На территории самой Византии возникли грузинские монастыри.

Большая роль в этом процессе принадлежала Иверскому монастырю, что на Афоне, основанному в 982-988 годах, а также еще более ранней (с 876 года) Сохастерской обители, что в Романском ущелье, недалеко от Константинополя, где нашли прибежище грузинские иноки. Эти монастыри стали своеобразными просветительскими центрами, началась широкая деятельность по переводу греческой церковной литературы на грузинский язык. Отсюда же в Грузию стали проникать новые художественные начинания, связанные с искусством Константинополя. Начиная с XI века Грузия была наводнена многими чудотворными реликвиями христианского Востока, в том числе и списками чудотворной иконы Богоматери-Вратарницы (Портаитиссы), которые особо почитались, украшались жемчугом, окладами с драгоценными камнями и пр.

Приобретенный ярославским купцом Лыткиным через своего приказчика, находившегося в Персии по торговым делам, образ Грузинской Богородицы есть ни что иное, как повторение греческого иверского образа Портаитиссы.

Останавливаясь вскользь на Грузинском образе Божией Матери, академик Н.П. Кондаков замечал: «Мы находим ряд списков особого типа погрудной Одигитрии среди древних образцов, сохранившихся в храмах и ризницах Грузии. Между ними, понятно, должны находиться также иконы «Грузинской» Божией Матери, но, отчасти по причине грубого стиля в большинстве грузинских икон, отчасти же потому, что мы не знаем вполне точно древнего типа «Иверской-Грузинской» иконы, мы не в состоянии ее выделить от варианта Одигитрии».

Если иконография чудотворного образа «Грузинской» на сегодняшний день не достаточно прояснена, то интересен другой факт.

Появление в России образа Грузинской Богородицы вольно или невольно совпало с совершенно новым процессом в сближении России и христианского Востока. «Материальным» выражением его стал тот непрекращающийся поток мощей святых восточно-христианской церкви, чудотворных и иных икон, святого мира, других почитаемых в среде православных реликвий, который течет в Московию на протяжении всего XVII века. Святыни христианского Востока переносятся, таким образом, на русскую почву — ради спасения их от рук неверных «агарян», ради укрепления святости Русского государства. Начало этого движения священных реликвий, икон с православного Востока в Россию относится ко второй половине XVI века, но его апогей приходится на время правления царя-грекофила Алексея Михайловича (1645-1676) и патриарха-грекофила Никона (1652-1680).

Несомненно, важнейшими событиями при этом стали принесение в Москву чудотворных икон БогоматериИверской (Афонский список) и Влахернской, главы святителя Григория Богослова и главы святителя Иоанна Златоуста, Животворящего Креста Господня. Некоторые представители Греческой Церкви, в частности бывший Константинопольский Патриарх Афанасий Пателар или Атиохийский Патриарх Макарий, восприняли появление в русской столице наиболее почитаемых на христианском Востоке священных реликвий как знак свыше о наступлении того времени, когда русский царь должен вернуть Константинополь христианам и объединить под своей рукой весь православный мир.

По-своему интересной была судьба первого Грузинского образа Богоматери в России. В чудесном откровении о драгоценной иконе во сне купцу Лыткину было повелено препроводить икону в Архангельскую землю на реку Пинегу, где в 16 верстах от Холмогор находился Черногорский монастырь (мужской), впоследствии именовавшийся как Красногорский. Тогда с чудотворного грузинского образа было сделано несколько списков. Так, один из них находился в Москве, в храме близ Варварских ворот, другой в Алексеевском монастыре той же Москвы. Были и другие, видимо, списки со списков. Один из них — в селе Ключареве Тверской епархии. Все они прославлены чудотворениями. Загадочна судьба образа, вывезенного из Персии.

До 1929 года, то есть до момента закрытия Красногорского монастыря, образ был на месте, а с закрытием обители попал в фонды отдела древнерусского искусства Третьяковской галереи.

Последний раз образ выставлялся на выставке 1964 года древнерусской живописи, однако на момент ревизии 1978 года в фондах Третьяковки обнаружен не был. Судьба легендарного чудотворного образа, подлинника «Грузинской», по сей день не известна. Жалким укором зияют сегодня и развалины Красногорского монастыря, что близ Холмогор.

Церковь во имя Грузинской иконы Божией Матери города Казани

P.S. Итак, как утверждает историк, чудотворный список иконы Божией Матери «Грузинская», хранящийся в Раифском Богородицком монастыре — один из самых древних списков, сделанных с утерянного оригинала иконы. Хотим только добавить, что в центре Казани недалеко от бывшей Театральной площади (ныне — площадь Свободы) на Большой Грузинской улице стоял храм, освященный в честь иконы Божией Матери «Грузинская». Он был разрушен в начале 30-х, и на его месте теперь стоят два пятиэтажных дома, в одном из которых находится 15-е почтовое отделение. Так что исследования далеко не закончены...

Надо отметить, что в Зеленодольском благочинии чествование иконы Божией Матери «Грузинская» — престольный праздник и Грузинско-Богородицкой церкви в Осиново.

Теги:
Грузинская икона Божией Матери
святыни Казанской епархии
Раифский монастырь
иконография

Православие в Татарстане

Все публикации