Публикации

Дата публикации   Количество просмотров

Дорогой читатель, может быть вам знакома такая ситуация: встречаете какого-нибудь вашего знакомого (или знакомую), говорите с ним (или с ней) и по ходу дела выслушиваете очень полезную проповедь о прощении врагов, о терпении скорбей, о вере в Божий Промысл. Послушали вы все это, а на душе нерадостно, хотя вы обеими руками и ногами за то, о чем он (или она) сейчас говорил. Если вы относитесь к тем людям, которые любят рефлексировать все происходящее с ними, вы станете искать причину. А доискавшись, может статься, что придете к выводу, что ваш знакомый был занудлив. И тогда, возможно, вам придут в голову иные вопросы, которые будут звучать так: Что важнее интересность или поучительность? И какое из этих качеств нужнее для православного человека?

Итак, каждый, кто хоть раз задавался вопросом: а является ли православие интересным, наверняка ответит себе: ну конечно же! Учение Бога-Любви не может быть неинтересным, Литургия не может быть неинтересной, Евангелие не может быть неинтересным. Да и вообще стоит ли оценивать все эти вещи категорией «интерес», ведь все это за гранью данного явления. Пожалуй, вы правы, и вряд ли Литургию стоит относить к подобным понятиям. Как явления духовного, а не душевного характера, оно не подпадает под определение «интересный», и без сомнения является главным в жизни настоящего христианина.

Когда речь заходит об интересности, сразу же возникает аналогия миссионерской деятельности и вывод напрашивается сам собой: нужно быть интересными, чтобы успешно вести проповедь среди друзей и знакомых. Но только ли для проповеди православия нужно это качество? Или оно необходимо само по себе? Увы, мы не пытаемся воспитывать в себе это качество, отчего становимся занудливо-невыносимы.

У вас возникнет вполне справедливый вопрос: а для чего нам нужно это качество? Господь будет судить нас не за то, были мы интересными или нет, а за исполнение заповедей. Однако способность быть интересными может помочь вам исполнить вторую заповедь и наоборот — наличие у вас занудливости вполне может затруднить ее исполнение. Каким же образом? Представьте себе еще одну бытовую ситуацию: приходит ваша мама, или брат или жена домой в расстроенных чувствах (на работе, наверное, что-то случилось). Если вы сумеете отреагировать нестандартно: к примеру, рассказать анекдот или придумать на вечер нечто интересное, то возможность утешить родного человека куда выше, чем долгие и нудные разговоры о кресте, которые на самом деле могут не утешить, а произвести обратное действие[1]. Интересным человеком стоит стать тому, у кого есть дети, в разговорах и воспитании которых это качество нужно по максимуму. Ну и конечно миссионерство — на этой стезе интересность нужна так же, как хирургу внимательность. Ведь одно из самых страшных явлений — это скучное слово о Боге и Церкви. С интересным человеком (в том случае, конечно, если человек этот обладает нормальным человечным характером) другим всегда легче и проще, чем со скучным.

Вполне возможно, что теперь настало время для вопроса: а что значит быть интересным? Быть интересным значит уметь интересоваться. Уметь интересоваться по-настоящему, многим, а не только первостепенным и главным: индейцами, неэвклидовой геометрией, вулканами и прочим-прочим-прочим. И конечно, сюда стоит отнести отсутствие занудливости.

Как и все хорошее, это качество нужно в себе воспитывать, а тому, у кого есть приумножать. И усилия не будут затрачены даром. А в жизни православного человека есть место только духовному. Человек состоит не только из духа, но и из души, которую тоже нужно питать. (Феофан Затворник выделяет несколько граней человеческой сущности: духовную, душевно-духовную, душевную, душевно-плотскую, плотскую)[2]. И в нашей православной культуре, на сегодняшний день, есть место не только богослужению, но и многому другому.


[1] Дело в том, что расстроенному человеку не нужно чтобы ему напоминали о том, что он и так прекрасно знает (и даже в том, если знает не прекрасно, а весьма расплывчато). Ему нужно, чтоб его поняли и по возможности отвлекли от грустных мыслей, хотя бы на время.

[2] См. Святитель Феофан Затворник. Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться? М. Сестричество во имя преподобномученицы великой княгини Елизаветы. 2001. С. 22.

 

Вернуться к списку

Последние добавления