Публикации

  Количество просмотров

Человек — существо скорбящее, потому что в мире много скорбного: смерть, болезни, невосполнимые утраты, несправедливость. Но далеко не всякая скорбь спасительна и не все слезы — блаженны. Есть печаль мирская — скорбь оттого, что проходит мимо и ускользает всё то, чем манит человека мир сей. Нет богатства, нет власти, нет славы, и значит, жизнь не удалась. Всё течёт и всё мимо меня. Молодость увядает, красота сходит с лица, силы тают. Такая печаль — по апостолу Павлу — производит смерть.

А кто же такие плачущие, которые блаженны, потому что утешатся? Это те, кто плачет, скорбя о своих грехах. Это «печаль ради Бога, которая производит неизменное покаяние ко спасению» (2 Кор.7:10). То есть печаль о своём, мягко говоря, духовном несовершенстве.

Человек испорчен грехопадением, и по этой причине ему трудно увидеть свои грехи. Он не чувствует даже бревна в своем глазу (Мф.7:3), но зорко замечает соринки в чужих глазах. Такая духовная слепота — это диагноз, который свидетельствует о болезни души, о её гордости. И надо эту болезнь в себе обнаружить, ибо без этого невозможно исцеление. Прежде чем начинать лечение, надо поставить правильный диагноз. Поэтому, сподобившийся видеть свои грехи, выше сподобившегося видеть ангелов. Так говорит преподобный Исаак Сирин. А другой Сирин — Ефрем — научил нас главной молитве Великого поста: «Ей, Господи Царю! Даруй ми зрети моя прегрешения, и не осуждати брата моего».

Крест Христов

«Богу не нужны наши страдания — это нужно нам»

Многомилостивый Христос — Свет Истинный, желая спасти человека, благодатию просвещает его душу, открывая ему, каков он есть на самом деле. Видя себя, человек ужасается, скорбит и плачет. Он смиряется, и в этом — спасение, потому что «Бог гордым противится, а смиренным подает благодать» (Иак.4:6).

Умиляется человек, плачет, льёт блаженные слёзы и не может ими насытиться: «Господи, даждь ми слезы, и память смертную, и умиление». И Господь даёт, и это — спасительные слёзы. Потому что омывший ими свои грехи, будет утешен Духом Святым, имя Которому — Утешитель. Он даёт нам зрение наших грехов, и Он же утешает кающееся сердце — сокрушенное и смиренное: «Яко услыша Господь глас плача моего, услыша Господь моление мое, Господь молитву мою прият» (Пс.6:9,10).

Каждый из нас наверняка плакал о своих грехах по-настоящему, хотя бы раз в жизни, и знает что это такое. Это нескончаемые слёзы, которые непонятно откуда берутся, и которые Церковь называет «радостотворными». Эти слёзы очищают душу и водворяют в ней спокойное безмолвие и тихую радость, как бы дыхание прохлады после знойной жары. Так явил Себя Господь Илие на горе Хорив — не в буре, и не в землетрясении, и не в огне. Но, «после огня веяние тихого ветра, и там — Господь» (3Цар.19:12).

Зачем Бог попускает нам скорби

Конечно, проливать всю жизнь блаженные слёзы может далеко не каждый, это удел святых. Но мы с вами тоже блаженны, если плакали хотя бы раз в жизни, хотя бы чуть-чуть вкусили сердцем то блаженство, которое обещано плачущим «по Бозе». Только бы нам не забыть вкус этого блаженства…

Слёзы просохнут, если исчезнет причина плача. А если причина не исчезает, то и скорбь никуда не девается. Да, со временем, — которое, вроде бы лечит, — боль утихнет, потеряет свою остроту и станет привычной, но не исчезнет. Потому что не время лечит человека, но лечит человека Христос. Он — Божественный Врач душ и телес, поэтому блаженны плачущие о грехах своих: «вы печальны будете, но печаль ваша в радость претворится» (Ин.16:20). Блаженны они, ибо «блаженны те, коим отпущены беззакония и коих прикрыты грехи» (Пс.31:1).

Утешит Господь плачущих, потому что совершенно истребит причину плача, совершенно истребит грех и тление. Наипаче же — смерть: «Последний враг истребится — смерть» (1Кор.15:26). «И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло» (Откр.21:4). И значит: «Возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто уже не отнимет у вас» (Ин.16:22).

Вернуться к списку

Последние добавления