Публикации

Проблема формирования духовно-нравственных ценностей молодежи

  Количество просмотров

Тема нравственной деградации нынешней молодежи, изучение природы и способов борьбы со злом, которое отравляет сегодня юные души, а также важность роли, которую призваны сыграть в этой борьбе православные священники и педагоги, неоднократно поднималась в выступлениях участников II Съезда православных педагогов.

О важности и особой ответственности работы с подрастающим поколением указывал и митрополит Казанский и Татарстанский Феофан, обращаясь к участникам пленарного заседания форума: «Я благодарю вас, мои дорогие православные педагоги, за ваш непростой подвижнический труд. Знаю, что зачастую вы сталкиваетесь с обструкцией и непониманием. Вам говорят, занимайтесь только педагогикой – и достаточно.  Но мы с вами прекрасно понимаете, что этого мало. Нам надо подумать о том, как расширить просветительскую деятельность среди молодёжи, чтобы не «мякина» была в голове наших детей, а четкое понимание смысла жизни, исторического бытия нашего государства, значимости жертвенного служения другим людям и Отечеству».

Тему борьбы православной педагогики с молодежными деструктивными течениями продолжил в своем докладе заведующий кафедрой церковно-практических дисциплин Казанской духовной семинарии Павел Петрович Терехов.

Уважаемые коллеги! Владыка Феофан задал нам сегодня очень действенный тон, о проблеме нравственности в современном обществе. Прошедший XX век создал проблемы, которые человечеству предстоит разрешать в третьем тысячелетии. И одна из главных проблем — это снижение нравственности, духовности, и прежде всего — у нашей молодежи. Разрушены идеалы, в которые верило старшее поколение, а новых идеалов в нашем светском обществе пока нет. И особенно этот факт обнаруживает себя в сознании подрастающего поколения. Нравственный кризис, с которым столкнулась наша страна, это ничто иное, как ощущение огромным числом людей, большей частью молодых, бессмысленности той жизни, которую им приходится вести и нередко без возможности реального выбора, невозможности найти в жизни позитивный смысл.

Вы, наверное, читали о новом направлении молодежной субкультуры, и прежде всего у молодежи Дальнего Востока и Сибири. Это три буквы — А.У.Е. А.У.Е. означает «арестантский уклад един». Это направление в считанные годы распространилось почти по всей территории страны, массово внедряясь в школы, интернаты, профтехучилища. Основной контингент — дети, молодежь от 10 до 17 лет, то есть самая беззащитная часть населения — да, ее часть, которой в скором времени предстоит делать будущее. И к каким же ценностям стремятся эти молодые? К арестантским.

Основной смысл этой идеологии отражен в названии. Это фактически культ тюремных понятий, тюремной романтики, стилизованной под молодежную культуру. Это культ силы, воровства и тунеядства. Так в некоторых школах члены молодежной группировки не стесняясь собирают ежемесячные подати со своих одноклассников и других учеников, деньги затем переводятся криминальным авторитетам, которые отбывают свое наказание в тюрьмах. И об этом (самое страшное!) знают все: и родители, и администрация учебных заведений, однако помешать такому положению никто не в силах. И такую страшную цифру я в интернете нашел — это ведь сотни тысяч детей этим движением охвачено! К чему это приведет — догадаться несложно. […]

У молодых утрачены традиционные представления о жалости, смирении, о красоте. Читая курс риторики нашим студентам, семинаристам, привожу такой факт из жизни древнегреческого великого оратора Демосфена, когда он, чтобы не отвлекаться от овладения риторическими приемами, безобразно брил свою голову, так как в таком виде он не мог показаться в обществе. И выходил на очередной суд лишь тогда, когда был готов, за это время и волосы его подрастали. Вы сейчас знаете, такая прическа считается у молодежи модной, красивой.

Но не эти изменения главные. Мы видим, что больше и больше слабеют в обществе позиции добра. В средствах массовой информации часто рассказывается о фактах издевательства молодежи над своими сверстниками, над животными. И таких примеров огромное количество. Без них, вы видите, что не обходится практически ни одна новостная программа на телевидении, этими сведениями забит интернет. Таким образом проблема формирования духовно-нравственных ценностей молодежи является особо значимой и актуальной в связи с осмыслением места и значения личности в происходящих исторических событиях.

Философы древнего мира, оценивая природные общественные явления, употребляли такие понятия как благо, добро, истина, польза, красота. Они пытались сформулировать основные аксиологические вопросы: существует ли высшее счастье, в чём смысл жизни человека, что такое истина, что такое любовь и что такое ненависть, что такое красота. Они отмечали противоречивость природы ценностей, так как красивые вещи могут спровоцировать человека на преступление, красивые слова могут скрывать неблаговидные замыслы, а красивая внешность — духовное уродство.

В Средние века учение о ценностях понималось в основном как служение Богу, следование Его указаниям. Христианское учение опирается на абсолютные ценности на основе любви Бога. В Боге воплощается высшее благо, Он олицетворяет Собой единство истины, добра, красоты, является источником нравственных ценностей, таких как вера, надежда, любовь, которые определяются, как три богословские добродетели.

В Советский период ценности изучались исключительно в рамках деятельностного подхода. Например, в исследованиях педагогов, психологов ценности подвергались анализу в неразрывной связи с потребностями как основа поведенческих мотиваций личности, формирования ее установок.

Современное светское общество XXI века переживает состояние крайнего смятения и пребывает в надежде на появление нового представления о ценностях, способного сформулировать абсолютные ценности, одновременно возродив традиционную систему ценностей. Русский мыслитель и патриот Ильин утверждал, что человеку от природы свойственна способность реализовывать духовное. Процитирую его слова: «И вот воспитатель (мать или отец) имеет великую и ответственную задачу пробудить детскую душу при первой возможности лучом божественной благодати и красоты, любви и радости. Ласковый взор и голос матери уже начинают это дело».

Духовность с христианской точки зрения — это сопряженность человека в своих высших стремлениях с Богом. Ученые связывают духовность и нравственность, считая, что нравственность — это одно из проявлений духовности. В наивысшей степени духовность человека, по мнению многих авторов, обнаруживает себя и становится способом его жизни, когда для человека открываются его личные отношения с Богом — Высшей основой бытия всего сущего.

Духовно развитый человек не тот, кто только понимает, но тот, кто правильно оценивает и правильно действует. Еще в Древней Греции в трудах Аристотеля о нравственном человеке говорилось: «Нравственно прекрасным называют человека совершенного достоинства. Ведь о нравственной красоте говорят по поводу добродетели: нравственно прекрасным зовут справедливого, мужественного, благоразумного и вообще обладающего всеми добродетелями человека».

Нравственность — это прежде всего интегративное качество личности, которое базируется на усвоенных этических знаниях, реализуется в ценностном отношении личности к себе и к окружающей действительности и проявляется в ее деятельности и поведении. Понятий нравственности огромное количество. Мы выделим основные характеристики этого понятия, которые объединяется такими качествами и свойствами как доброта, порядочность, дисциплинированность, коллективизм, соблюдение личностью существующих норм, правил, принципов поведения. Это находит свое выражение в отношении к Богу, к Родине, к обществу, к коллективу, к отдельным людям, к самому себе, к труду. Высокая нравственность воспитанной личности проявляется в единстве развитого нравственного сознания, мышления, воли, чувства и поведения. И эта структура в полной мере отражает задачи нравственного воспитания нашей молодежи.

Научно обоснованное отношение к процессу нравственного воспитания состоит в умении видеть, подчеркивать и эффективно использовать нравственный потенциал любого вида деятельности, любого жизненного отношения. И вам, педагогам, не нужно много это объяснять. Но так или иначе в нравственном воспитании важно следовать антропологическому подходу в понимании нравственных ценностей. И наиболее всеохватное определение человека дает христианская антропология. Православная духовность немыслима без обращения к себе. Если у человека нет стимулов к самопознанию, если он не смотрит внутрь себя, не видит в себе зла, греха, не стремится к исправлению и самосовершенствованию, он бездуховен. Нормы христианской нравственности даны в Евангелии, они раскрываются также в конкретных личностях, в деяниях святых.

Основные характеристики православной духовности — это смирение, то есть осознание своего недостоинства перед Высшим началом бытия, и это любовь как высшая способность человека. И то, как они приобретаются, имеет первостепенное значение в христианской этике. Если духовность характеризует высшие, вертикальные устремления личности, то нравственность — это сфера ее горизонтальных устремлений — это отношения с людьми, отношения с обществом. Любовь как главная эмоция, как внутренний источник света, будучи самым сильным, глубоким и напряженным из чувств, способна не только пробудить человека к действию, но и преобразовать его. Поэтому основной целью деятельности педагога является возвышение сердца его воспитанника, научению его любви.

Великий педагог Песталоцци писал, что для воспитания силы сердца в любви необходимо упражнение. О необходимости не только зажечь сердце, но и постоянно поддерживать духовный уголь говорили также великие наши педагоги: Ушинский, Павлов, Макаренко, Сухомлинский. Они подразумевали под этим чуткость ко всему святому, волю к совершенству, радость любви и вкус к доброте, то есть выбор правильного направления развития личности. Песталоцци рекомендовал постоянно расширять круг, в который входят объекты детской любви. Таким образом очевидно, что одной из основных задач духовно-нравственного воспитания является выбор определенных ценностей, созвучных внутреннему миру ребенка и в тоже время обладающих общественной значимостью. Они и являются его содержанием.

Другая не менее важная задача — воспитание меры любви в зависимости от ее объекта. Русский философ Соловьев выделяет три основные меры любви, которые различаются по своей нравственной направленности, интенсивности и характеру. Первая — это благоговение, то есть глубочайшее почтение, радостновидный страх — это мера отношения к тому, что выше человека, то есть к Богу, ко всему святому. Вторая мера — понимание, сострадание, жалость, то есть мера отношения к тому, что равно человеку, то есть отношение к другим людям. И третье — стыд, воздержание, то есть мера отношения к тому, что ниже человека, это его физическая природа, природа вообще.

Отсюда вывод: решение проблем духовно-нравственного воспитания непосредственно связано с психологической перестройкой кадров педагогов, их глубокой психолого-педагогической подготовкой, гуманизацией ценностно-ориентационной сферы, диалогизация педагогического общения.

Уважаемые коллеги! Благополучие и будущее нашей страны во многом зависит от молодежи, от ее культурного уровня, профессиональной грамотности, ценностных ориентаций, нравственного состояния. Да поможет нам Бог и наша православная вера!

Вернуться к списку

Последние добавления