Архипастыри Казанские

Священномученик Гермоген (Ермоген), митрополит Казанский и Астраханский

Дата публикации  Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Евгений ЛИПАКОВ
Священномученик Гермоген (Ермоген), митрополит Казанский и Астраханский

На кафедре: с 13 мая 1589 года, Казанский и Свияжский с 1602 года по 3 июля 1606 года

Священномученик Гермоген, безусловно, является одним из самых известных из всех казанских архиереев, он один из главных героев не только истории Русской Православной Церкви, но и истории России в целом, олицетворение героизма и мужества русских людей в Смутное время, верности Православию и родной земле.

Между тем  происхождение и биография сщмч. Гермогена до 1579 года неизвестны. В литературе высказывались разные точки зрения. Историки XIX – начала ХХ вв. приписывали сщмч. Гермогену происхождение из ростовских князей, родственников писавшего о нем князя Андрея Ивановича Хворостинина. Высказывались даже предположения о принадлежности сщмч. Гермогена к роду князей Шуйских, основанное на том, что царь Василий Иванович Шуйский якобы поставил в патриархи своего родственника. Наконец, бытующая в народе легенда выводит сщмч. Гермогена из предводителей донских казаков, то ли участвовавших во взятии Казани, то ли грабивших корабли на Волге.

Версии, выводящие сщмч. Гермогена из верхов общества, основаны на том, что его карьера на духовном поприще выглядит удивительно быстрой. Всего год пробыв архимандритом Казанского Спасо-Преображенского монастыря, он стал митрополитом, третьим по статусу духовным лицом в России. Неожиданным выглядит и выдвижение сщмч. Гермогена в патриархи, сделанное царем Василием. Но слабость этих предположений в том, что они опровергаются самой историей Смуты. Если бы сщмч. Гермоген приходился родственникам князьям Шуйским, то их многочисленные противники на это бы обязательно указали, да и сщмч. Гермоген на патриаршем престоле не остался бы после свержения царя Василия и был бы смещен, как Иов после Бориса Годунова и Игнатий после Лжедмитрия I.

Если бы он принадлежал к другой знатной семье, то был бы гордостью своей семьи и родственники не забыли бы об этом напомнить. Если многочисленные авторы сказаний о Смутном времени ничего не писали о его происхождении, то это означало, что либо они, в том числе и те, кто был знаком с сщмч. Гермогеном, ничего не знали о его предках и родственниках, либо, с их точки зрения, род сщмч. Гермогена не имел никакого значения.

Фольклорная версия о лихом казаке, ставшем митрополитом, тоже не выдерживает критики, она явно навеяна историей Ермака Тимофеевича и распространенными сказаниями о раскаявшихся разбойниках.

Как о чем-то само собой разумеющемся пишут, что в миру сщмч. Гермогена звали Ермолаем. Кстати в XVI веке, как и позже, монашеское имя казанского митрополита и патриарха намного чаще писали с буквы «Г» [1].

На более достоверную версию происхождения сщмч. Гермогена еще в 1895 году указал автор книги о Спасо-Преображенском монастыре Лебедев, но она осталась почти незамеченной. В июле 1579 года сщмч. Гермоген был «попом» в церкви Николы, «зовомой Гостин». В Писцовой книге города Казани 1566 года об этой церкви сказано следующее: «Церковь Никола Гостин ружная, позади Рыбного ряду, поставление и все церковное строение попа Григория да мирское. У церкви во дворех поп, дьякон, в кельях пономарь, проскурница, а в двух кельях живут старцы, питаясь от церкви»[2]. Весьма вероятным представляется, что этот «поп Григорий» и есть сщмч. Гермоген.

На основе слов сщмч. Гермогена можно определенно утверждать, что в 1579 году, во время обретения Казанской иконы Божией Матери, он был семейным священником, иначе он назвал бы себя не «попом», а «черным попом» или иеромонахом. Это опровергает часто встречающееся утверждение, что сщмч. Гермоген постригся в Спасо-Преображенском монастыре еще при архимандрите Варсонофии.

В опубликованной Писцовой книге Казани 1566 года Лебедев не заметил еще одного упоминания о Гостинодворском попе Григории, который был владельцем двора, находящегося в Кремле[3]. Между тем это достаточно важное обстоятельство. Дворы в Кремле имели чаще всего старожилы Казани, поселившиеся здесь в первые пять лет после 1552 года, когда в крае продолжалась война. Опубликованные С.М. Каштановым документы Казанского Троицкого монастыря[4] рисуют такую картину: дворяне, приезжавшие в Казань на годовую службу, строили дворы в Кремле, а после окончания срока пребывания в Казани продавали их сменщикам.

Ко времени составления Писцовой книги 1566 года Кремль перестал быть популярным местом для проживания, писцы отметили множество пустых дворов и дворовых мест, где строения уже были разобраны. Но двор попа Григория был жилым. Можно предположить, что сщмч. Гермоген был из служилых людей, прибывших в Казань на годовую службу, или в числе первых собственно казанских дворян, которых перевели сюда в 1557 году из разных мест и наделили поместьями[5]. Почти все они многие годы, пока не обустроились в поместьях, жили в Кремле и около него. Если сщмч. Гермоген и Николо-Гостинодворский поп Григорий – одно лицо, то во священники его, скорее всего, рукоположил святитель Гурий.

8 июля 1579 года сщмч. Гермоген присутствовал при обретении чудотворной Казанской иконы Божией Матери[6] и лично нес ее в церковь Николы Тульского.

Позже сщмч. Гермоген постригся в Казанском Спасо-Преображенском монастыре, когда это произошло – неизвестно. Его имя в сохранившихся монастырских документах не упоминается. Но приводимые в ряде книг утверждения, что сразу после пострижения Гермоген стал архимандритом, не соответствуют действительности. В «Повести о явлении чудотворной иконы» сщмч. Гермоген вспоминал, что долго жил в монастыре в одной келье с иноком Арсением, который получил исцеление от иконы, а позже стал настоятелем монастыря[7] (чудо 16).

В сан архимандрита отец Гермоген был возведен в 1588 году, это произошло после 15 мая, когда последний раз упоминается его предшественник архимандрит Герман. Реально архимандрит Гермоген управлял монастырем совсем недолго. Уже 17 января 1589 года он вместе с архиепископом Тихоном находился в Москве на заседаниях Думы и Освященного собора, 26 января присутствовал на церемонии поставления Патриарха Иова. В Москве же он был назначен митрополитом Казанским и Астраханским и рукоположен 13 мая 1589 года[8]. Решение о создании двух новых митрополий – Крутицкой и Казанской – было принято вскоре после поставления Иова. Казанский митрополит был поставлен выше всех прочих архиереев, кроме патриарха и Новгородского митрополита.

Имя Патриарха Гермогена известно всей России, но мы должны помнить, что он сыграл выдающуюся роль в истории Казанской епархии.

Он способствовал прославлению обретенной с его участием Казанской иконы Божией Матери. В 7102 (1593-1594) году он составил «Повесть о явлении чудотворной Иконы Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, бывшем в Казани граде», в которой глазами очевидца подробно описывалась чудесная история ее обретения и многочисленные чудесные исцеления. Уже в начале XVII века эта повесть получила широкое распространение. Сохранился оригинал, написанный рукой сщмч. Гермогена, в 1913 году его факсимиле было опубликовано. Казанская икона стала почитаться по всей России, еще до Cмутного времени в ее честь освящались десятки церквей. В том же 1594 году на месте обретения иконы был основан Казанский Богородицкий девичий монастырь. По указу царя Федора Иоанновича 14 апреля 1594 года был заложен каменный собор, который был освящен 27 октября 1595 года. Храм был построен, снабжен иконами, книгами и утварью за счет царя, а сама икона украшена на средства Демьяна Ивановича Черемисинова. В монастыре к концу XVI века жили 64 насельницы, среди них были и Мавра (в миру Матрона),  которой была обретена икона, и ее мать (версия о том, что Мавра была первой настоятельницей обители, появилась значительно позже и повестью сщмч. Гермогена не подтверждается).

8 января 1592 года митрополит Гермоген обратился к патриарху Иову с просьбой разрешить «в казанских пределах» ежегодно 2 октября, в день взятия Казани, служить службы в память убиенных при взятии Казани. Уже 3 февраля в Казань был направлен соответствующий указ патриарха. Им не только устанавливался день памяти убиенных, 2 октября, но и канонизировались (по предложению митрополита Гермогена) казанские мученики Иоанн, Петр и Стефан. В грамоте владыки Гермогена Патриарху содержались и краткие жизнеописания троих мучеников, явившиеся единственным источником для составления их Житий[9].

В том же году по инициативе владыки Гермогена были перенесены из Москвы мощи святителя Германа, 25 сентября 1592 года их торжественно встречали в Свияжске митрополит Гермоген, братия Успенского монастыря и горожане.

В 1595 году велись работы по расширению собора Казанского Спасо-Преображенского монастыря. Для этого необходимо было перенести останки первого Казанского архиепископа Гурия и бывшего настоятеля Спасо-Преображенского монастыря и Тверского епископа Варсонофия. 4 октября 1595 захоронения были открыты. Мощи святителей Гурия и Варсонофия были не просто обретены нетленными – они плавали в благоухающем мире. Уже вскоре святитель Гурий, святитель Варсонофий и святитель Герман были канонизированы, причем стали праздноваться не только дни их кончины, но и день обретения мощей.

Священномученик Гермоген составил Житие святителей Гурия и Варсонофия, которых, очевидно, знал лично. Это Житие является ценным историческим источником. Часть его составляют жизнеописания прпп. Ионы и Нектария, которые впоследствии были канонизированы как преподобные. Рукописный оригинал Жития (автограф  владыки Гермогена) хранился до 1920-х гг. в кафедральном Благовещенском соборе. То, что сщмч. Гермоген не составил соответствующего Жития святителя Германа, опровергает часто встречающиеся в литературе утверждения о том, что сам сщмч. Гермоген был учеником святителя Германа. Вероятно, казанец Гермоген редко видел настоятеля Свияжского Успенского монастыря архимандрита  Германа, а архиепископом Казанским и Свияжским святитель Герман был недолго и большую часть времени провел в Москве.

В 1594 году митрополит  Гермоген просил царя Феодора Иоанновича открыть в Казани Иоанно-Предтеченский монастырь на основе подворья Свияжского Успенского монастыря. 28 января царь своим указом приказал открыть монас-тырь[10].

В 1595 году по указу патриарха Иова владыка Гермоген освидетельствовал в Угличе обретенные при перестройке собора мощи святого благоверного князя Романа Углицкого. Очевидно, владыка  Гермоген видел находившуюся в том же соборе могилу царевича Димитрия, убитого в 1591 году, и вспоминал об этом позже, имея дело с двумя «царями Димитриями».

В 1602 году была создана Астраханская епархия, от Казанской епархии отошли земли Нижнего Поволжья, сменился и архиерейский титул.

В 1598 году митрополит Гермоген был в Москве и присутствовал на Земском соборе, избравшем царем Бориса Федоровича Годунова. Начиналось Смутное время, принесшее владыке Гермогену мученический венец. Воцарение в 1606 году Лжедимитрия I он встретил лояльно, как и почти все русские люди, поверившие в то, что свергнувший с помощью поляков Бориса Годунова молодой человек – действительно сын Ивана Грозного. Не возражал он и против низложения Иова. Владыка  Гермоген не присуствовал на соборе, избравшем 24 июня 1605 года нового патриарха Игнатия, ведь это произошло всего через 4 дня после вступления Лжедимитрия в Москву.

Но к 21 июля 1605 года владыка Гермоген был в Москве и участвовал в венчании Лжедимитрия на царство. Уже в сентябре, все еще находясь в Москве, владыка Гермоген проявил себя как архиерей, способный возражать царям. Только митрополит Гермоген и Коломенский епископ Иосиф были единственными иерархами, выступившими против венчания «царя Дмитрия Ивановича» с Мариной Мнишек без ее крещения[11] (Марина Мнишек за день до венчания лишь словесно заявила о своем присоединении к Православию и поцеловала крест, при этом многие заметили, что она избегает прикладываться к иконам Богородицы). В результате епископ  Иосиф был отправлен на покой. Уважаемого же в народе владыку  Гермогена Лжедимитрий и его Патриарх Игнатий, очевидно, не решились сместить. Ему было приказано возвращаться в Казань.

Венчание Лжедимитрия с Мариной Мнишек состоялось 8 мая 1606 года. Протестовал ли против него сщмч. Гермоген, неизвестно, скорее всего, просто не успел, ведь уже 17 мая в Москве произошел переворот, Лжедимитрий был убит, а на другой день был низложен патриарх Игнатий. Разумеется, сщмч. Гермоген, находившийся в Казани, не успел прибыть на подобие Земского собора, которым уже 19 мая был избран новый царь Василий Иванович Шуйский. Не успел он и к 26 мая, когда Василий венчался на царство, и к поспешному извлечению и перенесению мощей и канонизации царевича Димитрия. Но в конце июня он уже был в Москве и 3 июля 1606 года был «по полному чину» поставлен патриархом.

Разумеется, фактически Патриарха назначил царь Василий Иванович Шуйский. Зачем же царю нужен был именно такой Патриарх, от которого трудно было ждать послушания, компромиссов и терпимости к незаконным действиям? Положение Шуйского на престоле было достаточно шатким, что вскоре подтвердилось. В качестве Патриарха ему, не собиравшемуся, в отличие от Лжедимитрия, отступать от Православия, нужен был архиерей, не послушный во всем, а такой, который своим авторитетом позволит укрепить собственную власть. Митрополит Гермоген к этому времени уже был известен и уважаем по всей России.

А правление царя Василия Шуйского стало временем, когда Смута все шире расползалась по всей России. В 1606 году объявился воевода якобы спасшегося «царя Дмитрия» Иван Болотников, наступление которого на Москву с трудом удалось отбить, а в 1607 году объявился и сам «Дмитрий» – тушинский вор Лжедимитрий II. Гражданская война распространилась по всей России, в каждом регионе боролись сторонники Василия Шуйского и «царя Дмитрия». Твердая позиция патриарха Гермогена сыграла большую роль в том, что Василий Шуйский так долго удерживал власть. Показательно, что Казань в этой сложной борьбе всегда стояла на стороне царя Василия Шуйского – казанцы доверяли своему бывшему митрополиту Гермогену, который обменивался грамотами и с казанскими воеводами и с митрополитом Ефремом (подробнее о событиях в Казани в Смутное время см. в очерке о митрополите Ефреме).

При этом патриарх Гермоген не был послушным помощником царя Василия. Он стоял на стороне именно законного царя. Даже справедливые обвинения царя в гибели 23 апреля 1610 года Михаила Васильевича Скопина-Шуйского не заставили патриарха Гермогена отступиться. Даже во время переворота 17 июля сщмч. Гермоген до конца уговаривал восставших москвичей оставить царя Василия на престоле. Показательно, что ни у кого не поднялась рука против самого сщмч. Гермогена и он остался на патриаршем престоле и после свержения Василия Шуйского, хотя и объявил недействительным пострижение Василия в монашество. При двух предыдущих переворотах вслед за царями уходили и патриархи (патриарх Иов после свержения Бориса Годунова, патрарх Игнатий после Лжедимитрия I). Патриарха Гермогена признали и сторонники Лжедимитрия II, и Филарет, который уже был провозглашен патриархом при дворе Лжедимитрия II.

Патриарх был способен к разумным компромиссам и согласился на воцарение в России польского королевича Владислава при условии, что королевич примет Православие. Но когда он увидел, что за этим стоит завоевание России поляками, освободил россиян от присяги Владиславу. Находясь в руках поляков и русских изменников, патриарх Гермоген призывал россиян бороться с захватчиками.

Позиция сщмч. Гермогена и его воззвания сыграли решающую роль в организации земских ополчений, неслучайно и то, что казанцы, помнившие своего архипастыря, приняли посильное участие в освободительной борьбе народа.

Священномученик Гермоген умер 17 февраля 1612 года. По данным «Нового летописца» (официальной русской летописи), он был уморен голодом и «зноем», по сообщениям поляков – удавлен. Но нет сомнения, что патриарх Гермоген принял мученическую смерть как христианский праведник и верный сын своего отечества.

Священномученик Гермоген был канонизирован 12 мая 1913 года и с этого времени является одним из самых почитаемых русских святых.

Примечания

1. Именно «Гермогеном», а не «Ермогеном», называл себя казанский митрополит в грамоте 1592 года патриарху Иову и патриарх Иов в своем ответе. См.: архим. Платон (Любарский). Сборник древностей Казанской епархии. – Казань, 1868. – С. 66-74.

2. Список с писцовых книг по г. Казани с уездом. – Казань, 1877. – С. 38.

3. Там же. – С. 16.

4. Каштанов С.М. Возникновение русского землевладения в Казанском крае (Документы) // Ученые записки Казанского государственного педагогического института. – Казань, 1973. – Вып. 116. –  С. 3-35. 

5. Липаков Е.В. Дворянство Казанского края в конце XVI – первой половине  XVII вв. Формирование. Состав. Служба: Дисс. канд. ист. наук. – Казань, 1990. – С. 67-68. 

6. Владелец двора, на котором была обретена чудотворная икона, Даниил Онучин, происходил из нижегородских дворян, переведенных в Казань, и святитель Гермоген мог быть его бывшим сослуживцем. Показательно, что именно  святитель Гермоген присутствовал при обретении иконы, хотя двор Онучина находился в приходе Николы Тульского, а не Николы Гостиного.

7. Действительно, во время составления святителем Гермогеном «Повести» архимандритом Спасо-Преображенского монастыря был отец  Арсений. См.: Ермолаев И.П. Казанский край во второй половине XVI – XVII вв. – Казань, 1980. – С. 43.

8. Подробнее см. статью об архиепископе Тихоне.

9. Архимандрит Платон (Любарский). Сборник древностей Казанской епархии. – Казань, 1868. – С. 66-74.

10. Известия Общества археологии, истории и этнографии при Казанском университете. – Казань, 1898. – Т. 14. – Вып. 6. – С. 670-672.

11. Еще в 1598 году сщмч. Гермоген категорически высказывался за крещение всех, принимавших православие из католической, лютеранской и армянской церквей.

Теги:
Святитель Ермоген Московский
священномученик Ермоген
архипастыри Казанские
Казанская икона Божией Матери
история Казанской епархии
история Казанского края
 
 

Все публикации